По результатам мониторинга предприятий наблюдается ускорение роста цен на готовую продукцию, сырье и материалы. Об этом сообщил директор департамента денежно-кредитной политики Национального банка РК Рустем Оразалин, передает Ulysmedia.kz.
Цены продолжают расти
Согласно результатам мониторинга предприятий, проведенного Национальным банком Казахстана за II квартал 2024 года, наблюдается ускорение роста цен на готовую продукцию, сырье и материалы. Диффузионный индекс (ДИ), отражающий общее изменение динамики цен, составил 57,8, что несколько выше показателя I квартала 2024 года, равного 57,2.
Спрос на продукцию остается стабильным
Несмотря на рост цен, спрос на готовую продукцию предприятий остался на уровне I квартала текущего года. ДИ по этому показателю составил 51,1, что свидетельствует о сохранении спроса в зоне роста.
Рентабельность предприятий выросла
Средняя рентабельность продаж (до учета процентов, налогов и амортизации) по экономике в целом увеличилась до 23,8%, что выше среднеисторической нормы и превосходит показатель прошлого квартала, равный 22,9%.
Состояние экономики — главный барьер
Основным препятствием для ведения бизнеса предприятия продолжают считать состояние экономики. Об этом заявили 29,6% опрошенных компаний. Среди других значимых препятствий предприятия отметили рыночную конкуренцию (29,5%), высокий уровень налогов (28,8%) и нехватку квалифицированных кадров (27,3%).
Другие сложности ведения бизнеса
Также среди факторов, затрудняющих ведение бизнеса, выделяются поиск покупателей (25,0%), сложность получения лицензий и разрешений (17,3%), а также проблемы с возвратом дебиторской задолженности (14,4%). Доступ к финансированию находится на 8 месте по значимости и был упомянут 14,2% респондентов.
Композитный опережающий индикатор (КОИ), представляющий собой агрегированную оценку опросов предприятий реального сектора, улучшился и составил 100,3. Это указывает на некоторую стабилизацию и улучшение общей экономической ситуации в реальном секторе.
Напомним, в мае 2024 года 31,4% опрошенных предприятий считали основным препятствием для ведения бизнеса рыночную конкуренцию.