Общественник из Актау Азамат Сарсенбаев поделился на своей странице в Facebook кадрами обмелевшего берега Каспийского моря. Чем грозит уменьшение уровня воды для экологической системы региона и какие прогнозы дают эксперты, читайте в материале Ulysmedia.kz.
По данным РГП «Казгидромет», прогнозный уровень северной части Каспийского моря в этом году сохранится около отметки – 28,2 метра. Самый высокий уровень воды зарегистрирован в 1882 году (-25,2 метра), самый низкий – в 1977 году (-29,01 метра).
Ранее объемное исследование уровня Каспийского моря провела группа немецких ученых из Университета Бремена под руководством Матиаса Пранге.
В результате научных наблюдений специалисты пришли к выводу, что уровень воды в море ежегодно опускается на 6-7 сантиметров. По их прогнозам, до конца этого столетия уровень Каспийского моря упадет на 9-18 метров. Из-за чего оголятся обширные площади северного шельфа Каспийского моря, туркменского шельфа на юго-востоке и всех прибрежных районов в средней и южной части Каспийского моря, полностью высохнет залив Кара-Богаз-Гол на восточном побережье.
«В целом, если снижение уровня воды достигнет 9 метров, то площадь Каспийского моря сократится на 23%, а если на 18 метров – на 34%», – говорится в статье, опубликованной в журнале Communications Earth & Environment, который издается ведущим международным научным изданием Nature.
Такой сценарий наиболее вероятен при средних и высоких выбросах парниковых газов, увеличении испарения с поверхности моря и недостаточном питании моря реками или осадками. По прогнозу, снижение уровня моря увеличится вдвое, чем предполагали предыдущие климатические исследования.
Ученые убеждены, что в мире «разрушительным» последствиям исчезновения озер уделяется мало внимания, а судьба Каспия, вероятно, уже предрешена.
«Некоторые его части будут похожи на то, что сейчас осталось от Аральского моря», – утверждают немецкие ученые.
Красным цветом закрашены участки моря, которые полностью высохнут. Синий цвет – территории, которые сохранятся, но превратятся в мелководье (самый светлый оттенок – глубина меньше 1 метра, самый темный – свыше 1 000 метров).
«Мелководья Северного Каспия точно исчезнут. Сейчас они – нерестилище для многих видов рыб. За этим последуют экономические потрясения с «серьезными социально-экономическими последствиями», – считают зарубежные эксперты.
Директор Центра эколого-правовой инициативы «Глобус», член Координационного совета Экофорума НПО Казахстана Галина Чернова рассказала, какие экологические последствия при развития подобного сценария ждет прикаспийский регион, а также назвала причины столь резкого обмеления крупнейшего водоема мира.
По мнению эксперта, экологические последствия обмеления Каспия очевидны. Это серьезный вызов и угроза для жителей не только региона, но и проблема международного сообщества, а прогноз немецких исследователей подтверждает катастрофические последствия для экосистемы и населения.
«Однозначно. Вообще вода превращается в новое золото нашей цивилизации. Климатологи говорили, что следующие войны будут за природные ресурсы – прежде всего за воду. Все сходится, все похоже», – подчеркнула эколог.
Руководитель ЦЭПИ «Глобус» отмечает, что продемонтсрированное блогером видео, где показано, что море ушло на десятки метров – еще одно подтверждение надвигающегося бедствия.
«То, что сейчас происходит – резкое обмеление уровня Каспийского моря – это катастрофа. Серьезный вызов, угроза для жителей региона, в том числе, конечно же, Актау. Поскольку город обеспечивается очищенной морской водой, полученной за счет опреснителей, которые установили еще в 1960 годах», – сказала Галина Чернова.
Эксперт называет две вероятные причины резкого обмеления моря.
Во-первых, поскольку глубинные исследования на Каспии не проводились, то ученые связывают обмеление с общим изменением климата на планете, резким потеплением и, соответственно, увеличением испарительных процессов, в том числе и на Каспии.
Во-вторых, море питают порядка 300 рек, а не вытекает ни одной. А те реки, которые приносили большой объем воды, сейчас сами резко мелеют. Речь идет конечно о главных реках региона – Волге и Урале.
«В России резко мелеет Волга, чуть ли не втрое обмелел и Урал. И это главная причина обмеления Каспия», – поясняет эксперт.
ВОЛГА И УРАЛ
По словам Галины Черновой, водный поток Волги и Урала сокращается из-за множества построенных гидроузлов, гидроэлектростанций, водохранилищ.
«Волга обмелела, потому что она зарегулирована вконец. На реке действуют и гидроузлы, и водохранилища, и гидроэлектростанции, которые для обеспечения потока воды из запускающей турбины, делают искусственные водохранилища. Надо решать серьезно проблему с Волгой, потому что река дает чуть ли не половину стока вода в Каспий и прибавляет очень серьезный баланс воды и устойчивости Каспийскому морю», – заявила Галина Чернова.
Не менее важным эксперт считает и необходимость решения проблемы Урала.
«Река хоть и не настолько зарегулирована, как Волга, тем не менее, в верховьях реки, в Башкирии, в России, также построено множество гидро-, водохранилищ. На русле Урала в Башкирии сейчас строятся новые гидроузлы, что недопустимо. Значит практически ничего не останется для обеспечения населения».
Кроме прочих, среди причин обмеления рек называется и бесконтрольный расход воды, который ведется местными топливно-энергетическими комплексами (ТЭК), а также Урало-Кушумской оросительной системой, построенной в 1960-х годах близ Уральска.
«Система строилась для решения сельскохозяйственных нужд, полива угодий, пастбищных площадей, отгонов. Она устарела, требуется ее реконструкция, очень много потерь воды при транспортировке по ней, то есть надо и этот вопрос решать. Провести реконструкцию, прекратить потери и не продуктивные в рамках существующей системы. Это уже республиканская задача», – объясняет эколог.
Галина Чернова считает, что проблемы рек в итоге принимают глобальный характер, потому как влияют и на подпитку Каспийского моря, и на обеспечение пресной водой местного населения. К примеру, в Атырау основной источник питьевого обеспечения – это воды реки Урал. Вода из остальных источников, в том числе подземных водоносных горизонтов непригодна для питья, потому как высокоминерализована и слишком соленая, употреблять ее практически невозможно.
ЭКОСИСТЕМА
Если говорить об экосистеме Урала, сейчас она уже претерпевает достаточно серьезные испытания и угрозы, сообщает Галина Чернова:
«С обмелением рек появилась и проблема восстановлению рыбы. В Урале обитают 54 вида рыб, имеющих промысловое значение, в том числе осетровые. Кроме того, идет промысел, перепромысел, когда вылавливают даже мальков. Урал уникален еще и тем, что по крайней мере до 1990х годов здесь обитали осетровые. 90% запасов мировых осетровых приходился именно на наш регион. Сейчас реки мелеют, а за ним мелеет и Каспий».
ОСЕТРЫ
Что касается осетровых, уникальность Северного Каспия в том, что здесь была зона абсолютного мелководья, где море хорошо прогревалось и были места для так называемого нагула осетровых. Эксперт подчеркивает, что следить за водным балансом моря необходимо. Потому как некоторым видам осетровых необходимо более 10 лет, чтобы стать взрослой рыбой и начать размножаться.
«Здесь развивался, рос малек до состояния взрослой рыбы, способной к размножению. Половая зрелость у осетровых наступает по-разному. У севрюги, например, в 9-10 лет. У белуги в 18 лет. Лет! А до этого рыба нагуливается в море. Осетры до 12-16-летнего возраста и только потом у них может сформироваться икра. Осетры нересятятся в Урале или в Волге», – отметила эксперт.
С обмелением вод Каспия, а также его основных рек, редкие краснокнижные рыбы окажутся на грани полного исчезновения.
«Сейчас в связи с обмелением эта система не работает, потому что куда они будут заходить и где они будут нереститься? Если река обмелела настолько, что нет нерестовых площадей, нет даже возможности захода рыб, преодоления авандельт, затем, чтобы зайти в реки на нерест», – добавила Галина Чернова.
С обмелением Волги и гибелью Урала обмеление моря неминуемо – в таком случае Каспий обречен, уверена эксперт.
ТЮЛЕНИ
В Северном Каспии, где зимой море до дна промерзает, проходит рождение бельков – детенышей тюленей.
На ледовых площадках создаются идеальные условия для рождения, роста детенышей. Если море отступит к Южному Каспию, которое не замерзает, фактически у тюленей не будет территории и площадей для воспроизводства. Популяции тюленей в данном случае ждет гибель.
По словам эксперта, программы и планы по защите рек не принимаются, а дальше разговоров дело не сдвигается: нет программы восстановления Урала, у областной администрации нет даже примитивного плана спасения реки, хотя вопрос понимался на всех уровнях и много раз.
«Местные власти о проблеме знают. Конечно, дальше реакции ноль. Потому что ничего не делается. Когда идет такой резкий спад уровня моря, и когда реально мы видим воочию, насколько обмелели реки, должна вводиться программа строжайшей экономии. А у нас что делается. У нас и мойки выливают воду на рельеф местности, и даже Атырауский ТЭК забирает ежегодно до 68 млн кубов воды, пропускает через свои котлы, а потом сливает на рельеф местности. Это недопустимо. До потребителя тем же, тот кто подает воду для населения. «Су Арнасы» практически берет до 30 млн кубов в год. Ведется ли контроль за расходом? Необходим четкий мониторинг за расходованием и доставкой воды, потому что половина теряется при транспортировке потребителю. Все эти реки и их протоки питают Каспийское море, связаны друг с другом», – объясняет Галина Чернова.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Эксперт заявляет, что для спасения Каспийского моря и не повторения судьбы Арала имеются ряд вопросов, которые «необходимо решать безотлагательно, срочно и незамедлительно».
– Восполнение питания Каспия, через постепенное восстановление уровня воды в реках Урал и Волга.
Принять планы, действующие планы по спасению, как минимум, Волги и Урала. В Оренбургской области России, по недавно поступившей информации, приняли программу, рассказывает Галина Чернова. На реализацию требуется 24 млрд рублей. У нас же для того, чтобы увеличить водность, надо сократить потери воды, ввести строжайший режим водопользования.
– Межгосударственные договоры и особый режим водопользования.
Такой режим необходимо вводить между странами, где протекают трансграничные реки, как это делается в европейских странах, объясняет экперт. Страны, где находятся верховья рек, берут на себя обязательства достаточного спуска воды в низовья. Чтобы население, проживающее в низовьях, не испытывало острой потребности в воде и связанных с этим больших проблем. У нас таких договоров нет. Эти проблемы необходимо решать на международном уровне.
«Должна быть принята программа или на худой конец составлен план строжайшей экономии воды, потому что наше поколение уже воочию видит, насколько обмелел Урал, обмелел Каспий, насколько оголились берега. Вопрос уже в том, что будут пить дети, не говоря уже о внуках», – отметила эколог.
Из вод Волги и Урала, реки Кура, притоков, которых насчитывается порядка 300, состоит общий водный баланс моря, от полноводности которых складывается благополучие экосистемы и уровень Каспия.
«Более 300 рек впадает в море. Больших, таких как Волга и Урал, и Кура, и мелких, и протоков. В Западно-Казахстанской области есть возможность восстановить баланс Урала на их уровне. Надо расчистить русло малых рек, восстановить пойменные леса, расположенные по берегам реки. Леса сокращают общую испаряемость реки, улучшают водный баланс. За счет уменьшения испаряемости, конечно, прибавляются водные ресурсы реки. То есть очень много вопросов, которые надо было решать еще вчера», – резюмирует эксперт.
Руководитель ЦЭПИ «Глобус», комментируя печальные выводы исследований немецких ученых, уверена, что если действительно их математические расчеты оправдаются – катастрофа неминуема, Каспий ждет апокалиптический сценарий. Море повторит судьбу Арала, его берега отступят на десятки метров. Первыми признаками надвигающегося бедствия Галина Чернова называет обмеление главных водных артерий региона – Волги и Урала. Если срочные меры до сих пор не приняты и прогнозы зарубежных ученых все-таки сбудутся, кто в таком случае ответит, что будет с экосистемой региона, с городами и с местным населением?