Импортное у нас всегда было в почёте, собственно, на постсоветском пространстве это заложено на генетическом уровне. Сейчас мы начинаем понимать, что молоко лучше пить своё, сахарную свёклу тоже лучше самим выращивать, и мебель казахстанская ничуть не хуже румынской, но, тем не менее, до сих пор не сомневаемся, что программное обеспечение, гаджеты и прочие атрибуты современной жизни покупаем те, что сделаны за рубежом.
Корреспондент Ulysmedia.kz решила выяснить, есть ли шанс у наших IT-компаний найти свою нишу на мировом рынке и как они воюют за место под солнцем в своём отечестве. Генеральный директор компании Documentolog Байжан Канафин объяснил, почему правительство делает ставку на зарубежных айтишников и не замечает своих.
Никто не будет спорить, что без развития IT государству будет сложно идти вперёд и, тем более, с кем-то конкурировать. Для Казахстана – это пока мечта?
- Мы развиваемся и уже вполне способны заявить о себе. Отечественный IT-рынок не такой большой, но уже и не маленький. Небольшие компании уже могут обеспечить своё существование, но это как раз серьезно мешает тому, чтобы они задумывались о выходе на экспорт. Грубо говоря, в Казахстане достаточно денег, чтобы найти себя и начать зарабатывать. А выход на внешние рынки – это уже история для более успешных компаний. Собственно, это правило для любого сектора - сначала нужно стать лучшим у себя в стране, и только после этого у тебя появится право и возможность выходить на экспорт.
Но у нас IT в приоритете. Кто только о цифровизации не говорит – помогает это развитию отрасти?
- Мы живём в стране, где государство оказывает большое влияние на развитие экономики, в том числе и на IT. В этой сфере основные заказчики - государственные или около-государственные компании. В итоге в нескольких отраслях экономики присутствуют компании, которые конкурируют с рынком, то есть у каждой государственной или квази-государственной компании есть подразделения или «дочки», которые занимаются не свойственными им функциями. Поэтому очень важно минимизировать присутствие государства в технологической сфере, исключить, чтобы оно само занималось разработкой и сопровождением чего-либо – это IT-рынок должен делать сам. Поверьте, только это одно решение могло бы серьезно увеличить спрос на услуги IT-компаний в Казахстане.
А что мешает, об этом же говорил и президент страны?
- Главное, чтобы на уровне исполнения поручений президента по минимизации доли государства в экономике не затягивалось и не находились миллион причин, что эта компания должна существовать, и т.д. Самое распространённое объяснение, что наш продукт - это государственный интерес, поэтому принадлежать он должен государству. Есть ещё один момент – банки, у которых огромные финансовые ресурсы, в последнее время тоже стали активно заниматься цифровизацией своих сервисов. В итоге крупные банки становятся серьезными конкурентами и могут вытеснить любую компанию с рынка. При этом в государственной IT-статистике их нет. И это одна из самых важных проблем, которую придётся решать.
Речь идёт о конкуренции, но доказано, что именно она всегда была главным двигателем прогресса. Почему у нас она стала тормозом в развитии IT-рынка?
- Конкуренция должна быть на равных условиях. Когда ты - банк, и у тебя есть деньги твоих вкладчиков, и ты можешь безгранично нанимать разработчиков IT, платить им высокие зарплаты, то ты уже находишься не в конкурентных условиях по отношению к простым IT-компаниям, которые не имеют таких финансовых возможностей.
Государство на IT денег не жалеет, чего только стоят Нацпроект по Электронному правительству. Только в этом году 300 млн тенге выделено на реализацию 30-ти проектов в IT, большой акцент делается на обучении IT-специалистов по поручению президента. В чём проблема?
- Да, работа, безусловно, ведётся, но параллельно с подготовкой специалистов, нужно делать акцент и на другие важные задачи отрасли. К примеру, мы можем обучить 100 000 специалистов, потратить на это государственные деньги, но где они будут работать завтра? У них же нет обязательств создавать добавочную стоимость в Казахстане. Если на нашем рынке не будет достойного предложения, они устроятся в зарубежную компанию, которая потом нам же будет продавать свои продукты и решения. Поэтому я думаю, что акцент государства должен быть сделан на развитии собственного IT-рынка, на развитии компаний, которые уже имеют зрелые продукты. Надо создавать условия, чтобы они были конкурентоспособны на внешних рынках и выходили на экспорт. Они же смогут сгенерировать спрос и на обучение IT-специалистов.
А как нужно действовать?
- Вначале сделать анализ текущей ситуации в отрасли, в том числе решить с методологией – решить, как определять деятельность банков, телеком-операторов и т.д. После этого уже можно разработать краткосрочную стратегию на 5-10 лет, определить несколько приоритетных IT-направлений, в которых у нас есть компетенции, и в этих сферах поддерживать отечественные компании. Почему я сейчас говорю о таком походе, как о правильном? Последние 32 года мы жили в парадигме, что рынок всё сделает сам, однако, увы, за это время у нас не выросли крупные IT-компании. А тем что всё-таки появились с каждым годом конкурировать с крупными мировыми западными становится всё сложнее, несмотря на то, что в Казахстане много талантливых IT-специалистов. Поэтому надеяться, что когда-нибудь само собой всё получится – не стоит. Страна должна определить свои сильные стороны, в которых уже наработаны компетенции, и развивать это направление. Понятно, что свой казахстанский компьютер или Microsoft Office мы не будем создавать. Давайте тогда торговать: покупать их лучшие продукты и продавать им свои. А чтобы это получилось, государство должно определить приоритеты.
То есть, по-вашему, на собственный рынок государство пока не рассчитывает?
- А разве нет? Любой казахстанский чиновник с гордостью подпишет меморандум о сотрудничестве с какой-нибудь зарубежной компанией и даже отчитается об этом в СМИ. Но он 100 раз подумает, прежде чем подписать такой же меморандум с отечественной компанией, даже если она достойная. Потому что его могут обвинить в лоббировании её интересов, хотя там этого может не быть и в помине. Поэтому нужно преодолеть этот стереотип по отношению к своим и, научиться гордиться тем, что мы не хуже, а где-то и лучше зарубежных.
Безусловно, государство свою работу по автоматизации своих внутренних процессов выполнило на «5», и мы в рейтинге ООН по этому показателю очень крутые. Теперь надо двигаться дальше, провести либерализацию, минимизировать участие государства и определить направления, в которых государство будет делать акцент на поддержку своей отрасли IT.
На кого равняться? Опыт каких стран возможно применить в Казахстане?
- Опыт Южной Кореи или, к примеру, Израиля. В своё время руководство Южной Кореи заключило негласное, джентельменское соглашение со своими IT-компаниями - государство им помогает заказами, а они берут обязательство выйти на экспорт со своей продукцией, максимально вкладываются в научные исследования и т.д. В итоге появились такие компании как Samsung, LG и другие. Благодаря поддержке государства, Южная Корея смогла за короткое время существенно развить свои высокие технологии. На этом примере видно, что государство никогда не будет так же конкурентоспособным, как частный сектор. Поэтому нужно изучать этот опыт и внедрять у нас.
Если мы будем искать свою дорогу, что получим в результате?
- Тогда есть риск, что через какое-то время на нашем рынке будут присутствовать только иностранные продукты. Уже сейчас в Казахстане абсолютные монополисты – Microsoft, 1C, Google, Zoom. Потому что у них тысячи сотрудников работают над одним продуктом, а у нас, к примеру, 10. И точно так же другие ниши займут монополисты из-за рубежа. К примеру, когда на наш рынок только пришел Yandex-такси, как они вели себя? Помните, предоставляли большие бонусы, скидки, привилегии, а когда захватили рынок, то стали работать по своим правилам. Так делает любая компания, которая имеет доступ к большим финансовым ресурсам. И не стоит ругать покупателя – им же предложили хорошие условия. К примеру, если к нашему клиенту придет любая зарубежная компания и скажет, что даст ему все продукты бесплатно, плюс доплатит за то, что он пользуется именно их услугами, то, конечно, он согласится. Так что нужно всегда помнить, что эффект масштаба крупных компаний рано или поздно покорит всё. Поэтому государству нужно выращивать свои компании, которые смогут конкурировать с мировыми. К примеру, финансировать IT-технологии в сфере медицины, искусственного интеллекта, бизнес-процессов, визуальной аналитики, аналитики больших данных, видео, и т.д.
Чем уже сегодня на мировом рынке новых технологий может гордиться Казахстан? У нас есть хоть какие-то сильные стороны?
- Как я уже говорил выше, это хорошо проделанная работа в области автоматизации его внутренних процессов, у нас есть централизованные базы данных, которые мы можем активно использовать. Это прекрасный фундамент, на основе которого можно развиваться дальше.
Также плюсом является то, что государство хорошо инвестировало в инфраструктуру связи, в стране есть развитые каналы. Сейчас в мире ценности начинают смещаться в сторону людей, которые создают продукты. Нужны специалисты, обладающие необходимыми для этого навыками и квалификацией. Поэтому у государства и появилась потребность в подготовке 100 тысяч специалистов в сфере IT.
Я повторюсь, но всё-таки ещё раз сделаю акцент - нельзя растить их для кого-то, вкладывать деньги, чтобы человек завтра работал на чужого дядю за рубежом. А он будет там работать, если в Казахстане не будет создано достаточно локальных компаний, в том числе экспортно-ориентированных. Государство не должно бояться крупных отечественных компаний, которые как раз-таки и могут выйти на экспорт. Сейчас те казахстанские компании, которые уже присутствуют на рынке, не все выживают. А пока бизнес находится на стадии выживания, он не будет вкладываться в науку и исследования, то есть в начале ему нужно наладить большие и постоянные денежные потоки, а уже потом экспериментировать.
Вы говорите о взаимном интересе, государство вам, а вы ему. Наверное, сложно будет отказаться от руководящей роли и передать бразды правления в частные руки?
- Государство может владеть инфраструктурой, но разработку, сопровождение и обслуживание надо заказывать на своём рынке, у наших ИТ компаний. И ещё пора забыть о парадигме, что для соблюдения государственных интересов все информационные системы должны принадлежать обязательно только государству. Данные - да, собственность государства, а сами системы могут быть частными. Все возможные риски по оказанию услуг отечественными компаниями государство может прописать в договоре. В случае нарушения установленных договоренностей у государства есть все методы, чтобы наказать компанию. Только при таком подходе у IT-отрасли возможен прорыв и частные казахстанские компании, которые поддержит государство, будут вкладываться в науку и исследования, создадут новые рабочие места и продукты, конкурентные на зарубежных рынках.