×
443.85
474.3
4.8
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.85
474.3
4.8

Кто распорядился триллионами: рейтинг премьеров по тратам Нацфонда

22.06.2022, 14:36
Коллаж Ulysmedia

Национальный фонд – это такая копилка или подушка безопасности, которая должна обеспечить стабильное социально- экономическое развитие страны, снизить зависимость экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов и от конъюнктуры мировых цен. Но главное, о чём с высоких трибун десятилетия говорят ответственные лица, это накопления для будущих поколений.

Ответственные лица

Управляют фондом Национальный банк и правительство. С 2004 года действуют они под контролем Совета по управлению НФ, в котором:

  • президент страны - председатель Совета
  • премьер-министр
  • председатель сената парламента
  • председатель мажилиса парламента
  • руководитель администрации президента
  • председатель Национального банка
  • председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
  • министр финансов
  • министр национальной экономики

Рабочий орган Совета - администрация президента РК.

На протяжении всей истории главного казахстанского фонда, его сопровождают информационные скандалы, а депутаты, эксперты и журналисты ребром ставят вопросы о том, что деньги тратят неоправданно, а управление фондом нужно менять.

Триллион направо, миллиард налево

К примеру, в 2017 году сенатор Плотников предложил правительству разработать самостоятельный закон о Национальном фонде РК и предусмотреть нормы по эффективному использованию, контролю и обеспечению сохранности его активов. Однако, Ерболат Досаев, в то время вице-премьер, хоть и согласился, что вопрос актуальный, но успокоил депутата, что необходимые изменения, связанные с бюджетным кодексом, разработаны. Остальное - в текущем порядке.

С тех пор Национальный фонд так и остался частью государственной казны, которую регулирует бюджетный кодекс.

В результате информация о том, что средства Нацфонда тратятся не оправданно продолжает будоражить общество.

К примеру, недавно Счетком сразил цифрами, что более 290 млрд тенге ушли на оплату невыполненных работ и услуг. Еще 230 млрд тенге израсходовали на какие-то мутные дела, не предусмотренным концепцией по управлению Нацфондом. Также насчитано 9 млрд тенге, которые потратили с различными нарушениями.

Кризисы рулят

К слову, правительство про Нацфонд не забывает – одна история спасения БТА-Казком-Халык обошлась в триллионы тенге. А ещё нацкомпании, нацпрограммы и нацпроекты, которые тоже без конца нуждаются в материальной поддержке.

Как утверждает руководитель Счетного комитета Наталья Годунова, с 2015 года Нацфонд находится в активной фазе потребления.

“Несмотря на поручение главы государства о том, что республиканский бюджет не должен опираться на использование средств Нацфонда, в 2021 году потратили 4,5 трлн тенге, тогда как поступления составили 4,3 трлн”.

Собственно, о том, что жить нужно по средствам и тратить средства фонда с умом, говорил и Назарбаев. Он даже поручал разработать новую концепцию использования средств НФ. Но дальше слов дело не пошло. Корреспондент Ulysmedia.kz решил проанализировать кто из казахстанских премьеров активнее всего использовал накопления для будущих поколений.

Например, Алихану Смаилову из НФ затребовал несколько триллионов. Глава кабмина не стал объяснять, как он с их помощью поднимет экономику, победит нищету и инфляцию. Может быть поэтому озвученная сумма ни у кого не вызвала особых восторгов. Даже президент Токаев не стал скрывать своего недовольства.

“Трансферты из Национального фонда в 2020 году составили 4,8 трлн тенге, а в 2021 году - 4,5 трлн тенге. В этом году правительство просит еще 4,6 трлн тенге. Это очень большие деньги. Республиканский бюджет не должен опираться на использование средств Национального фонда. Надо постепенно сокращать трансферты”, – прокомментировал запросы Смаилова глава государства.

Алихан Смаилов/inform.kz
Алихан Смаилов/inform.kz

Карим Масимов (2007-2012)

С 2001 по 2015 годы из Нацфонда в бюджет перекачали 9,9 трлн тенге или 60,2 млрд долларов. Причем с приходом в кабмин Масимова ежегодные трансферты составляли около $6,7 млрд. однако целевые трансферты начались в 2008 году.

Карим Масимов/Sputnik.kz
​​Карим Масимов/Sputnik.kz

На начало 2007 года в Национальном фонде было 1,8 трлн тенге. В конце 2008 года средства выросли и составили 3,3 трлн тенге. Однако на целевые трансферты ушло 607 млрд тенге. На проведение внешнего аудита - 2,6 млрд тенге.

В 2009 году средства в Нацфонде накопилось 4,5 трлн тенге. На внешний аудит направили 2,8 млрд тенге. Объём гарантированного трансферта составил 843 млрд тенге, объем целевого трансферта -261 млрд тенге.

В 2010-м поступления в Нацфонд увеличились из-за роста цен на нефть и уже к концу года на его счетах было 5,7 трлн тенге. В 2010 году средства на целевые трансферты не выделялись. На гарантированный трансферт ушло 1,2 трлн тенге. На внешний аудит потратили 3,9 млрд тенге.

В 2011 году Национальный фонд вырос до 7,9 трлн тенге. На гарантированный трансферт перечислили 1,2 трлн тенге. На внешний аудит ушло 4,1 млрд тенге.

2012-м для НФ считается успешным, его средства достигли 10,4 трлн тенге. Объём гарантированного трансферта составил 1,380 трлн тенге. Еще 5,7 млрд тенге ушли на внешний аудит.

При Масимове с учетом трансфертов и средств на внешний аудит было потрачено 6,2 трлн тенге.

Серик Ахметов (2012-2014)

При Серике Ахметове, который правил кабмином чуть больше полутора лет, открыли шлюзы для целевых трансфертов и Национальный фонд начали превращать в «подушку безопасности». Как раз в эти годы начался российско-украинский конфликт, запад применил санкции, которые зацепили и Казахстан.

Серик Ахметов/pm.kz
Серик Ахметов/pm.kz

В 2013-м поступления в НФ составили 13 трлн тенге. Объём гарантированного трансферта составил 1,380 трлн тенге. На внешний аудит направлено 6,5 млрд тенге.

В 2014-м общий актив Национального фонда увеличился до 16,4 трлн тенге. Однако объем гарантированных трансфертов увеличился на 1,480 трлн тенге, а на целевой трансферт ушло 475 млрд тенге. На внешний аудит направлено 8,6 млрд тенге. Стоит отметить, что в 2014-ё стал самым продуктивным для Нацфонда – собрано $77 млрд.

В итоге при Серике Ахметове из Нацфонда ушло 3,34 трлн тенге.

Карим Масимов (2014-2016)

В 2015-м в Национальный фонд вырос с 16,4 трлн тенге сразу до 25,7 трлн тенге. На борьбу с кризисом потребовались дополнительные суммы - объём гарантированного трансферта увеличился до 1,7 трлн тенге, а объем целевых трансфертов достиг 754 млрд тенге. Еще 12,1 млрд тенге направлено на внешний аудит.

В 2016-м фонд снизился до 23,8 трлн тенге. Второй приход Масимова в правительство сократил средства НФ на 2,87 трлн тенге, а в целом убытки перешагнули рубеж в 5 трлн тенге. А если учитывать его первое пришествие в кабмин, то сумма превышает 11 трлн тенге.

Бакытжан Сагинтаев (2016-2019)

Под предводительством Бакытжана Сагинтаева из Национального фонда было изъято 10 трлн тенге.  Это самый высокий показатель в рейтинге трат за все предыдущие годы.

Бакытжан Сагинтаев/pm.kz
Бакытжан Сагинтаев/pm.kz

Пик вывода средств из НФ приходится на 2017-й. В этом году объём трансфертов, а это 4,4 трлн тенге составил 46 процентов бюджета. Тогда паниковать начал и председатель Совета НФ - президент Нурсултан Назарбаев. Он даже поручил снизить гарантированный трансферт до 2 трлн тенге к 2020 году.

Аскар Мамин (2019-2022)

Когда правительство доверили Мамину, общий актив Национального фонда был 26 трлн тенге. И хотя по итогам 2019 года поступления выросли до 27,4 трлн тенге, убытки превысили 3 трлн тенге. В частности, гарантированные трансферты увеличились на 2,7 трлн тенге, а целевые трансферты до 370 млрд тенге. На внешний аудит затрачено 13 млрд тенге. То есть, по итогам 2019 года - 3 трлн тенге.

Аскар Мамин/Nur.kz
Аскар Мамин/Nur.kz

В 2020-м началась пандемия и Мамин запросил из НФ 4,8 трлн тенге. А в 2021 году объемы трансфертов выросли еще 4,5 трлн тенге. В итоге эти годы обошлись Национальному фонду в 11,3 трлн тенге, а Аскар Мамин по праву занял первое место в рейтинге самых больших транжир национального состояния.

Деньги имеют свойство заканчиваться

Январские митинги доказали, что траты, которые оправдывали борьбой с экономическими кризисами, безработицей, бедностью, бездорожьем, засухой и инфляцией, себя не оправдали.

Для Ulysmedia.kz, как, впрочем, и для всех граждан станы, актуальным остаётся вопрос, если новому кризис-менеджеру Алихану Смаилову 4,6 трлн тенге не помогут выполнить социальные обязательства и он попросит ещё – позволят ему опустошить национальную копилку или нет?

Новости партнеров