×
443.35
475.54
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.35
475.54
4.82

Сокращение финансирования, языковые моменты и имя Назарбаева: как выживают НИШ в Новом Казахстане

29.01.2024, 11:07
Коллаж Ulysmedia

До недавнего времени в Казахстане был так называемый культ школ, созданных по инициативе экс-президента страны Нурсултана Назарбаева и названных в его честь – Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ). Им достались лучшее финансирование, лучшие педагоги, лучшие условия и автономность.

Считалось, что учёба в НИШ это все равно, что счастливый билет в лучшую жизнь, с последующим поступлением в престижные западные вузы. Однако ситуация несколько изменилась после Январских событий: финансирование школ было резко сокращено, поговаривают об их переименовании. Главный редактор Ulysmedia.kz Самал Ибраева поговорила с председателем правления НИШ Ануаром Жангозиным и поинтересовалась, как сейчас обстоят дела в НИШ, навещает ли их Назарбаев и какова дальнейшая судьба этих учебных заведений.

НИШ ПРЕВРАТЯТСЯ В ОБЫЧНЫЕ ШКОЛЫ?

В последнее время в СМИ поднимается тема о сокращении финансирования Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев университета. Как это может отразиться на будущем НИШ, не превратятся ли они в обычные школы?

- Я могу успокоить наших родителей. Как школа, здесь вопроса нет, в рамках гранта правительство нас поддерживает, здесь достаточно хороший есть у нас задел. Второй источник финансирования, второе направление - это целевой вклад, это то, что связано с ядром НИШ.

Основное отличие НИШ именно в контенте, в учебной программе, cистеме оценки, мониторинга и подготовке кадров, это внешние экзамены и та методологическая основа, которая отличает нас от школ не только в стране, но и в мире. Сейчас сертификаты нашх выпускников признают 60 вузов мира. Это такие вузы как Кембридж, Манчестер, многие вузы Китая, достаточно серьезные учебные заведения. Наши учебные программы полностью соответствуют их требованиям, и они готовы принимать наших выпускников без дополнительных экзаменов и условий. В прошлом году у нас были порядка 50 вузов, в этом ещё 10 в этот список вошли. Все больше вузов признают нашу программу.

В 2022 году финансирование было сокращено в 4 раза. Для нас это вызов, но, с другой стороны, наш бюджет – это не какое-то критическое изменение. Изначально, когда НИШ создавались, предполагалось, что рано или поздно бюджетное финансирование будет уменьшаться. Поэтому нужно выводить школы на некую самоокупаемость, дополнительные проекты, в том числе и коммерческие. Это то, чем мы сейчас активно стараемся заниматься. Я надеюсь, что переломный для нас момент станет импульсом для дальнейшего, может даже более успешного развития.

НИШ будут выходить на самоокупаемость и не зависеть от бюджета?

- В какой-то степени мы должны зависеть от бюджета, потому что выполняем работу, которая необходима государству. Допустим, повышение квалификации учителей образовательных школ. Мы этим, собственно, и занимаемся все 15 лет. За это время мы обучили 3000 педагогов общеобразовательных школ - это передовая методология, которая реализуется в ведущих странах мира. Если мы дальше будем продолжать это делать по заказу государства, конечно, оно нам должно за это оплачивать. Здесь мы не берем сверхденьги, все по тарифу и только для того, чтобы именно обеспечивать наших специалистов зарплатой.

Какая зарплата у педагогов НИШ?

- Средняя зарплата у нас порядка 450 тысяч тенге.

А максимальная?

- 800 тысяч тенге, большой разницы с зарплатами учителей общеобразовательных школ у нас нет. Если в среднем в общеобразовательных школах зарплата составляет порядка 420 тыс. тенге, у нас 460 тыс. Надо понимать, что нагрузка наших учителей в какой-то степени больше. Они работают с детьми, которые прошли отбор, - это дополнительные требования именно к компетенциям, даже к планированию уроков. Просто так уже урок не проведешь. Детям это будет не интересно, так как у них высокие требования. Наши школы работают в течение полного дня, учитель должен весь день находиться в школе, это тоже дополнительная нагрузка, а зарплаты на том же уровне, что и в общеобразовательных школах.

Не поступают ли от высших чиновников звонки с просьбой, чтобы их дети поступили?

- По отбору я могу сказать, что в целом уже общество привыкло к тому, что школы и университет работают по меритократии: ты приходишь, сдаешь, получаешь балл, в соответствии с ним поступаешь или нет. Больше вариантов нет. Система отбора у нас достаточно уникальна, она с точки зрения тестологии продумана и дает возможность выявить способности обучаться по программе естественно-математического направления. Это абсолютная прозрачность. Кроме того, мы проводим тестирование и анализируем результаты.

В этом плане наши специалисты имеют уникальный опыт, которого в Казахстане, я думаю, больше нет. И то, что они проверяются за рубежом, потом к нам приходят результаты, я думаю, это тоже во многом снимает вопросы о прозрачности, что кто-то может купить место в школе.

ПРОЦЕСС ПОСТУПЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКА

А кто готовит тестовые вопросы для поступления?

- Вопросы готовят наши специалисты совместно с международными экспертами. Это большая работа – вопросы должны исключать двусмысленные ответы, они должны быть направлены на оценку навыков. Очень много аспектов, которые нужно учитывать, поэтому изначально привлекали международных экспертов, но с годами компетенция наших специалистов выросла.

Есть ли специальные квоты для сельских детей? – они явно проигрывают своим городским сверстникам, у которых гораздо больше возможностей подготовиться.

- Квоты нет, и мы не планируем её вводить, это не совсем правильно с точки зрения принципов меритократии. Для нас основной принцип — это отбор тех детей, которые готовы обучаться по нашим программам, которые делают акцент на физику, химию, биологию, математику, информатику. Зачастую бывает, что ребенок – гуманитарий, но родители хотят, чтобы он учился в НИШ, он даже может поступить, но потом ему сложно учиться, потому что это не его. Здесь наша основная задача – провести конкурсный отбор и выявить тех, кто готов обучаться по нашим программам, у кого есть предрасположенность обучаться именно по инженерным специальностям. В наших школах порядка 10% сельских детей, 30% - из социально уязвимых слоев и многодетных семей. Все они проходят общий конкурс и отбор.

Сейчас очень много образовательных центров, которые предлагают подготовку и гарантируют поступление в НИШ…

- Я хотел бы посоветовать родителям не давить на ребенка, если у него нет интереса к поступлению в НИШ, к изучению предметов естественно-математического направления, не надо стремиться к нам. Родители должны понимать, что не стоит гнаться за брендом ради того, чтобы потом в гостях сказать, что мой ребенок в НИШ учится. То, что природа дала ребенку, нужно принять и развивать.

Касательно подготовки через дополнительные курсы, я в целом не вижу ничего плохого, чтобы готовить детей к дополнительным проявлениям, чем больше ребенок вовлечен в любого рода интеллектуальную или спортивную деятельность, тем он будет более развитым.

ОСТРЫЙ МОМЕНТ: КАЗАХСКИЕ И РУССКИЕ КЛАССЫ, КТО БОЛЬШЕ БЕРЕТ ГРАНТОВ

Прошлый год поступление в НИШ сопровождали скандалы из-за нехватки грантов на обучение на казахском языке. Удалось решить эту проблему?

- Мы её решили кардинально. Раньше формировалось два списка по русским и казахским классам. Когда принималось решение – сколько детей брать, смотрели на баллы и в каких-то школах могло быть 4 казахских, 3 русских класса, потому что баллы у тех, кто сдал тестирование на казахское отделение, у них нижний балл примерно на уровне русского отделения. Это всегда вызывало вопросы. Сейчас мы это полностью пересмотрели и делаем общий список, несмотря на язык обучения, именно по баллам.

То есть нет определенного количества грантов для русского отделения или казахского?

- Нет. Мы выделяем на школу Астаны 144 гранта и берем первых 144 ребёнка с самым высоким баллом и присуждаем им грант. Сколько будет детей в казахских классах, сколько в русских, мы на это уже не смотрим. Отбор показал, что распределение такое же: 70% - казахские классы, 30% - русские.

В этом году по Казахстану сколько грантов выделяется?

- Где-то 2 400 грантов.

ПЛАНЫ ЗАРАБОТАТЬ: ГДЕ НИШ ВОЗЬМУТ ДЕНЬГИ

У вас в этом году есть коммерческое направление?

- Оно было и до этого, просто масштаб был поменьше. Сейчас в рамках того, что нам нужно зарабатывать на свою деятельность, мы работаем над тем, чтобы привлекать дополнительные источники финансирования. Самый очевидный для нас – это какие-то коммерческие проекты по обучению, там, где у нас есть свободные места, мы принимаем детей на платной основе. У нас есть международная школа Астаны, это наша школа с детским садом, которая полностью платная и сейчас мы прорабатываем в том числе вопрос по открытию такой же в Алматы.

Сколько стоит обучение?

- В международной школе Астаны порядка 2 млн, но скорее всего мы будем повышать стоимость. Там очень много затрат, связанных с повышением квалификации, сейчас школа какую-то прибыль генерирует, но не ту, которую хотелось бы, сравнивая с другими школами.

ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

Может ли случиться переименование школы? Назарбаев сам открывал эти школы, сейчас он их посещает, когда последний раз был?

- Насчет, когда последний раз посещал, точно не скажу, не в мою бытность, я с марта прошлого года работаю, за это время его не было. Касательно переименования, я думаю, это вопрос не ко мне, не я полномочен решать такие вопросы, это вопросы к тем, кто принимает такого рода решения. Я бы хотел тут свое опасение высказать, что НИШ как бренд себя зарекомендовали не только в стране, но и в мире. Многие страны, и не только СНГ, но и зарубежные, смотрят на наш опыт. Мы в сентябре впервые в СНГ и Центральной Азии проведем международную конференцию Lesson study по исследованию уроков. И как бы там не складывалось с переименованием, было бы обидно потерять этот бренд. Если вдруг оно случится по каким-то причинам, то, конечно, желательно оставить аббревиатуру.

Если переименование будет, то это заново все надо будет проходить?

- Да, это непростой процесс. Как минимум, те законы, которые регламентируют нашу деятельность и дают нам автономию, прописаны с названием НИШ - мы университет и фонд, по этим законам будет вопрос, если будет переименование.

БОЛАШАК И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ В ЗАГРАНИЧНЫЕ ВУЗЫ

Выпускники НИШ в основном поступают за рубежом?

- Нет, 20% наших выпускников поступают в зарубежные вузы, 80% остаются в казахстанских вузах, из них 25% идут в Назарбаев университет, остальные - в ведущие вузы страны. Сложился миф, что мы готовим выпускников для других стран, но ничего подобного. Большая часть все равно возвращается в страну и работает здесь.

Вы руководили управлением образования, имеете достаточный опыт в этой отрасли, уже как эксперт, как вы считаете, в чем успех НИШ, Назарбаев университета? Только в том, что было финансирование большое или что-то другое?

- Точно вопрос не только финансирования. Это, конечно, один из важных моментов, без него не получилось бы сотрудничать с ведущими международными организациями. Мы недавно встречались с университетом Кембриджа, которому 850 лет, они говорят: мы 850 лет работаем, с НИШ работаем 12-13 лет, мы видим, что вы за это время сделали столько, сколько мы за 850 лет. Сотрудничество с такими организациями очень важный момент, который без финансирования не был бы возможен.

А автономия вам зачем?

- Очень важный момент - это автономия. Я работал в акимате, управлении образования, поэтому структуру системы образования понимаю, и когда нет необходимой автономии, нужно каждое решение согласовывать. Когда есть автономия, это не значит, что у нас нет подотчетности, все прозрачно и это видно, но при том, что у нас есть самостоятельность в принятии ключевых решений, которые мы согласовываем с нашим попечительским советом. Это дало определённую гибкость и возможность создать уникальную методологическую базу, без автономии этого бы не получилось, я уверен.

ПИТАНИЕ УЧЕНИКОВ

Какой норматив по выделению средств на питание в НИШ на одного ребенка?

- 1600 тенге.

В обычных школах дети питаются за 400 тенге…

- Когда общество такие вопросы поднимает, люди хотят имиджевые вопросы решить, нужно разбираться в цифрах. Когда мы говорим 1600 у нас, 800 в общеобразовательных школах, надо учитывать, что у нас дети находятся в школе весь день: они завтракают, потом обедают, после обеда у них дополнительные занятия, cпорткружки, полдник ближе к четырём, другие занятия, домой они уходят только вечером.

Когда говорят о грантах, что НИШ выделяется больше денег, давайте подсчитаем: в общеобразовательных школах подушевой норматив сейчас порядка 700 тысяч, но если мы включим допзатраты - питание, повышение квалификации, ремонты - там разрыв будет не такой ошеломляющий. Я за то, чтобы все школы были односменными и работали в течение всего дня, над этим страна активно работает, президент поручил и реализуется проект по строительству 400 школ, это инициатива очень важная, никогда такого не было, именно в таком масштабе, по соотношению эти школы будут не хуже, чем НИШ.

Сейчас НИШ уже не является какой-то уникальной школой в плане оснащения, мебели и т.д. Есть и частные школы, которые переплюнули нас, сейчас и госшколы подтягиваются, поэтому, я думаю, что это отчасти и наша заслуга, мы показали, как это нужно делать, с нас стараются брать пример, это правильно.

СУИЦИДЫ

Вы утверждаете, что все ваши педагоги – специалисты высокого класса, но они целый день проводят в школе. Они справляются? Мы знаем о фактах суицида среди учеников НИШ – это подтверждает мнение о чрезмерных нагрузках.

- По суицидам вопрос серьезный, в прошлом году у нас не было фактов. Если в целом говорить о суициде, практически в 100% случаев это вопрос не школы, а семьи. Если у ребенка есть ближайший взрослый, как правило это родитель, с которым он может поделиться, которому он может сказать свои проблемы, не боясь ничего, тогда вопрос суицида вообще не будет стоять, нет никаких оснований. В силу загруженности родителей, опять же гаджеты, связь родителей и детей терпит изменения, и когда она нарушается, ребенок пытается найти другой авторитет. Как правило, находит он среди сверстников, а сверстники не будут относиться с пониманием, в подростковом возрасте психика суровая, ты не можешь проявить слабость, в каких-то случаях это приводит в том числе к суицидам.

Вопрос перегруженности, он тоже важен, мы сейчас активно формируем индекс благополучия, который будет состоять из конкретных параметров, которые можно оценить. Мы по нагрузке всё пересмотрели, увидели, что в 10-х классах нагрузка была сильнее, чем в 11-12-х, у нас с 7 по 10 классы был рост нагрузки, потом спад. Поэтому в 10-х классах мы нагрузку уменьшили. Все ученики сдают тестирование, его результаты доступны психологу, администрации, на основании этого теста мы можем выявлять детей, которые находятся в группе риска, по каким-то параметрам они склонны к суициду. Этот аспект нам важен, мы будем и дальше принимать активные меры в этом направлении.

Ученики НИШ ЕНТ не сдают?

- Нет, они сдают экзамены совместно с Кембриджем. На мой взгляд, проще ЕНТ сдать, чем наш экзамен.

Возможно ли такое, что произошло с дочерью Турсынбека Кабатова, - вместо выпускника кто-то другой может сдать экзамен?

- Это невозможно. Это не тест, задания на нескольких уровнях, самый базовый - это тест, на математике решают реальные задачи, математическая статистика, теория вероятности, многочасовой экзамен. Таких экзаменов 5-6, и потом эти баллы переводятся в баллы ЕНТ, если бы им ещё и ЕНТ предложили сдавать, это было бы слишком.

БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА ИЛИ НЕДОСТУПНОСТЬ ДЛЯ ПРОСТЫХ КАЗАХСТАНЦЕВ

Хотелось бы, чтобы в заведениях, подобных вашим, могли обучаться бесплатно дети и простых граждан, которым недоступно платное образование…

- Это слишком глобальный вопрос. Я недавно прочитал книгу «Тирания меритократии» американского автора, профессора Гарварда, который ставит примерно такой же вопрос по университетам «Лиги плюща». Сейчас в «Лигу плюща» поступают в основном те, кто имеет возможность подготовиться к поступлению; очень мало тех, кто является представителем нижних слоев населения. Может быть, как результат этого в Америке идет большая диспропорция именно в состоянии людей: 1% тех, кто имеет наибольший достаток, они зарабатывают в совокупности больше, чем все население Америки. Очень большая диспропорция. Если их это заботит в Америке, то у нас этот вопрос, конечно, тоже возникает, это нормально. Чем страна активно сейчас занимается – это повышение в целом качества образования, открытие дополнительных школ, которые будут оснащены хорошо, которые будут реализовывать учебные программы, с учителями достойными и т. д. Работа идет, я думаю, что спустя какое-то время все школы будут примерно уровня НИШ.

УЧИТЬ БУДУТ НЕ ПЕДАГОГИ?

На проект «Комфортная школа» выделяются триллионы тенге. Эксперты говорят, что из каждой «комфортной школы» можно сделать НИШ. Сейчас идет коллаборация с вами или «комфортные школы» сами по себе?

- Мы можем подготовить учителей, все будет классно, но если сам директор не будет это все правильно понимать и развивать, то ничего не получится. Там, где есть толковый директор, он найдет возможность привлечь толковых учителей, либо развить своих. В этом направлении мы активно работаем, сейчас одна из наших инициатив - это создание возможности «бокового входа» в профессию, привлечь тех, у кого есть высшее, но непрофильное образование, но они хотят стать педагогами, мы планируем с нового учебного года начать реализовать программу. Интерес есть, зарплата стала выше, соцстатус учителя повышается, для «комфортных школ» мы через эту программу учителей будем готовить.

По итогам 2023 года НИШ сколько заработали, есть ли система дивидендов и т.п.?

- Мы некоммерческая организация, у нас нет понятий дивиденды. В целом мы в минусе. Если нам сократили бюджет в 4 раза, то о каком заработке можно говорить? Поэтому сейчас на повестке стоит задача перестроить процессы, найти дополнительные источники финансирования и вернуться к старому. Но на решение этого вопроса потребуется не один год.

Полную версию интервью председателя правления НИШ Ануара Жангозина смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.kz

Новости партнеров