К реализации сразу 10 национальных проектов приступают в правительстве Казахстана. Перечень нацпроектов был утвержден 13 октября указом главы государства, а днем ранее они были представлены министрами на заседании кабмина. На все 10 проектов от частных инвесторов, республиканского и местных бюджетов потребуется около 50 трлн тенге. При этом более половины всех денег потратят всего на три проекта, разработанные Министерством национальной экономики РК, передает Ulysmedia.kz.
В частности, это «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», нацпроект по развитию предпринимательства и «Сильные регионы – драйвер развития страны». Только первый обойдется в 15,9 трлн тенге, из которых 402 млрд будут выделены из республиканского бюджета, а 15,5 трлн тенге – привлечены у частных инвесторов. Для сравнения: доходы республиканского бюджета без учета трансфертов в 2022 году, по прогнозам, составят 9,2 трлн тенге. Выделяемые деньги должны помочь повысить компетенцию 1 000 казахстанских экспортеров, а вот выведут на международные электронные торговые платформы (Alibaba, Amazon, Ozon) меньшее число – всего 350 экспортеров.
В рамках этого проекта к 2025 году планируется запустить пять нефтегазохимических заводов и 418 индустриальных проектов, которые должны помочь увеличить в полтора раза объемы производства и расширить номенклатуру товаров обрабатывающей промышленности. Часть этой продукции должна пойти на экспорт, что позволит, по планам министра национальной экономики РК Асета Иргалиева, удвоить несырьевой экспорт страны до 2025 года, до 41 млрд долларов США.
Проект по развитию предпринимательства обойдется дешевле – всего в 8,5 трлн тенге. Из них 1 трлн тенге возьмут из бюджета, 125 млрд тенге – из местных бюджетов, а 7,3 трлн тенге привлекут у частных инвесторов. По задумке министерства, эти деньги направят на поддержку 690 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, то есть в среднем одному предпринимателю достанется 12,3 млн тенге. В том числе поддержку получат и 55 тыс. сельских предпринимателей. В результате ожидается удвоение к 2025 году числа предпринимателей, открывших собственное дело в рамках программы «Бастау Бизнес».
Третий проект от Миннацэкономики – «Сильные регионы – драйвер развития страны» – будет стоить 7,6 трлн тенге. Основную сумму достанут из бюджета – 4 трлн тенге, в то время как у частных инвесторов привлекут 2,8 трлн тенге. Еще 0,8 трлн тенге дадут местные бюджеты. На эти средства планируется до 2025 года модернизировать более 3,5 тыс. сел, построить 16 тыс. километров сетей водоснабжения и водоотведения, а также отремонтировать и построить дороги. Данные меры должны помочь увеличить транзитные грузопотоки с 22,7 млн до 30 млн тонн, а также полностью обеспечить водой все города и села страны.
Планируется, что три нацпроекта позволят к 2025 году повысить доходы казахстанцев на 27%, увеличить долю малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте до 35% и обеспечить рост экономики на уровне не ниже 5%.
Триллионы, выделяемые на реализацию нацпроектов, неминуемо привлекут тех, кто пожелает поучаствовать в их распределении. И тут, логично, возникают большие возможности для коррупции. Об этом еще до принятия проектов говорил президент страны Касым-Жомарт Токаев.
«Меня в этой связи беспокоит проблема, связанная с коррупцией. Как только появляются в печати большие цифры, связанные с реализацией крупных проектов, особенно в области инфраструктурного строительства, тут же эти цифры становятся предметом пристального внимания со стороны профессиональных охотников за такими проектами, желающих «отжать» соответствующие средства в свои карманы. Давайте будем говорить откровенно. Мы это знаем. Поэтому я хотел бы очень серьезно предупредить правительство и соответствующее агентство: внимательно подумайте над этой проблемой. Польза от реализации национальных проектов должна быть нацелена на обеспечение благосостояния наших граждан», – сказал он 1 июля на заседании Высшего совета по реформам при обсуждении тогда еще планировавшихся нацпроектов.
Средства, выделяемые на нацпроекты, скорее всего, будут освоены. Как отметила председатель Счетного комитета по контролю за исполнение республиканского бюджета Наталья Годунова, выступая 21 июня на совместном заседании палат парламента, в республике вместо работы на результат идет «гонка за освоением» средств. При всем этом сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных в прошлом году, составила аж 570 млрд тенге.
Вместе с тем, некоторых расходов при правильном планировании можно было избежать, полагают в Счетном комитете. К примеру, в сентябре Счетный комитет в своем заключении к проекту Закона РК «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» отметил дублирование мер господдержки в рамках программы продуктивной занятости и «Дорожной карты бизнеса – 2025». В результате при акиматах параллельно функционируют комиссии с однородными функциями и полномочиями, что указывает на забюрократизированность процесса рассмотрения заявлений для получения господдержки.
Есть различия и в требованиях к получателям грантов. Одним из обязательных условий предоставления грантов является завершение курса обучения основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес» или наличие сертификата обучающих компонентов в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2025». При этом по программе «Енбек» такое требование не распространяется на отдельные категории участников (члены малообеспеченных/многодетных семей, получателей адресной социальной помощи, переселенцев и кандасов), что, по мнению Счетного комитета, ставит под сомнение дальнейшую эффективность этих расходов. В частности, с 2018 года по 2020 год число лиц, получивших гранты без прохождения обучения, выросло с нуля до 12,8 тыс. или с 0% до 29% в общем объеме. В Счетном комитете указали на мизерную эффективность грантов: в 2018-2020 годы получатели грантов выплатили 0,6 млрд тенге налогов, в то время как на их поддержку за этот период было направлено 44,2 млрд тенге.
В Счетном комитете обратили внимание и на имеющиеся в Миннацэкономики недостатки в планировании. К примеру, республиканская бюджетная комиссия приняла 18 августа решение поддержать предоставление в 2022 году 174 грантов субъектам малого предпринимательства, в том числе начинающим молодым бизнесменам, на общую сумму 600 млн тенге.
«Отмечается неизменность объема финансирования (600 млн тенге) и количества предоставленных грантов (174 гранта), что указывает на планирование расходов без учета потенциала роста участников и в условиях отсутствия анализа потребности в ресурсах в региональном разрезе», – отметили в Счетном комитете.
На не совсем дальновидную политику Миннацэкономики недавно указали и депутаты. Глава ведомства подвергся критике после того как представил 3 ноября на пленарном заседании Мажилиса парламента законопроект по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности. Документ предполагал полный переход бизнеса на электронную налоговую отчетность с 2023 года: в настоящее время ее можно подавать как в электронном, так и в бумажном виде.
Поэтому депутаты поинтересовались, как быть в ситуациях, когда в населенном пункте предпринимателя нет интернета. В ходе обсуждения выяснилось, что к 2023 году далеко не во всех населенных пунктах Казахстана будет иметься доступ в интернет. Как сообщил вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Аскар Жамбакин, в настоящее время 6 341 сельский населенный пункт в Казахстане имеет доступ к интернету, 768 – слабый доступ, и в 1 178 селах он отсутствует вообще.
«До 2025 года 617 сел будут покрыты связью за счет низкоорбитальных спутников. К оставшимся будет проложена необходимая инфраструктура в виде мобильной связи и оптических кабелей», – сообщил вице-министр.
Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин подверг критике работу Асета Иргалиева, поскольку оказалось, что министр, настоявший на введении наказания для предпринимателей, которые не будут сдавать фискальную отчетность с 2023 года только в электронном виде, узнал о невозможности решить проблемы с интернетом в сотнях сел к 2023 году только на заседании нижней палаты.
«Вы это поняли только тогда, когда пришли в парламент? Нет, я серьезно спрашиваю», – спросил спикер Мажилиса у министра.
«Для меня это новость, что 2025 год», – ответил Асет Иргалиев.
«Ничего не вникли, а аргументы: «Улучшить позицию в международном рейтинге». Уже добегались с этими рейтингами. У предпринимателя просто исчезает выбор. Мы же просто его загоняем. Вы сами понимаете и заложили вот такую отлагательную норму. Вы что делаете? Вы посеете полный хаос в отчетности. Чем вы думаете, когда принимаете, голосуете, государственные мужи? Вы заранее ставите предпринимателей в такие условия, а ответственность уже предусмотрели. Если вы такие требования закладываете, то и к себе заложите. Во-первых, обеспечить интернет до 2023 года, тогда это по-партнерски. Что это за министр экономики?» – сказал Нурлан Нигматулин, обращаясь к главе Миннацэкономики.
Остается лишь надеяться, что при освоении 32 трлн тенге по трем нацпроектам министерство, возглавляемое Асетом Иргалиевым, постарается не допустить таких же досадных просчетов.
Автор: Байтас Курманов