×
443.35
475.54
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.35
475.54
4.82

Банки, бизнес и танцы: о чём спорили на саммите CFO финансисты и предприниматели

15.03.2024, 09:54

В Алматы состоялось одно из главных и ожидаемых событий финансового центра мегаполиса - CFO Summit Idea Exchange & Networking Event. Обычно на этом форуме обсуждаются темы, затрагивающие наиболее важные аспекты финансовой составляющей и экономики Казахстана в целом.

Корреспондента Ulysmedia.kz, как, впрочем, и участников саммита, удивило решение организаторов перенести мероприятие из традиционных конференц-залов в новый Almaty Theatre. Возможно поэтому традиционного размаха не наблюдалось, хотя надо признать, обсуждаемые темы были увлекательны, а выступления артистов театра после каждой панельной сессии - оригинальны.

Наибольший интерес участников мероприятия вызвал вопрос о банковской деятельности Казахстана, растянувшийся сразу на две панельных сессии. Затронули темы возможности удвоения ВВП к 2029 году и роль банков в новом Казахстане.

Любой бизнес деградирует без конкуренции

   - У нас в Казахстане нет городских банков, региональных банков. У нас вообще нет возможности создавать разные банки. У молодых предпринимателей нет возможности создавать банки. Всё заблокировано. Есть монополия. Два-три банка рулят корпоративным сектором - а это 2/3 рынка. Двадцать человек решают все, – заявил основатель Kusto Group Еркин Татишев.

В 90-х в Казахстане были крупные, средние и совсем небольшие банки, жестко конкурировавшие между собой – вспомнили участники. Они посетовали на то, что сейчас бизнесу совершенно невыгодно брать кредиты по высоким рыночным ставкам. В текущих реалиях бизнес выживает, говорят представители казахстанского предпринимательства. Тут уж не до жиру, быть бы живу. Впрочем, выход, по их мнению, все же есть.

   - Я считаю, что необходимо вернуть предпринимательство внутри банковской системы. Она должна быть конкурентной. Поэтому надо вернуть ее в рыночную экономику. Банки должны конкурировать за клиентов. А сейчас можно зайти в две-три двери и понять, что ни у кого нет интереса финансировать (идеи бизнеса – Прим.), – заявил Татишев.

Банки vs МКО

Вместе с тем на казахстанском финансовом рынке есть крупные микрокредитные организации (МКО), которые как раз и доносят деньги до людей, потребителей, предпринимателей МСБ.

Начав свою деятельность 10-15 лет назад, к сегодняшнему дню они выросли с маленьких кредитных организаций до очень хорошей отметки, с которой они уже могут превращаться в полноценные банки второго уровня (БВУ). Однако конкурировать с БВУ им вряд ли удастся, считают представители бизнеса.

С точки зрения регионального представителя в Казахстане компании IFC (входящей в группу Всемирного банка, организованной для KMF, ведущего микрофинансового института Казахстана) Екатерины Бенджамин, сейчас показатели МКО очень хороши.

   - Но не все так позитивно, потому что в отличие от них, казахстанские банки не так хорошо растут, – заметила спикер.

Объясняет она возникшую проблему на рынке перекосами в финансовой системе.

   - У нас есть крупные государственные компании, либо маленькие, которые не могут привлекать достаточно средств для того, чтобы внедрять новые технологии, проводить исследования и таким образом увеличивать экономику, которая в свою очередь будет увеличивать банковскую систему, – констатировала Екатерина Бенджамин.

Цифры рулят

Однако представители банковского сектора не согласились с резкой критикой участников со стороны бизнеса. По словам председателя правления ForteBank Бекжана Пирматова, банки очень даже заинтересованы в работе с юридическими лицами, причем как с крупным бизнесом, так и с МСБ.

   - Любой нормальный банк заинтересован заниматься кредитованием. Даже на примере нашего банка я могу сказать, что на кредитном портфеле мы зарабатываем в два раза больше, чем на портфеле ценных бумаг. Конечно, кредитный портфель состоит в основном из тенговых инструментов, а в ценных бумагах есть валюта, тем не менее это показывает, что у банков есть мотивация кредитовать, и вот в нашем банке в сегменте юридических лиц произошло удвоение кредитного портфеля, – пояснил Бекжан Пирматов.

С другой стороны, говорит он, кредитовать ради кредитования тоже неразумно. Банкам, как крупным финансовым институтам, приходится тщательно просчитывать риски, ведь в финансовом секторе крайне важна стабильность.

Бахмутова любит цифры

Вместе с тем надо признать, что и банковский сектор в Казахстане неоднороден. По словам главы АФК Елены Бахмутовой, действующие в стране банки – Kaspi.kz и Halyk Bank трудно назвать банками как таковыми, поскольку они в большей степени сейчас тяготеют к fintech индустрии.

Что касается замечаний предыдущих спикеров о недостаточном кредитовании бизнеса, то Бахмутова решила оперировать цифрами.

   - Я цифры очень люблю, – заявила глава АФК.

   - Национальный банк уже три года публикует статистику по кредитам в расширенном формате, это – банки, МФО, квазигоссектор, ипотечные компании. Так вот кредитование бизнеса на самом деле достигает 16,5 трлн тенге, что составляет 13,8% от ВВП, - парировала Бахмутова.

Опираясь на статданные, она пояснила, что если 16,5 трлн тенге – это общая сумма кредитов, выданных бизнесу, то из них банки прокредитовали 11 трлн тенге, и лишь 5,5 трлн тенге приходится на небанковский сектор.

   - Теперь давайте посмотрим, кто прокредитовал эти 5,5 трлн тенге: чуть больше 2 трлн тенге - БРК, около 500 млрд, может быть, приходится на микрофинансовые организации. И, представьте себе, 50% от кредитного портфеля банковского сектора бизнесу, за пределами банка – это льготные кредиты, которые выдает государство через свои институты. Откуда были взяты деньги? Из бюджета. Представляете, какую диспропорцию в лице регулирования создает государство? Вот здесь говорилось о том, что бизнес не хочет брать кредиты по рыночным ставкам. А зачем, если есть льготные ставки, – заявила Елена Бахмутова, сорвав аплодисменты зала.

Также она предложила рассмотреть структуру банковского сектора за 8 лет. За этот период абсолютный размер кредитования юридических лиц корпоративного сектора увеличился всего лишь на 15%. Тогда как кредитование индивидуальных предпринимателей  демонстрирует взрывной рост - с 300 млрд тенге до 1,6 трлн тенге. Это говорит о том, что у нас люди сами могут развивать свой бизнес и брать кредиты.

В целом, резюмируя, остается лишь заметить, что на самом деле такие дискуссионные площадки, как CFO Summit, действительно необходимы. И здесь уже неважно, где именно и в каких условиях он проходит, поскольку темы, которые поднимают здесь эксперты, гораздо важнее.

Автор: Зарина Козыбаева

Новости партнеров