Эксперты заявили об отсутствии прозрачности бюджета Казахстана, передаёт Ulysmedia.kz.
Что говорят эксперты
По словам члена Общественного совета по госфинансам, директора Центра исследований Сандж, исследовательница Международного бюджетного партнерства (IBP) Жанар Джандосовой, за 15 лет Казахстан в оценке открытости бюджета поднялся с 38 до 63 баллов в 2021 и остановился на этой отметке.
У соседних стран Индекс открытости бюджета за 2023 год заметно выше: у Грузии – 87, Азербайджана – 67, России – 66, Турции – 64. Анализ вопросов, по которым Казахстан имеет нулевые оценки, показывает, что основная проблема – в проекте бюджета, где больше всего нулевых баллов.
Во-первых, Казахстан не предоставляет в бюджете исторических данных ни по затратам, ни по доходам. А это значит, что проект бюджета не позволяет сравнивать бюджеты прошлых и будущих лет, видеть возможные ошибки планирования и исполнения бюджета.
Также в проекте бюджета нет данных, как растут госдолг и проценты по нему. Со слов Джандосовой, публикация исторических данных хотя бы за два предшествующих года позволит избежать ошибок и извлечь уроки.
Именно поэтому Международное бюджетное партнёрство, оценка которого основана на методологии МВФ, требует включать исторические данные.
Во-вторых, в проекте бюджета отсутствует экономическая классификация. Она, в отличие от функциональной и административной, даёт информацию о расходах на зарплаты и премии, товары и услуги, о трансфертах или комиссии, капитальных и командировочных затратах. Её отсутствие говорит о том, что нет планирования расходов по таким категориям, а мониторинг превышения бюджетов по ним не ведётся.
“В-третьих, огромным упущением является в нашем законодательстве то, что глава Высшей аудиторской палаты может быть смещён без согласия парламента или судебной власти, что происходило как при прежнем, так и при новом президентах”, – отметила эксперт.
В-четвёртых, нулевые баллы наблюдаются по прошлому внебюджетных соцфондов. Непрозрачна работа по фондам, связанным с управлением возвратом активов, которое возложено на ТОО.
В-пятых, в бюджете РК нет данных по актуарным расчётам (например, как демография через 10-15 лет скажется на бюджетной нагрузке), по налоговым вычетам, по оценке целевых доходов, таких как экологические и другие штрафы.
Очень много вопросов, получивших нулевые оценки, связано с отсутствием вовлечения общественности в обсуждение бюджета, особенно на стадии планирования, по проведению общественных слушаний, использованию рекомендаций гражданского общества. Многие решения принимаются без консультаций с населением.
Ни в правительстве, ни в парламенте не заслушиваются альтернативные оценки доходов и затрат, связанных с изменением политики, нет альтернативных макроэкономических и фискальных прогнозов. Утверждённый бюджет за год проходит 7-8 корректировок.