×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Лондон наш: как парень из аула вошел в топ-менеджмент мировой космической компании

11.11.2021, 10:29
Лондон наш: как парень из аула вошел в топ-менеджмент мировой космической компании
Фото: limon.kg

Сапар Сатаев родом из села Нарынкол Алматинской области. В большой семье воспитывалось четверо детей: у героя три младшие сестры. Получил высококлассное образование в лучших вузах мира - в Университете Ла Сапиенца в Италии, в дальнейшем степень МВА одновременно в Техническом Университете Мюнхена и Калифорнийском Университете в Беркли. Сапар Сатаев рассказал о пути к вершинам космической сферы, сообщает Ulysmedia.kz.

Сапар Сатаев рассказал киргизскому изданию limon.kg, что уже в начале карьеры принял участие совместно с ведущей компанией Airbus в создании двух спутников дистанционного зондирования Земли – первых в Центральной Азии. Сейчас Сапар Сатаев является коммерческим директором в международной компании HEAD Aerospace Group.

Ныне коммерческий директор HEAD Aerospace Group рассказал о своем детстве, прошедшем в Нарынколе Алматинской области.  

- Это предгорье Тянь-Шаня, прямо под пиком Хан-Тенгри. Я горжусь тем, что увидел все прелести аульной жизни. Во-первых, мы жили в гармонии с природой. Кстати, края и ландшафты моей земли имеют схожести с природой Кыргызстана. Во-вторых, я получил традиционное казахское воспитание от наших бабушек и дедушек.

Нас учили чтить наши традиции, тюркские традиции, общие для стран Центральной Азии. И в-третьих, аульная жизнь тем и интересна, что мы не сидели дома, а всегда занимались чем-то на улице. Мы с нетерпением ждали весны, чтобы отправиться на рыбалку, ждали лета, чтобы пойти в горы с друзьями и одноклассниками, ждали зиму, чтобы кататься на лошадях, играли в «Көкпар» и устраивали скачки. Детство прошло весело и с азартом.

- Что по поводу учебы? Вы всегда стремились получать самое качественное образование?

Мои родители хотели дать мне лучшее образование, поэтому только до 13 лет я прожил в ауле, после чего мы переехали в город Талгар, находящийся под Алматой. В Талгаре жил до 18 лет. Уровень образования в городе выше, и если в ауле я был отличником, то в городе у меня появились некоторые затруднения, особенно учитывая, что в Талгаре говорили на русском языке, который я хоть и понимал, но говорить свободно на нем не мог. Хочу, чтобы в наших странах был мир, спокойствие и дружба, чтобы наши государства развивались.

В детстве Сапар Сатаев поставил себе задачу хорошо учиться. Штудировал математику, зачитывался книгами о жизни в ауле. Это произведения казахского писателя Бердыбека Сокпакбаева, автора «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство», Чингиза Айтматова и его «И дольше века длится день» и «Прощай, Гульсары». Произведение «И дольше века длится день», в котором автор рассказал о запуске ракет в Байконуре, вероятно и стало сигналом для героя. Потому как годы спустя Сапар Сатаев реализовал себя именно в космической сфере. По его мнению, именно произведения Айтматова вдохновили его на космос. 

Герой рассказал, что когда семья переехала в Талгар, он стал читать и газеты на политические темы, которые приносил отец.

– Тогда в казахстанском правительстве работали молодые ребята, окончившие московские вузы, которых называли «младотюрками». Очень восхищался ими, они всегда были моим эталоном. В итоге я решил стать одним из них. Для этого нужно было получить экономическое образование. При этом, в школе я увлекался физикой и математикой, участвовал в олимпиадах. На момент моего поступления в Казахстане ввели ЕНТ, где мы сдавали четыре предмета: 3 основных и 1 по нашему выбору.

Я сдал физику с неплохими результатами и передо мной встал выбор между технической специальностью и экономической кибернетикой. В Казахском Национальном Политехническом Университете по экономической кибернетике на одно место претендовало 37 человек, а в КазНУ им. Аль-Фараби по физической специальности на одно место претендовало 5 человек, и я стоял на пятом месте по количеству баллов.

Сапар Сатаев рассказывает, что для получения гранта выбрал физику, а не экономическую кибернетику, чтобы родителям не пришлось оплачивать обучение.

Я не жалею об этом решении, но думаю, детям следует выбирать то, что они хотят – если человек будет любить свою профессию, то он достигнет больших успехов. Искренне верю в это. В развитии моего образования большую роль сыграла моя мама. Начиная с первого класса, она занималась со мной непрерывно. Она научила меня дисциплине, любви к учебе, особенно к математике и английскому языку. Я ей очень благодарен за мои академические успехи, ведь это результат ее труда и любви. 

- После получения степени бакалавра в КазаНУ им. Аль-Фараби вы решили продолжить обучение и получить степень магистра в Университете Ла Сапиенца в Италии.

Да, это очень интересная история. Когда я учился на факультете физики, то думал, что буду заниматься наукой, поэтому на втором курсе я стал работать научным сотрудником в Научно-исследовательском институте теоретической и экспериментальной физики при университете. Два года до завершения учебы я занимался научной деятельностью и показывал неплохие результаты. У меня был научный руководитель, нынешний проректор данного университета, который имел определенные планы насчет моего будущего. Он говорил, что хочет отправить меня в Германию для продолжения учебы.

После окончания обучения в наш факультет поступило предложение из Астаны, молодой столицы, которой нужны были кадры на государственную службу в центральные государственные органы. Мне сделали предложение начать карьеру с этого, а с учетом того, что я молодой выпускник без опыта, предложили пройти стажировку и обучиться в магистратуре в Италии. У меня не было мысли о том, что я могу поехать за рубеж, и я дал свое безоговорочное согласие учиться в Италии совсем по другому гуманитарному направлению – геополитике и глобальной безопасности.

-  После Италии вам начали поступать интересные предложения.

Проучившись в Италии, я вернулся в Казахстан и переехал в Астану, где проработал в системе министерства образования, после чего меня пригласили в Национальное космическое агентство, которое сотрудничало с Италией. В этой сфере работал мой близкий друг, который порекомендовал меня на эту работу, с учетом моего знания итальянского языка и наличием технического образования. Мне было дико интересно, и я устроился в Республиканский центр космической связи, который был подведомственной компанией Национального космического агентства. В то время я был холост и имел много свободного времени, поэтому решил приобрести дополнительные знания – поступил в университет по финансовой специальности в бакалавриат. Так как это было второе высшее образование, я получил его в ускоренном виде за два года, а не за четыре, а также в заочной форме, без отрыва от производства.

-  Так и началась ваша космическая одиссея. Каково это – работать там, где ты связан с космосом? Наверняка, было волнительно и вы чувствовали некую ответственность глобальных масштабов?

Верно подмечено. Эта отрасль в то время только начинала создаваться, государство ставило очень большие задачи и выделяло много средств. Мы стояли у истоков этой отрасли. Я работал не в технической части, а в сфере по международному сотрудничеству и по развитию бизнеса. Казахстану нужно было наладить отношения с ведущими аэрокосмическими компаниями для реализации совместных проектов, трансфера технологий и подготовки специалистов. С одной стороны, было очень интересно. Но с другой – была действительно колоссальная нагрузка. Нам иногда приходилось работать без выходных, подписывая важные документы, реализовывая проекты, к тому же я был молодым специалистом без опыта, что создавало определенные трудности, которые прошли незаметно из-за моего большого интереса.

«У большинства людей космическая отрасль ассоциируется только с полетом в космос, но на самом деле она переплетена с другими отраслями и охватывает нашу ежедневную жизнь – спутники, спутниковая навигация и связь влияют на любую сферу. Я приведу такой пример: если отключить Великобританию от спутниковой навигации, страна потеряет миллиард фунтов за один день.

Говоря тезисно, я начинал свою карьеру в космической отрасли в компании, которая запускала спутников связи KAZSAT, после чего проработал год в Администрации Президента, как раз в это время руководство инициировало реформирование государственной службы на основе опыта Сингапура и других ведущих стран.

Это был новый опыт, новый период жизни для меня, и мне удалось многому научиться, я начал понимать систему государственного управления. Тем не менее, спустя год я вернулся в космическую отрасль, но уже в Национальную компанию «Қазақстан Ғарыш Сапары», статусом выше, где я и проработал пять лет. Компания реализовала три крупных проекта: совместно с ведущей компанией Airbus мы создали два спутника дистанционного зондирования Земли – первые в Центральной Азии. Вторым проектом была постройка завода по сборке космических аппаратов. А третий проект был связан со спутниковой навигацией. Я активно участвовал в этих проектах, именно в части взаимодействия с нашим стратегическим партнером – я возглавлял управление международного сотрудничества в этой компании. О такой интересной и насыщенной работе я и мечтать не мог.

-  Реализовав проекты государственного масштаба, вы решили получить MBA в Техническом Университете Мюнхена (нем. Technische Universität München). Что привело вас к этому решению? Вам стало скучно?

Я хочу сказать, что мое жизненное кредо звучит так: «Век живи – век учись». В европейском менталитете существует понятие пожизненного обучения (lifelong learning) – человек должен постоянно развиваться, меняться, стремиться к получению новых знаний. У меня появилось желание получить образование в направлении бизнеса. В Школе управления Технического Университета Мюнхена была программа по инновации и созданию бизнеса, которая мне очень понравилась. Эта программа была уникальна тем, что реализовывалась двумя университетами: Техническим Университетом Мюнхена (Школа Менеджмента) и Калифорнийским Университетом в Беркли (Бизнес Школа Хаас). Целью программы было создание инновационных технологических компаний и нас учили венчурному инвестированию в такие компании.

-  Как вам удалось зацепиться за такую возможность?

«Программа президента «Болашак», которая предназначена для студентов, поступающих за рубеж. По этой программе я поступил на производственную стажировку в одну из ведущих компаний в Германии – IABG, и в это же время поступил в MBA, для руководителей среднего и высшего уровня, программа была удобна тем, что обучение проходило в выходные дни. Я поехал с семьей в Мюнхен, на тот момент у нас был годовалый сын. Я рассчитал, что могу совмещать стажировку и учебу, которую оплачивал. У нас был небольшой семейный бизнес, и мы решили продать его перед отъездом. Деньги, полученные от продажи, ушли на оплату обучения».

-  Сколько вы потратили на обучение в MBA?

«По европейским меркам стоимость обучения была средней, но по сравнению с Казахстаном это намного дороже, в 5-7 раз. Поскольку я жил в Мюнхене с семьей, нам стипендии не хватало, и надо было подрабатывать. Я проводил бизнес-исследования, маркетинговые исследования для европейских компаний в космической отрасли в свободное время».

- Чем вы занимались во время стажировки и в чем заключалась ее ценность?

«Как уже было сказано ранее, я стажировался в компании IABG в качестве системного инженера по управлению испытательными участками космических аппаратов в рамках программы «Болашак». Раньше по этой программе отправляли на обучение в бакалавриат, магистратуру и PhD. В тот период в рамках государственной программы индустриализации правительство решило предоставить специалистам возможность проходить производственные стажировки. Стажировка заключалась в том, что мы практически ежедневно находились в производственных участках компании и учились производственным процессам у иностранных  коллег. Компания IABG находилась недалеко от Мюнхена в промышленном городке Оттобрунн, где расположены крупные  Европейские аэрокосмические и оборонные компании. IABG владела испытательным центром космических аппаратов, включая термовакуумные и акустические камеры, вибрационные стенды и т.д. В данных участках мы проводили испытание различных спутников и их компонентов».

- Как проходило ваше обучение по программе двух ведущих университетов мира?

«Получается, одиннадцать месяцев я проходил обучение в Школе менеджмента Технического университета Мюнхена, и один месяц в Школе бизнеса Хаас Университета Беркли. В рамках данного модуля я стажировался в Кремниевой долине, проходил теоретическую часть модулей по технологическому предпринимательству и ежедневно посещал разные компании, как Google, Yahoo. Изучал то, как они создавались и как достигли успеха».

Это было для меня вызовом: семья, учеба, стажировка, работа. Мы с моей супругой всегда друг друга поддерживали и в то время она мне особенно помогла – была моей поддержкой и опорой.

-  После получения столь качественного образования, которое доступно единицам в Центральной Азии, какими были ваши дальнейшие шаги?

После завершения обучения у меня были возможности остаться в Европе – мои однокурсники с MBA, работники крупных компаний, с которыми я подружился, предлагали мне остаться и создавать совместный бизнес. Но у меня были две причины, по которым я не мог это сделать. Первая: в рамках программы «Болашак» у меня было определенное обязательство вернуться в Казахстан, отработать то, что государство в тебя вложило, внести свой вклад. А вторая: мне самому хотелось вернуться домой, и реализовать свои предпринимательские идеи.

Так я вернулся в Астану и продолжил работу в космической отрасли, потому что должен был отработать три года. По возвращении у меня были возможности карьерного роста, учитывая мое образование и опыт в Европе. Я работал в Национальной аэрокосмической компании, после отработки трудился в Министерстве по инвестициям и развитию, где занимался институциональной трансформацией министерства. Совместно с Азиатским Банком Развития, специалистами и экспертами из Сингапура мы занимались анализом министерства и отраслей, подготовили рекомендации по улучшению деятельности, смогли внедрить какие-то элементы этих рекомендаций. Также проработал в Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности в качестве начальника управления военно-технического сотрудничества.

После 2-летнего опыта на государственной службе я решил поработать в сфере фондов прямых инвестиций, в том числе в венчурной отрасли, где занимался созданием и инвестированием технологических стартапов. Но космическая отрасль навсегда со мной.

-  Космос однажды, космос – навсегда?

Да, с новыми силами, дополнительными знаниями и опытом я вернулся в космическую отрасль. Во время пандемии мы работали из дома, что позволило компаниям понять, что не обязательно иметь сотрудника в офисе, можно работать дистанционно. Как раз тогда я получил предложение от HEAD Aerospace Group на должность коммерческого директора в странах СНГ и в России в частности.

«Я хорошо помню, что в «И дольше века длится день» писатель описывал запуск ракет в Байконуре и, наверное, это стало каким-то сигналом, ведь годы спустя я реализовался именно в космической сфере. В какой-то мере именно Айтматов вдохновил меня на космос.»

- Что это за компания и в чем заключается работа коммерческого директора?

Это международная частная компания, головной офис которой находится в Пекине. Имеет также офисы в других городах: в Париже, Шанхае, Нордвайке. Меня пригласило подразделение, которое находится в Париже, и оно занимается развитием бизнеса на глобальном рынке. В общем, компания занимается работой по трем направлениям: создание и управление малыми спутниками связи для оказания IoT услуг; коммерциализация данных дистанционного зондирования Земли с китайских спутников на глобальном рынке; импорт космических технологий стран Запада в Китай и экспорт китайских технологий в другие страны. В 2020 году меня пригласило французское подразделение этой компании для развития бизнеса в странах СНГ и в России, с этого времени я являюсь коммерческим директором. Моя работа заключается в развитии бизнеса – я создаю партнерскую сеть в этих странах и управляю ею, чтобы партнеры могли продавать наши услуги, а также нахожу контракты для продажи услуг и спутников компании.

- Заключали ли вы крупные контракты за время своей работы?

Заключение крупных контрактов это длительный процесс. Поскольку я работаю в этой компании чуть больше года, у меня есть несколько крупных контрактов, для которых я веду переговоры, но они еще не завершены. А средние и небольшие заключаются на ежемесячной основе.

Когда я приступил к работе в 2020 году, жил в Казахстане и работал дистанционно. Моя супруга работает в академической сфере, она преподавала в Университете Назарбаева в городе Астана и имела планы поступить в докторантуру в зарубежном вузе. Она подала документы в европейские, британские вузы и получила грант от одного из ведущих университетов Лондона – Imperial College London по направлению предпринимательства и инноваций. Так в августе этого года мы переехали в Лондон, а пару месяцев назад у нас родился третий сын. Теперь основная задача моей супруги это учеба, а моя задача поддерживать ее на этом пути – помогать воспитывать детей и зарабатывать.

- Какие у вас планы в дальнейшем и кем вы видите себя на пике своей карьеры?

«Мне 39 лет, и я накопил определенный профессиональный и жизненный опыт. Тем не менее, я еще в расцвете сил и энергии, у меня есть большие планы. Мы планируем находиться в Лондоне 5-6 лет, я хочу продолжать работать в космической отрасли. У меня огромный опыт в космической сфере, соответственно, одна из задач – направить свой фокус на эту сферу. И у меня есть желание направить свои знания в космической сфере в развитие этой отрасли в тюркских странах, в Центральной Азии».

У большинства людей космическая отрасль ассоциируется только с полетом в космос, но на самом деле она переплетена с другими отраслями и охватывает нашу ежедневную жизнь – спутники, спутниковая навигация и связь влияют на любую сферу. Я приведу такой пример: если отключить Великобританию от спутниковой навигации, страна потеряет миллиард фунтов за один день.

-  Вполне убедительный пример. Что вы можете сказать о своей работе с финансовой точки зрения?

У меня очень хорошо оплачиваемая работа. Если честно, за деньгами я не гонюсь и время, когда мои амбиции в финансовом плане были огромны, прошло. Сейчас я стремлюсь к тому, чтобы семья ни в чем не нуждалась, чтобы дети могли получить хорошее образование, чтобы хватало на поездки, ведь мы любим путешествовать. Деньги всегда нужны, конечно. Жизнь в Лондоне в пять-шесть раз дороже, чем в Казахстане, мы живем как среднестатистические британцы. В финансовом плане нет проблем – я работаю, моя супруга получает стипендию.

-  Вы сказали о любви к путешествиям. Не могли бы вы назвать три свои любимые страны из тех, что вам довелось посетить?

В основном мне нравятся европейские страны с богатым культурным наследием, особенно в предгорьях Альп: Австрия, Германия, Италия. Вероятно, эта любовь пошла из детства, проведенного в горах. А также Япония и Корея – страны с абсолютно другой культурой, которая тоже мне понравилась. Если подытожить, то мне нравятся Япония, Германия и Италия. Очень здорово познавать историю и культуру других стран.

- Планируете ли вы вернуться в Казахстан?

Конечно, я вернусь. Мы находимся за рубежом временно и у меня нет планов эмигрировать. Я хочу, чтобы в наших странах был мир, спокойствие и дружба, чтобы наши государства развивались. Я хочу вернуться и продолжать работу для своей страны, на благо своего народа. Это мой жизненный принцип. Думаю, если молодые люди будут уезжать зарубеж и не будут возвращаться, чтобы развивать Родину, то никто другой не будет это делать.