Сколько людей - столько мнений, но бывает и так, что большинство приходит к консенсусу и мнение превращается в правило или закон. Однако зачастую появляются правила и законы, которые вызывают бурный или скрытый протест. Редакция Ulysmedia.kz обратила внимание, что информация о каком-либо притеснении по религиозным мотивам сразу попадает в топ, причём её одинаково горячо обсуждают и сторонники, и противники. Что происходит и почему в нашем, казалось бы, светском государстве с завидной периодичностью возникают вопросы о праве носить хиджаб и читать намаз или о токал? Обсудить эту щекотливую тему мы предложили Олжасу Билялову – правозащитнику, которого в Казахстане знают как защитника детей, исповедующих ислам и кандидата в мажилис парламента восьмого созыва.
Вы до сих пор считаете, что в Казахстане ущемляются права женщин и девочек, которые носят хиджаб?
- Сразу признаюсь, я раньше и не подозревал, что проблема настолько масштабная. Мне из всех уголков страны пишут, что девочек в платках не пускают в школы. Когда начал разбираться, насколько это законно – понял, приказ министра просвещения нарушает Конституцию.
То есть, по вашей версии, дети в школах не должны носить единую форму?
- Я не против этого. Но требования к единой форме - это белый верх и черный низ. В правилах же не говорится, что, например, бантик должен быть какого-то определённого цвета. Платок – это тоже аксессуар. Почему к нему у министерства такие претензии? Я жил в Америке, в Англии - там нет этих проблем – дети носят хиджабы, читают намаз, а в школах преподают учительницы с покрытой головой – на мой взгляд, это всё и есть признаки светского государства.
Почему у нас по-другому?
- Я изучал проблему и понял, что на самом деле у нас юридического запрета нет. В этом заключается главный парадокс. Даже министр просвещения не говорит о том, что есть запрет, но на практике директора школ девочек в платках на занятия не пускают.
Как вы это объясняете? Может быть, работает страх – у нас ведь принято считать, если есть борода и короткие штаны – значит перед тобой ваххабит.
- Не спорю, негативный настрой есть, но здесь, как и у любой проблемы, есть корни. Ваххабизм пришёл к нам по российской повестке. Начались массовые вбросы негативной информации, которые я сам на себе почувствовал. В 2010-м я еду в Лондон, возвращаюсь через несколько месяцев и меня допрашивают в аэропорту. Оказывается, за это время на родине появился термин “нетрадиционный мусульманин”. Но, когда начали налаживать контакты с Саудовской Аравией – термин ваххабит почти исчез. Я знаком с умными директорами школ, которые знают Конституцию и законодательство, так вот они говорят, что это их право – пусть носят платки. Но пока советский менталитет остался – эта проблема, хоть и надуманная, но она будет существовать.
Много споров о том, что у казахов не было принято голову покрывать.
- Я езжу по регионам и везде посещаю музеи, так вот там на фото наших апашек у всех голова покрыта. Можете познакомиться с моей супругой - она достаточно открытый человек и красиво одевается – её никто не заставляет носить хиджаб – это только её убеждённость.
А насколько оправданно, что верующие родители навязывают свою веру своим несовершеннолетним детям?
- У меня четверо детей, я заставляю их вовремя ложиться спать, потому что беспокоюсь об их здоровье. Мы не разрешаем им сидеть часами в тиктоке или инстаграме, потому что мы можем себя контролировать, а они – нет. Любой человек хочет, чтобы его ребенок стал кем-то, то же касается и религии. Мы постоянно дома намаз совершаем, дочка смотрит на маму, в 5 лет говорит “мама, купи мне платок”. Сыновьям объясняем, что намаз - это ваша связь со всевышним - это будет вас спасать от плохих дел. Это тоже самое, когда мы говорим своим детям, что не стоит общаться с теми, кто связан с наркотиками, не переходить дорогу на красный свет – никто ничего не навязывает. Наши дети счастливо живут - мы же с ними играем и преподносим религию им в лучшей форме.
Красиво звучит, но, тем не менее, в обществе настороженно относятся к такой ортодоксальности.
- Обществу эти стереотипы навязаны. Это и стало одной из причин, когда я решил их разрушить. У человека есть борода, значит, с ним что-то не то – так вот со мной все нормально, я работаю в квазигосударственном секторе, спросите у коллег, которые со мной работают, они же знают, какой я – мы абсолютно светские люди, члены общества, и, мне кажется, очень важно, чтобы наши интересы в парламенте тоже были представлены.
Но мы же всё-таки светское государство, не религиозное?
- Если мы светское государство, то должны обеспечить защиту прав меньшинства. Кто-то наши интересы должен представлять и глубоко их понимать.
В маслихат Алматы собирался баллотироваться представитель ЛГБТ-людей, как вы к этому отнеслись?
- Мы живем в правовом государстве, если у нас какие-то разногласия, мы поднимаем их, если представители ЛГБТ баллотируются – значит, у них есть электорат.
Как вы к ним относитесь? Тоже считаете, что в стране идёт пропаганда?
- Я считаю, что пропаганда идёт и даже больше скажу - у них прав больше, чем у практикующих мусульман. Меня за намаз в неположенном месте оштрафуют на 300 тысяч тенге, а представители ЛГБТ, если будут целоваться, вместе стоять на улице, то их никто не накажет. Штрафы за незаконную литературу и т.д. Однозначно я религиозный человек, я это не поддерживаю, потому что это дорога в никуда. Как экономист скажу - нам нужны рабочие места, нормальный рабочий капитал, традиционные казахские семьи - мы же в них росли, и это нам чуждо и по менталитету, и по культуре.
В таком случае расскажите, как вы относитесь к многожёнству? Периодически же вспыхивают скандалы по этому поводу – как вы смотрите, не пора ли право брать несколько жён в законе?
- Давайте логично посмотрим – в Казахстане женщин больше, чем мужчин - это статистика. Многоженство существует - это факт. Я не буду продвигать эту идею - общество само разберется. Если даже такой закон примут, то он будет работать как защита прав этих женщин. Многоженство уже есть, но, если потребность будет расти, общество само эту проблему выдвинет.
У меня есть друзья многоженцы, но они брали не какую-то молодую девушку, а женщин с детьми.
Этот вопрос бурно в мажилисе обсуждали ещё лет 10 назад.
- Если этот вопрос опять появится в повестке дня, то, не сомневаюсь, что его поднимут сами женщины. Пока эта проблема не мешает людям жить.
А вам что и в чём мешает, ведь вы вполне цивилизованный человек – есть образование, престижная работа.
- Но я же сам с бородой, поэтому знаю по себе, если людям что-то незнакомо или чуждо – то сразу другое отношение. Мы привыкли, что лев с гривой, если его побрить, то и к нему отношение изменится. Всё то, к чему мы не привыкли – нам чуждо. В Конституции есть 30 статья, которая говорит, что я обязан своих детей обучать в школах. И есть закон о религиозной деятельности, седьмая статья которого говорит, что религиозные обряды, богослужение в воинских частях, в школах, образовательных учреждениях и госорганах запрещены. У меня ребенок 14-летний ребёнок - ему нужно читать намаз. Что делать? Учить детей за рубежом? Закон об образовании не предусматривает дистанционного образования для таких детей. По всему миру есть школы дистанционные, а у нас безвыходная ситуация.
А борода – это обязательный атрибут?
- Я человек взрослый, в религии давно и хочу быть похожим на пророка Мухаммеда - хочу быть похожим во всем. Борода мне всегда помогала - вы не найдете ни одного гаишника, которому я когда-то взятку бы давал, потому что Аллах проклял того, кто дает, кому дают. Я знаю, что завтра буду отвечать за это, и у меня вся жизнь сломается.
Мне показалось или вы действительно считаете, что государство ущемляло права верующих? Вы имели ввиду Назарбаева, но у него племянник Кайрат Сатыбалды тоже верующий?
- Я видел Кайрата на намазе два раза, понятно, кто он, и кто я - лично не знаком, да я и не тот человек, чтобы о нём говорить. Но сам Назарбаев в 2016-м сложный закон о религии подписал – поддержал антирелигиозную повестку. Я думаю, что Токаев, который столько лет в Европе работал, по-другому смотрит на эти вещи, поэтому мы надеемся на перемены. К слову, «наверху» уже много практикующих ислам – они без атрибутики, но мы их видим в мечети.
То есть перспективы, на ваш взгляд, у ислама в Казахстане не плохие?
- Я надеюсь, страна будет толерантной, не будет таких вопросов, что эти такие, эти - другие, мы будем вместе конструктивно решать проблемы, я думаю, люди со старым менталитетом уже уходят потихоньку – поэтому верю, что у нас не революционный путь, а эволюционный.