×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Старый новый Казахстан: почему власть не поддерживает партийное строительство

23.09.2022, 12:34
Старый новый Казахстан: почему власть не поддерживает партийное строительство
Коллаж Ulysmedia

Санжар Бокаев не скрывает, что партию создаёт за свой счёт и признаётся, что деньги на партиный съезд взял из семейного бюджета. Он утверждает, что у него за спиной нет олигархов и не собирается вычёркивать чиновное прошлое из своей истории. А ещё он не скрывает, что ему есть за что уважать Назарбаева, а когда придёт во власть, первым делом закроет районные акиматы. Главред Ulysmedia.kz Самал Ибраева решила выяснить, почему бывший нуротановец стал самым активным критиком действующей власти и зачем открывает свою партию «Намыc».

- Могу поклясться, что мои намерения чисты и я думаю только о будущем страны. Кстати, о том, что казахстанская власть и система Назарбаева действуют не во благо народа, я говорил задолго до января. А многие мои критики и оппоненты о произволе, который устраивала семья, осторожно обмолвились только после того, как вспыхнули восстания на площадях. А кто честнее и сильнее, покажет время. Давайте подождём.

Я буду эти слова расценивать, как ваше желание ответить на любые мои вопросы. Санджар, а вы знаете, что многие не верят, что вы так кардинально поменяли свою точку зрения, отреклись от проназарбаевской партии?  Действительно, что случилось, ведь должна быть причина для того чтобы перспективный молодой человек так резко ушёл в другой лагерь.

- Я не один такой, поверьте не все госслужащие коррупционеры и мошенники, среди них много умных, честных и патриотически настроенных граждан. то-то случилось Во-первых, не все госслужащие являются коррупционерами или мошенниками. Среди них достаточно националистических, умных, патриотических граждан. Наверное я один из них. А то что общество так реагирует и любую клевету или дезинформацию старается превратить в дискуссию – мы готовы отражать эти удары.

Но без поддержки общества реализовать ваши партийные планы невозможно.

- По заключению экспертов британского исследовательского агентства, от активности общества зависит результативность реформ правительства, уровень благосостояния населения, экономическая ситуация. Поэтому чем активнее общество, тем эффективнее действия властей. Поэтому мы должны искать контакты с обществом и я уверен, мы их найдём.

А всё-таки идея создать партию родилась после январских событий?

Нет, она появилась до января, но тогда дело не дошло до конкретного решения. Мы поднимали проблемы с той же утилизацией в течение двух лет, но правительство вообще не обращало внимание на наши исследования, тогда мы и решили, что если власть не идёт к нам, мы сами пойдём во власть. О создании партии мы объявили официально 17 февраля.

В концепции «Нового Казахстана» говорится и о партийном строительстве. Партия включили «зелёный свет», почему до сих пор вы не получили регистрацию?

- Пока никто не ставит никаких барьеров. Первые два этапа мы прошли. Однако в законе «О политических партиях» есть одно недоразумение, а именно в статье 6. По нему мы направили письмо в министерство юстиции. Это будет наша миссия -разрешить все недоразумения, устранить барьеры и открыть дорогу другим партиям, таким как мы.

А не получим ли мы в результате партийный проект самой власти?

- Такие партии не будут способствовать ни экономическому, ни социальному развитию. Они должны подниматься снизу и получить поддержку граждан, только тогда партия сможет поднять реальные проблемы и превратиться в некую силу.

На какие средства вы содержите партию? Кто за вами стоит? Олигархи?

- Я просто представитель простого народа. Честно говоря, у меня даже не было цели стать политиком. В молодости мечтал стать военнослужащим. После университета получил военный билет сразу же отправился в военкомат. Однако попасть в армию не удалось, хотя у меня было звание лейтенанта, намекнули, что звание есть, а за должность надо заплатить.

Потом я окончил факультет политологии. Диплом помогал мне заниматься разными проблемами, но всё равно политологом я стал не сразу – нужно было время, чтобы сформировать свои взгляды. В 2007-м я был кандидатом в депутаты маслихата. Тема моей дисертации тоже касалась выборов. Я баллотировался по 23 округу Алматы – региону КазГУ. Мы четко работали - обходили дворы, встречались с населением.

Многие стали меня поддерживать больше, чем кандидата от партии «Нур Отан». Однако меня тут же вызвали в деканат, потребовали снять кандидатуру. Я не согласился, но как это былвает – вызвали ректора, который предупредил, что у меня может из-за упрямства сорваться поездка в Америку.

Я, конечно, позвонил конкуренту из «Нур Отана» и предупредил, что буду идти до конца. Потом были попытки меня подставить, даже обещали уголовное дело завести. Я пригрозил все эти факты обнародовать, но когда меня попросили ещё раз уже просто по-человечески, я снял кандидатуту. Так я получил первую пощечину от политики.

И тем не менее «Нур Отан» есть в вашем послужном списке.

- Да, я работал одиннадцать месяцев заместителем председателя городского филиала партии «Нур Отан» и заведовал управлением внутренней политики в городском акимате.

Здание акимата разрушили в январе, скоро восстановят наверное?
 
Я думаю, что теперь нет необходимости акимату возвращаться в это здание. Нужно освобождать место для международных финансовых институтов. Кстати и сельхозакадемию можно переселить на окраину – пусть там обучаются как вести сельское хозяйство – нам нужны инвестиции – эти объекты помогут их получить.

У нас действует, так называемый, эффект Манделя. Если дать коллективу много места, он будет расти. По мере роста ответственность каждого сотрудника снижается. А заканчивается всё тем, что в этом коллективе никто и ни за что не отвечает. Наш государственный аппарат стал таким. Уже сейчас количество госслужащих приближается к 100 тысячам. В 2014 году сократили число министерств с 18 до 14, сейчас их опять 20.

Я вижу, что в вашей политической обойме только кардинальные меры.

- Может быть, но вот зачем в Алматы районные акиматы? Они нужны в областях, потому что решают проблемы отдалённых сел. А в большом городе какая в них необходимость? Их административные функции может ЦОН.

Интересно, как бы отнёсся к этому предложению Досаев?

-    Не знаю. Я вообще как простой горожанин очень не доволен работой акимов. Каждый приходит и начинает что-то менять, в результате всё заканчивается сокращением или увеличением числа управлений и заменой их названий. К примеру, Досаев вернул структуру акимата 2012 года, то есть отменил то, что сделали Байбек и Сагинтаев. В результате же ничего не изменилось кроме вывесок.

А если бы пришёл к власти Санжар Бокаев, всё было бы по-другому?

- Не сомневаюсь. Для партии «Намыс» принципиально важно сформировать институт выборности акимов. Народ должен знать своего мэра, избирать и уважать. Только тогда местная власть будет работать на население. А сейчас акимы служат не народу, а своему работодателю.

У вас сохранились какие-то контакты с Ахметжаном Есимовым? В алматинском акимате вы работали под его началом.

- У меня нет с ним связи. Правда, он приглашал меня на работу в ЭКСПО. Я тогда зашёл к нему и объяснил, почему отказываюсь принять его предложение. После этого контактов не было.

Вы многих высокопоставленных чиновников знаете, говорят, даже с Кайратом Шарипбаевым у вас близкие отношения?

- Я три года работал в национальной компании «КазТрансГаз», раз в месяц мы заходили к нему, чтобы решить какие-то проблемы. У Дариги Нурсултановны я работал три-четыре месяца. Свои предложения ей отправляли, как правило, в письменном виде, когда стало понятно, что она не хочет принимать конкретных решений по нашим инициативам – я ушёл.

Как вы думаете, почему власть такая инертная?

- Самая большая проблема в том, что никто из чиновников не хочет принимать решения. Выполняют только приказы вышестоящих структур. Ответственность тоже размыта. О чём это говорит? Нужно ликвидировать агентство по делам государственной службы, потому что от него нет никакой пользы. Проблема здесь не только коррупция, но и кадры. Нет системы отбора и приема на работу. В результате каждый коррумпированный начальник хочет взять в свой аппарат такого же коррумпированного сотрудника, как он сам.

Почему, казалось бы, уже богатые люди, не могут остановиться? Если взять Сагинтаева или Байбека, то они «накопили» наверное на пять-шесть поколений. Или соревнуются?

- А какова структура власти? Когда вы берете деньги снизу и не передаёте их вверх, вас никто не разводит. Но граждане, которые не хотят участвовать в этой коррупционной схеме – или уходят, или остаются на низших должностях, таких как руководитель отдела, руководитель Центра. А чтобы подняться на уровень министра, вице-министра, нужно быть частью этой схемы.

Давайте поговорим о последних событиях – дело Кайрата Сатыбалды уже рассматривает суд, Кайрат Боранбаев и Карим Масимов – под следствием, ходят слухи, что могут задержать Даригу Назарбаеву. Что это - конфликт кланов или действительно борьба с коррурцией?

-    Независимо от того, какая власть придет, процесс разделения активов будет обязательным. Если Токаев не продолжит эту работу, не накажет тех, кто допустил эту несправедливость и награбил миллиарды, мы не построим новый Казахстан. Сколько можно говорить о борьбе с коррупцией и ничего не делать? У нас 20 главных коррупционеров, я их имена называл – если их убрать из таких отраслей как таможня, нефть, газ, перевозки, энергетика и поставить на их место толковых специалистов – то коррупция в стране сразу бы сократилась на 80 процентов. Вполне возможно.

Где гарантия, что на место прежних не придут такие же?

- Если бы президент собрал вокруг себя людей, не интересующихся деньгами, любящих нацию, деловых, они бы тоже объединили вокруг себя таких же чистых специалистов. Если Токаев так поступит, то можно будет построить новый Казахстан.

Как вы думаете, чего больше всего боится действующая власть?

- Есть два фактора, первый - это недовольство населения. Мне кажется, что власти стараются забыть о январских событиях и страется ничего не менять. Смотрите, бывший Даурен Абаев, Аида Балаева – в идеологическом блоке представители старого аппарата. Не стоит ждать перемен, если всё так и останется. Может закончиться тем, что выиграет не Токаев, а госаппарат. Нам придётся очень многое менять. Например, наш КНБ стоит не на страже безопасности государства, а защищает власть. Агентство по борьбе с коррупцией тоже должно быть независимым. Сегодня они ловят мелочь, а тех, кто ворует миллиарды – не замечают.
 
Вас не предупреждали, что ваша откровенность до добра не доведёт, а претензии, которые вы предъявляете семье первого президента вообще могут закончиться плохо?

- Время идет, через 20 лет мне уже нужно будет отправляться на пенсию. Поэтому сейчас я больше думаю о том, какую пользу я могу принести стране, а не о том, кого бояться. Чаще других меня об этом предупреждает мама. Она, конечно, переживает и откровенно трусит.

Сейчас многие не скрывают, что Назарбаев – это великое зло для страны? Вы поддерживаете эту точку зрения?

- Нельзя отрицать его заслуги, как сказал Токаев. Но я считаю, что они закончились в 2005 году. Тогда он не должен был баллотироваться и мы стали бы совсем другим государством.

Первый президент недавно встречался  с президентом России Владимиром Путиным. Вы в этом не видите какого-то дипломатического дисбаланса?

- В принципе, Путин и не должен отвергать Назарбаева. Даже если бы его приняли в качестве друга, то предпочли бы принять неофициально. То есть не должны были публиковать эту информвцию в СМИ. Но это стало известно широкой публике и все сразу начали говори о том, что Назарбаев не успокоился и не хочет признавать Токаева. Ведь не исключено, что  Назарбаев может сказать Путину, что если бы он был президентом, то поддерживал бы политику в отношении ДНР, ЛНР. Кстати, очень скоро после этой встречи из закона исключили статью, запрещающую критиковать первого президента. Я думаю, что Токаеву не понравились действия Назарбаева...

Как вы думаете, у нас есть шанс выйти из ЕАЭС?

- С реалистической точки зрения, пока у нас таких нет шансов. Но в будущем мы должны сделать все возможное в этом направлении. В 1991 году мы создали действительно независимое государство и должны развиваться дальше самостоятельно, как, например, Узбекистан. Сейчас мы отправляем сырьё на экспорт, а готовую продукцию закупаем. Наши разрекламированные фабрики и заводы – это всё фейк. А если бы промышленность была реальной, то и январских событий бы не было. Наш потенциал по сельскому хозяйству оценил Всемирный банк и поставил нас на второе место в мире. Мы никогда не станем индустриальным государством - рядом с нами такие гиганты, как Россия, Китай, мы им не конкуренты в этом плане, но накормить – можем. Тем более, что продовольственный вопрос сегодня не только у нас, во всём мире стоит на первом месте.

Какие ближайшие партийные планы?

- Если мы зарегистрируем партию в минюсте, сразу выйдем в регионы, откроем филиалы, будем искать единомышленников там. Если министерство не примет, то планы придётся корректировать и вносить хоть какой-то вклад в развитие общества. Потому что ситуация, когда население думает только о куске хлеба, очень выгодна властям.

У Токаева получится создать демократическое общество?

- Пока в это верится с трудом. Он говорит,  двайте модернизируем нашу политическую систему, ориентированную на демократию, но законопроект, касающийся политических партий, в праламент так и не пришёл. Пока мажилис обсуждает какие-то второстепенные проблемы. Если мы в сторону демократии будем двигаться таким образом, то нам предстоит преодолевать слишком длинный путь к новому Казахстану.