Казахстанцы редко смотрят трансляцию правительственных заседаний и вообще собраниями чиновников, которые проходят часто и по самым разным поводам, интересуются слабо. Так уж сложилось, что простые граждане и журналисты, говорят об одном, а министры совершенно о другом. Иногда возникает ощущение, что живём в разных странах. Очевидно, Казахстан, в котором показатели зашкаливают, а доходы граждан падают, уже не устраивает и президента Токаева. Корреспондент Ulysmedia.kz еще раз изучил предложения и замечания Касым-Жомарта Токаева, которые прозвучали на расширенном заседании правительства и составил краткий конспект встречи.
О том, как в стране идут дела, на расширенном заседании правительства рассказали премьер-министр и председатель Нацбанка. Их доклады были полны оптимизма, а все проблемы Смаилов, что Пирматов списали исключительно на глобальные вызовы. Мол, во всем мире продукты дорожают, Казахстан не в изоляции живёт – инфляция и всё остальное вполне логичны.
Президент ни того, ни другого не прервал ни разу. Но и в своей речи о докладах глав правительства и финрегулятора не упомянул ни разу, чем, как будто еще раз подчеркнул - такой экзальтированный оптимизм в сложившейся ситуации просто неуместен.
Миру-мир, а Казахстану – жесткий контроль
Токаев подчеркнул, что раз уж в мире такая турбулентность, то и правительство, и Нацбанк должны постоянно работать над повышением благосостояния нации и созданием новых рабочих мест. Ну и с ростом цен бороться можно не только за счет повышения базовой ставки Нацбанка, но в первую очередь – наводя порядок в торговле.
А там, во-первых, бардак в самих торговых сетях – с ним поручено разобраться Генпрокуратуре: проверить сколько собирают базаркомы, почем торговцы еду отпускают, почему у всех на прилавках одна и та же цена?
Во-вторых, и что еще важнее, пару лет назад Касым-Жомарт Токаев поручал создать альтернативу базарам – оптово-распределительные центры.
“Правительство заволокитило исполнение этого поручения. Планы и публичные заявления остались на бумаге”, - без обиняков заявил президент, потребовал до октября в вопросе разобраться и доложить о результатах.
За что отругали Султанова и Карашукеева
Проблема в том, что строить ОРЦ должно министерство торговли и интеграции. А его шеф Бахыт Султанов не смог справиться с регулированием цен даже на один товар. Хотя за цену и доступность сахара он отвечал на пару с министром сельского хозяйства Ерболом Карашукеевым. Мы много писали о том, как люди бьются за сахар, как торговцы дерут за него бешенные деньги. Сложившуюся в магазинах ситуацию глава государства назвал позором и объявил двум ответственным министрам выговоры.
Впрочем, этот выговор – скорее предупреждение, чем наказание. Ведь сомнительной Касым-Жомарт Токаев назвал и историю с оборотной схемой, о которой мы также не единожды писали, а эксперты прямо говорили: «оборотная схема» - кормушка для небольшой кучки избранных ретейлеров, Президент вникнуть в детали контрактов попросил не Генерального прокурора, а все тех же министров Султанова и Карашукеева. Как отметил Токаев, «логичнее было бы кредитовать не торговые сети, а конкретных фермеров».
Есть у ведомства Карашукеева ещё одна глобальная задача, выполнение которой тоже под вопросом – обеспечение продовольственной безопасности. Оказывается, у правительства даже есть некий план выполнения этой задачи. Вот только, как сообщил президент, «вместо конкретного алгоритма действий в этом Плане - только набор благих устремлений».
Помогите фермерам
Стремиться действительно надо к лучшему. Но без дешевых кредитов для фермеров на весенне-полевые работы, сельхозтехнику и оборотку, без понятной схемы ценообразования на агрохимию и семена ничего не выйдет.
Мы писали о том, что за основным казахстанским заводом по производству минеральных удобрений стоят непростые люди. И, как выяснилось, Токаев в курсе.
“Недавняя проверка выявила факты завышения цен для отечественных аграриев. Например, ТОО «Казфосфат» продавало значительные объемы удобрений аффилированной компании (ТОО «KAZ Chemicals Trading House»), которая добавляла до 30 % торговой наценки. Данную ситуацию удалось исправить мерами антимонопольного реагирования – производитель возвращает свой незаконный доход”, - отметил Токаев.
Кроме того, президент поручил заняться разработкой месторождений калия и фосфора, потому как действительно в мире имеется дефицит минеральных удобрений.
Месторождение для «своих»
К слову, о геологии. Запасы казахстанских недр, как подчеркнул президент, не бесконечны. Но они еще есть, только надо искать. Более того, иногда находятся и новые месторождения. Вот только информацию о них получают только «свои».
“Подковёрную раздачу участков различным фаворитам и дельцам допустить нельзя. Я уже об этом говорил. Правительство уже несколько лет обещает создать оцифрованный банк данных минеральных ресурсов с открытой геологической информацией. Средства были выделены, но эта важнейшая задача до сих пор не исполнена и забалтывается под разными предлогами. В лучшем случае речь идёт о непрофессионализме, в худшем – о преднамеренном саботаже. И то, и другое, предупреждаю, чревато серьезными последствиями для исполнителей”, - обратился к министрам Касым-Жомарт Токаев.
Пока за это, а также за решение отстреливать священных сайгаков министр экологии, геологии и минеральных ресурсов Сериккали Брекешев тоже получил выговор. К слову, мы много писали об абсурдности и дикости предложения минэкологии по отстрелу сайгаков. И очень рады, что наши доводы услышал президент.
А что там с народом
Отдельно Касым-Жомарт Токаев остановился на постепенном обнищании населения. доходы граждан в номинальном выражении, может и не падают, но купить на них люди могут всё меньше.
Особенно страдают от этого жители Алматинской, Атырауской, Мангистауской и Туркестанской областей. А в Кызылординской области и вовсе зафиксирован антирекорд – доходы граждан снизились на 2,9%.
Президент поручил взять вопрос доходов населения на особый контроль и именно по этому показателю измерять эффективность работы акимов.
Кроме того, он потребовал сделать поддержку социально-уязвимых граждан адресной, разработав карты семьи. Многие поручения президента – в том числе общая база данных минеральных ресурсов, создание товаропроводящей системы и системы учета продовольствия буксуют из-за медленной цифровизации.
Об Армане Абдрасилове, который вроде возглавляет холдинг «Зерде», но больше озабочен делами сердечными, нежели информатикой, мы писали не единожды. И, видимо, на него и у президента надежды никакой. Поэтому, видимо, разобраться с цифровизацией поручено премьер-министру, а министру Багдату Мусину за провалы в работе подведомственных компаний сделано предупреждение.
Также неэффективно работают другие нацкомпании - на НПЗ за год зафиксировано 410 фактов незапланированного простоя, а холдинг «Самрук-Казына» вместо выстраивания эффективной операционной среды и корпоративного управления по-прежнему напрямую вмешивается в операционную и закупочную деятельность, кадровую политику портфельных компаний.
Никто не забыт
Журналисты, неправительственные организации давно говорят, что у каждой ошибки, а тем более финансовой махинации, есть конкретный бенефициар и исполнитель. Однако в старом Казахстане они нередко уходили от ответственности, меняя место работы или же просто за давностью лет. И, судя по всему, чиновники пытались эту практику перетащить в Новый Казахстан. Во всяком случае, как стало известно из выступления президента, созданные не так давно комиссии по противодействию незаконной концентрации экономических ресурсов и возврату незаконно полученного имущества в последнее время снизили активность.
Но на тормозах спустить процесс не удастся. Эта работа по пристальным вниманием СМИ и, как выяснилось, президента. Точно также Токаев призвал проверить все крупные контракты на строительство дорог за последние 10 лет. Как знать какие интересные истории станут известны по итогам этих проверок?
Уже сегодня правительство соберется на заседание без президента, но для того, чтобы обсудить его поручения и замечания, предложить какие-то методы решения накопившихся проблем. И очень интересно будет узнать – смогут ли подчиненные Алихана Смаилова и он сам наконец предложить что-то дельное? Или нам вновь предложат старые механизмы, подразумевающие огромные траты из Нацфонда, но не дающие никакого эффекта?
Кстати, ещё несколько лет такой непродуктивной активности и фонт опустеет.