Отечественный оборонно-промышленный комплекс нужно укреплять, заявил президент Токаев в своём послании народу и дал понять, что встал на сторону казахстанских производителей военной техники. Однако неизвестно, знает или нет глава государства о том, что уже несколько лет идёт неприкрытая война министерства обороны и производителя оборонной техники Айбека Барысова, или нет. Стороны обмениваются нешуточными обвинениями - Минобороны считает, что на казахстанской технике в бой не пойдёшь, а сам предприниматель утверждает, что ведомство, в ущерб интересам страны, отдаёт предпочтение турецким производителям бронемашин. Ulysmedia.kz решил выяснить, почему единственное отечественное предприятие по производству военной техники оказалось в «чёрном» списке. На этот и многие другие вопросы главному редактору сайта Самал Ибраевой ответил Айбек Барысов.
Напомним, проект Kazakhstan Paramount Engineering стартовал в 2015-м. Бизнес-размах был глобальным – Айбек Барысов совместно с нацкомпанией «Казахстан инжиниринг» и южноафриканской военной корпорацией Paramount Group начал выпускать тяжелую военную технику. Но уже через 5 лет в Миноброны неожиданно заявили, что техника Барысова далека от совершенства и принимать на вооружение её нельзя. В результате компания оказалась на грани разорения.
Говорят, что Барысов держался только на госзаказе Минобороны, что вся его продукция – муляж, что за заводом стоят Имангали Тасмагамбетов и Кенес Ракишев, что ущерб уже составил 4,7 млрд тенге – что здесь правда, а что вымысел?
- «Хозяевами» моего завода уже кто только не был – Тасмагамбетов, Ракишев, Джаксыбеков и многие другие. Так и хочется спросить тех, кто разносит сплетни – вы не устали раздавать моё производство? В сотый раз могу повторить, что я - акционер. Я не скрываю - с Ракишевым мы друзья, но на бизнес у нас совершенно разные взгляды. Когда я строил завод, министром обороны был Адильбек Джаксыбеков. Тасмагамбетов - акимом столицы. Они оба были на мероприятии по закладке капсулы. Затем министром стал Тасмагамбетов, значит в акционерах должен был бы быть Джаксыбеков? Я не понимаю логику сплетен, но уверен, что если бы даже вы открыли тогда такой завод – то тоже бы получили госзаказ.
То есть эти люди не имеют отношения к вашему бизнесу?
- Нет. С Кенесом мы работали в 2007 году. Затем наши пути разошлись. У него совсем другой подход – он венчурный инвестор с широкими взглядами, я - производитель. Как мне это доказать и стоит ли на это тратить время? За Барысовым стоят тысячи людей, которым нужна работа. Пусть завод закроют, но им придётся объяснить почему это сделали и почему контракт заключили с турками, а не со своими.
В чём ваши машины проигрывают турецким?
- Технические характеристики говорят сами за себя - вес машины, баллистическая и противоминная защита – всё же известно. Но главную роль играет не это, а лобби и коррупция. Поэтому побеждает в тендере «Кобра-2». Разница в цене 10 млрд тенге, после того как турки проиграли два конкурса, Минобороны передает контракт в «Казспецэксперт», который в свою очередь заключает прямой контракт с турками через казахстанскую компанию "МПР Прожект".
Насколько оправдано оборону оснащать иностранной техникой?
- Конечно неоправдано покупать за рубежом то, что производим сами. Во-первых, наша техника дешевле на 60 процентов, во-вторых, у нас работают тысячи казахстанцев, в третьих, мы платим налоги.
Тогда может быть вы объясните, почему министерство обороны под руководством Руслана Жаксылыкова отказалось от сотрудничества с вами?
- Я не знаю, спросите у чиновников Минобороны, почему они готовы заплатить в два раза больше? Я много знаю, но пока не могу обо всем говорить – будем доказывать, что здесь всё не так просто и заинтересованы в контракте с турками люди, которые занимают очень высокие позиции во власти.
Были публикации о том, что ваша техника не прошла испытания.
- Вся наша техника прошла испытания. Тестировали её и Минобороны и пограничная служба. Наши машины – «Барыс» проходят испытания уже четыре года, а турецкую «Кобру-2» взяли на вооружение за 3 дня. Где здесь логика? Я её искал и не нашёл, но пришёл к выводу, что в Казахстане не уважают и не ценят труд казахов.
Однако все основные запчасти вы везёте из-за рубежа.
- Двигатель, трансмиссия, коробка передач - импортные. Электрику и пневматику делаем сами. 72 процента «Барыса» - это наше, включая управление системой огня и вооружение машины. Если пересчитать, то получается, если мы заработали 10 долларов, то из них только 2,8 доллара уходят за границу, а налоги, кредиты, расходы на электричество и т.д. – всё это остаётся в Казахстане. И посмотрите на военную технику, купленную в Турции – мы даже копейки не получим. Вот и ответьте, кому государство оказало такую услугу? Мне или казахстацам?
Вы ведь знали, что бизнес на «оборонке» не может быть простым. Зачем брались? Как вы объясняете слухи, что это была какая-то гигантская махинация с африканцами.
- Я бизнесмен, мне тогда было 36 лет, вышел из одного дела, огляделся и задумался, чем заниматься. В этой же сфере я нацелился на производство, посмотрел заказы государства в оборонной отрасли. Моя цель была - производить. Я ни с кем не советовался, никому ничего не говорил – поехал в Южную Африку в поисках технологий. Оказывается машины с усиленной баллистической защитой строят именно там. Изобрели эту технологию не американцы, французы или израильтяне – она родом из Африки. Там мы пришли к соглашению, но не подумайте, что так просто нам отдали технологию – мы ведь находимся между Китаем и Россией – странами с мощным промышленным шпионажем. Они своими технологиями не делятся. В результате, я завод построил, а вот Турция 12 лет только обещает. Я не монополист, просто одиночка, постройте ещё один завод, я же не против войти в конкурентную среду.
Вы готовы конкурировать с турками?
- Я готов, а они – нет, потому что не доверяют и не хотят вкладывать деньги в Казахстан. Вдруг завтра бежать придётся? А я не собираюсь убегать, потому что здесь родился и умру тоже здесь.
На строительство завода вы получали деньги от государства?
- «Казахстан инжиниринг» предоставил мне 6 млрд 100 млн тенге в долг под залог наших акций. Компания стала успешной благодаря мне - за год я вернул 10 млрд 200 млн тенге – это легко проверить.
Вы очень часто отбиваетесь от журналистов, помните писали, что в Мариуполе в боях участвала машина Ракишева, которую он подарил Рамзану Кадырову? Это правда?
- Это правда «Арлан» там был. Но то, что Ракишев мог сделать такой подарок, я очегь сомневаюсь. Вообще может ли обычный человек подарить кому-нибудь, к примеру, танк?
Но как-то ваш броневик попал к Кадырову?
- Не знаю как он попал. Предполагаю только, что в России существует структура под названием «Росгвардия». Нас просят провести тест. На него мы отдаём машину бесплатно – так принято. Мы договорились с россиянами в 2018-м, контракт подписали в 2019 году. «Арлан» отправили только на испытание, без оружия. «Росгвардия» планировала после года испытаний купить машину. Потом началась пандемия и всё остановилось. К сожалению, давно известно, что русские никогда ни у кого технику не покупают, в отличие от нас – казахов. Это только мы можем двойную цену отдать и гордиться зарубежным контрактом с турками. Все думают, что это анекдот, а на самом деле это абсурд.
То есть Россия провела испытания, за которыми последовала пандемия, но как «Арлан» попал в Мариуполь?
- Мы не знаем. Машина на тот момент по контракту была имуществом «Росгвардии». И кому она её отдала – перед нами не отчитывались. Есть два вида испытаний: один без каких-либо бумаг берём машину, загружаем в самолёт и отправляем, например, в Кувейт. Там проходит испытание на лето или год. Они решают - если машина там сломается, мы оставляем её на месте. Если всё пошло хорошо - мы арендуем самолет и забираем её обратно - так дешевле.
Второй вид теста - подписываешь контракт, но машину тестируют бесплатно год или два и после этого дают ответ.
А что вам ответила Россия, ведь прошло уже четыре года?
- Пока ответа нет, да и что они могут сказать? Что воюют? До войны мы работали с большими компаниями РФ, планировали строительство завода, но сейчас они все находятся в санкционном списке. С кого спрашивать сейчас?
Есть ли за границей желающие купить ваши машины «Арлан» или «Барыс»? У вас есть право работать на экспорт?
- Сейчас нам разрешили торговать за рубежом. Спасибо премьер-министру за это! Сейчас Конго находится на стадии контракта. Также мы ведём переговоры с Азербайджаном. На вооружении армии этой страны стоит прародитель «Арлана» - «Морадёр», его поставили наши партнёры. Тридцать из них участвовали в Карабахской войне. Три машины попадали на противотанковые мины. Ни один солдат не погиб – это разве не говорит о качестве нашей техники?
Про эти машины тоже писали, что они не прошли сертификацию.
- А что ещё могут писать? Если бы у Минобороны, к примеру, президент спросил – почему мы не покупаем казахстанские машины, что бы они сказали? А сейчас у них ответ готов – не прошли сертификацию. А почему мы её не проходим? Потому что они ведь нас и не пропускают. Те, кто за этим стоит - это очень большая группа влиятельных людей. Они никак не могут смириться с тем, что Казахстан изменился, что президент действительно хочет построить новую страну. Всё равно всё это со временем выйдет наружу и станет ясно, кто кого обманул. Я ничего не боюсь, мой долг - довести эту работу до конца. Я никуда не уйду, пока эти люди не ответят по закону.
Как вы думаете, министр обороны Руслан Жаксылыков этого не понимает?
- Не знаю. Если он понимает, как здравомыслящий человек, почему допускает это? Все знают, что у нас есть свой завод и тем не менее покупают машины в два раза дороже – что это значит, как вы думаете? Разве это не преступление? Начинаю думать, что люди, которые этим занимаются, не совсем здоровы – только перед смертью человеку может быть так всё безразлично.
Вам не кажется, что сейчас в вашем бизнесе много политики?
- Почему? Я не из тех, кто хочет с кем-то поссориться или поспорить - я простой работяга. И не я в политику пошёл, а она ко мне. Разве я бы стал поднимать эти вопросы, если бы меня не подтолкнули к этому? Как я должен был реагировать на предложение продать завод в два раза дешевле? Это что рейдерство или предложение? Всё началось с этого.
Если бы тогда вам предложили хорошую сумму – вы бы продали завод?
- Наверное, продал бы и построил ещё два-три завода. Мною ведь движут простые желания – создать побольше рабочих мест, подготовить высококвалифицированных специалистов, заплатить налоги, создать перспективу, закрыть счета за рубежом и стать патриотом Казахстана – это преступление? Мой завод – пример для экономики страны. Но сейчас, глядя на меня, потенициальные инвесторы говорят – вот Айбек вложил деньги и чем это закончилось? У них пока есть право выбора, а у меня уже нет. Поэтому я буду бороться до конца.
Не надоело бороться с ветряными мельницами?
- А что делать? Главное, президент поддерживает!
Где логика, президент поддерживает, а министр обороны лоббирует миллиардные контракты с турецкой компанией.
- Я тоже этого не понимаю. Если я скажу «да» сейчас, я могу оказаться в суде завтра.
Ваше состояние - вы миллиардер или миллионер?
- Я не понимаю и даже ненавижу эти слова. Да, я не бедный, но не могу сказать, что очень богат. Если вы попросите у меня взаймы 100 тысяч долларов – не дам, потому что у меня их нет - ведь я должен платить зарплату и налоги. Я видел богатых, которые вмиг становились бедными - пили и проматывали деньги в казино. Я из обычной семьи – не богатой, поэтому меня нельзя напугать простой жизнью.
Как вы познакомились с Кенесом Ракишевым, как вы стали друзьями?
- С Ракишевым в одной школе училась моя сестра, они были друзьями. Он занимался спортом, на тренировках мы с ним и познакомились, дружим уже 30 лет – он лучший друг и хороший человек.
Вы работали с Тасмагамбетовым ещё при Серике Ахметове.
- Я даже никогда его не видел, он не долго работал - всего полгода, а министров обороны за это время сменилось очень много людей - Жаксыбеков, Тасмагамбетов, Жасузаков, Ермекбаев, Бектенов.
Но вы не смогли получить заказ при Ермекбаеве, верно?
- Его предшественник - министр Жасузаков, начал давить на нас. Мне предложили продать завод вдвое дешевле. Вот тогда я сдался и попал в жернова. В тех пор меня пытаются «высушить» - поставить в определённые условия. Они напрасно думают, что я износился – нет, много времени прошло и я научился не отступать и своё не отдавать.
Так по закону закупом техники сейчас занимается не Минобороны.
- Минобороны не покупает де-юре. Закупает Минпромторг. В конце концов, Государственный комитет обороны рассматривает эти вопросы. А минобороны просто диктует - пишет технические характеристики. В одной из них даже называли «Кобру-2». На самом деле – это абсурд! Иногда мне кажется, что я сплю и мне снится сон.
Почему вы не обращаетесь в Антикор?
- Мы пишем всем – и в Аудиторскую палату тоже. Но я же не могу их спросить – почему вы их не трогаете?
Вы сейчас в роли оппозиционера?
- Нет, конечно. Оппозиционер – этот тот кто против всех, а я - противник нескольких министров, я хочу оказать содействие президенту с помощью таких как я получить выгоду. Мы не олигархи – мы средние, но у нас есть опыт, идеи, деньги – мы можем не только работать – мы способны создать настоящую национальную экономику.
Полную версию интервью Айбека Барысова смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.kz.