Президент Токаев принял решение возродить курултай. Увлечение стариной понятно, особенно после того как страна отметила 550-летие Казахского ханства и юбилей Золотой орды. Что даст стране это новое общественное собрание, размышлял обозреватель Ulyamedia.kz Асылбек Бисенбаев.
Как нам история поможет
Итак, курултай. Это древний институт, берущий свое начало в родовом строе кочевых племён и народов. В Монгольской империи он был призван решать важнейшие вопросы – престолонаследие, планы дальнейших завоеваний, установление законов и многое другое. Великие курултаи означали сбор всех представителей «золотого рода» для выборов нового великого хана. Естественно, что каждый курултай происходил в ожесточённой борьбе за трон представителей всё разрастающегося числа потомков Чингисхана. Тем не менее, проведение курултаев должно было демонстрировать единство империи, солидарность «золотого рода» и нерушимость наследия великого завоевателя. Правом голоса обладали только потомки Чингизхана, но они должны были учитывать интересы своих монгольских подданных, военачальников из «черной кости», а также населения захваченных улусов.
Значение курултаев было весьма велико. Это понимали в империи все. И не только потому что неявка или опоздание считалось преступлением и даже каралось смертью. Курултай был органом принятия важнейших решений. Здесь определялись позиции каждой ветви потомков Чингисхана, политический вес претендентов на трон, будущее империи и направления её расширения. Курултай – это не современный парламент. Здесь не было выборов. А как же выборы великого хана? Да, его выбирали. Но эти выборы были результатом столкновения интересов различных кланов, которые поддерживали приемлемую кандидатуру. Или бесспорно самую влиятельную и сильную.
Консультировать или решать
Казахстанский курултай сохранил только название. Он был создан указом президента как консультативно-совещательный орган. Таким образом собрание не принимает никаких обязательных для государственных органов или общественных организаций решений. Также курултай не может принимать или инициировать законы, государственные или иные программы и решения.
Но есть некая двойственность в этом вопросе. В соответствие с пунктом 14 Положения о Национальном курултае «Государственные органы, а также общественные объединения, получившие рекомендации и предложения Национального курултая, рассматривают их и уведомляют Национальный курултай о принятых мерах в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан». С государственными органами понятно. Курултай может придумать какие-то рекомендации. Это его дело. А госорган почему-то должен рассматривать и докладывать о принятых мерах! Ни в какие ворота, ибо курултай не парламент, администрация президента или канцелярия правительства. Это консультативно-совещательный орган. То есть там можно посовещаться и проконсультироваться, не более того. Конечно, выход есть. Решение можно оформить распоряжением президента, который является одновременно и председателем курултая. Следовательно, в этом пункте нужно было и разъяснить, что курултай может «подсказать» некое решение, которое и оформляется соответствующим образом. И это не крючкотворство! Если говорим о правовом государстве и следовании духу и букве Конституции, то такими должны быть и принимаемые решения.
Как на закон не наступить
Еще вопрос. Почему общественные объединения должны рассматривать рекомендации курултая, и тем более, докладывать о принятых мерах? Статья 5 Конституции гласит, что общественные объединения равны перед законом. Более того, констатирует, что «Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов». Отсюда следует, что общественные объединения такие рекомендации курултая могут расценивать как вмешательство, причем незаконное, в свои внутренние дела. И дать соответствующий ответ в виде судебного иска о нарушении конституционных прав.
Рабочий орган курултая - министерство информации и общественного развития. Следовательно, именно этот орган и будет вести всю работу - собирать, готовить, формировать, мониторить и информировать. Но министра в состав курултая не включили. Почему? Выходит, что курултай решает все вопросы с министерством без министра?
Впрочем, курултай может обойтись и без министра, поскольку его основные задачи резко сокращены по сравнению с почившим НСОДом. Чем должен был заниматься Национальный совет общественного доверия? В его компетенцию входило следующее:
А теперь сравните с задачами Национального курултая:
И это все! Ах да, еще один пункт – «осуществление иной деятельности в рамках своей компетенции, не противоречащей законодательству Республики Казахстан». Какой деятельности? Не спрашивайте. Даже не знаю, что ответить.
Долгосрочные дискуссии
Разница огромная. Видна даже невооруженным глазом. Конечно, в адрес НСОД было много критики. Мы даже не знаем каким образом он рассматривал значимые государственные программы и обеспечивал диалог партий. Но эти задачи перед ним стояли. А перед курултаем задачи оформлены в виде общих слов о дружбе и консолидации. Тем не менее, новый госсоветник Ерлан Карин уверяет:
“Если в Национальном совете общественного доверия предметом дискуссии были текущие социально-экономические проблемы, вопросы политического реформирования, то в Национальном курултае предметом обсуждения станут вопросы долгосрочного характера, касающиеся дальнейшего развития общественной консолидации на основе общенациональных ценностей”.
Но радует одно. Как говорит Карин, в Национальный курултай вошёл основной костяк Национального совета общественного доверия, который завершил свою работу.
Кстати, итоги деятельности НСОД не были подведены. Мы так и не узнаем какие социально-экономические вопросы были решены по его инициативе. Судя по росту цен, прошедшим трагическим событиям января, непрекращающейся коррупции и засилью монополий и ещё многому другому – никаких результатов нет. Положение даже ухудшилось. Зато создан новый орган с теми же людьми и сокращенными функциями для консолидации общества во имя стратегических интересов.
Перспективы и вопросы
Но вновь возникают совершенно простые вопросы. Если НСОД не смог решить ни одной проблемы, зачем нужно создавать новый орган – Национальный курултай, да еще с сокращенными полномочиями? Почему не активизировать парламент за счет демократизации законов о партиях, о СМИ, об общественных объединениях? Почему не сделать процесс выборов и референдумов подконтрольным обществу? Есть ли уверенность в том, что даже если курултай будет давать точную информацию о нуждах общества, правительство будет заинтересовано в решении именно этих проблем? Сможет ли курултай направить авторитарную власть, которая совершенно безнаказанна, в русло справедливости? Сможет ли курултай опротестовывать и изгонять чиновников, наносящих вред нашему государству?
Вопросов и сомнений очень много. Особенно в условиях разрастающегося глобального кризиса. Наши союзники ведут войну против Украины, сделавшей самостоятельный выбор в пользу демократического развития. Санкции уже ударили по ЕАЭС и по нашей экономике, но их пресс будет возрастать с каждым днем. Рост цен, безработица, обнищание населения стали катастрофическим. Сможет ли руководство Казахстана ответить на эти вызовы? И чем может помочь курултай? Читатель сам может дать ответ на эти вопросы. Лично я думаю, что нынешний курултай больше похоже на театр теней, чем на реальное действие.