×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Шансы и амбиции: смогут ли тенге и рубли опрокинуть доллар

02.10.2022, 14:23
Шансы и амбиции: смогут ли тенге и рубли опрокинуть доллар
Коллаж Ulysmedia

Премьер-министр России в Астане на заседании глав правительств содружества призвал страны СНГ в торговле друг с другом срочно переходить на расчеты в национальных валютах и отказаться от доллара. В Казахстане в экспертной среде эту идею поддержки немногие. А как расценивают её в самой России? Этот и другие вопросы корреспондент Ulysmedia.kz обсудил с российским финансовым экспертом, главным экономистом консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгением Надоршиным.

Тема перевода как можно большей доли торговли в рамках ЕАЭС на национальные валюты, она, ведь, не нова?

     - Нет, она «с бородой», звучала даже ещё до формализации евразийских экономических структур. Например, до 2008 года появились планы создать в Москве крупный финансовый центр, при чем, не только для стран СНГ, но и для больших «широт». Были идеи перетянуть часть финансовых потоков из создававшегося тогда финансового центра в Дубае, поскольку Москва и Эмираты лежат в близких часовых поясах, с прицелом обслуживать страны Ближнего Востока.

Но тогда международный финансовый кризис 2008-2009 годов поставил на планах если не жирный, то пунктирный крест. Потом появилась геополитическая идея евразийского союза, куда попытались привлечь Украину, но начался майдан и последующие события. И уже не только и не столько экономические, сколько политические резоны стали подталкивать российские власти к продвижению рубля за пределами России.

В то время ещё даже государства будущего ЕАЭС для расчётов между собой, например, для клиринга по пошлинам за сырье использовали доллары или евро. Но, под воздействием политических вызовов доля рубля в расчетах выросла ощутимо. С Беларусью больше, с Казахстаном ощутимо скромнее.  

Было проще продавить Беларусь, чем Казахстан?

     - Вероятно, да, но, истины ради, стоит признать, что проходило всё довольно мягко: была создана инфраструктура, вполне конкурентоспособная долларовой. И в то время расширять торговлю в рублях были готовы многие, не только ближайшие союзники России. Например, до спецоперации на Украине активно шла на расчёты в рублях Индия. Был тогда определённый прогресс и с Китаем, хотя, на чётко паритетной основе: сколько купили за рубли, столько же купили за юани.

Но в определённый момент прогресс в продвижении рубля приостановился. Видимо, политические и экономические возможности уже были исчерпаны.

Тем более неожиданно, что эта идея озвучивается сейчас. Каковы шансы на её продвижение?  

     - Причина того, что об этом заявил премьер Мишустин, проста и понятна: российским властям очень неудобно работать с валютами недружественных стран.

Мне кажется, что возможности с нынешнего уровня увеличить расчёты в рублях очень ограничены. Конечно, российским резидентам деваться некуда, они будут пытаться проводить все, какие возможно, расчеты, не в долларах и не в евро, но вот, удастся ли продвинуть именно рубль, как расчетную валюту, я не уверен.

У российских поставщиков из-за санкций и сложностей интеграции в мировую экономическую систему, стало меньше рыночного влияния, и, возможно, они будут охотно соглашаться в расчетах внутри ЕАЭС на расчеты в тенге и белорусском рубле.

Вот, очень важный для нас вопрос: есть ли у тенге возможность в перспективе расширить своё присутствие на финансовых рынках, в международной торговле?

     - Безусловно, есть. В том числе, благодаря международному финансовому центру «Астана», с применением английского права в его практике. Но сейчас на большой прогресс в этом я бы не поставил: мало предложить капиталу условия, комфортные по формальным признакам, очень важно иметь хорошо развитые институты.

До недавнего времени, Казахстан был в этой части не сильнее России. Создать финансовый центр на прогрессивных принципах, принять хорошие законы – всего этого недостаточно. Надо чтоб эти законы и принципы безукоризненно исполнялись. Для Казахстана сейчас это и возможность, и задача. У тенге есть хороший шанс, но для его реализации понадобится время. И, надо понимать, что ряд возможностей уже, к сожалению, безвозвратно упущены – за это время тот же финансовый центр в Дубае очень сильно рванет вперед.

Но, если рассматривать три валюты – российский и белорусский рубли и казахстанский тенге – то шансы на продвижение на рыночных, добровольных, основаниях, в качестве серьезной расчетной валюты, самые высокие у тенге. Его использовать в этом качестве, могут не только в этих наших странах, но и в других региональных государствах. Но, повторюсь, нужны работающие эффективные институты.

Сейчас руководство Казахстана в этом смысле подаёт очень обнадеживающие сигналы. Может быть, это станет стартом большого прогресса. Хотелось бы, чтобы это сработало, а то в нашем общем прошлом, есть примеры позитивных сигналов «сверху» для финансовых и товарных рынков, для экономики в целом, в итоге так и не сбывшихся.