×
488.93
532.4
5.04
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
488.93
532.4
5.04

Кого боятся транспортные прокуроры: громкому делу о смерти на путях не дают хода

Сегодня, 10:45
Кого боятся транспортные прокуроры: громкому делу о смерти на путях не дают хода
Коллаж Ulysmedia

История Азамата Жанпеисова не так давно всколыхнула социальные сети Казахстана, где парень разместил видео с обращением к главе государства Касым-Жомарту Токаеву и генеральному прокурору Берику Асылову. Вкратце напомним: Азамат Жанпеисов, его родные братья и сестры с 2021 года осиротели — их маму Гульзаду Жантасову сбил маневровый тепловоз, вопреки законодательству перевозивший пассажирские вагоны. С тех пор очевидное вроде бы дело не сдвинулось с места, и Азамат решил, что за справедливость необходимо бороться.

Об этом он и сам отец троих детей рассказал в эксклюзивном интервью Ulysmedia.kz.

— Азамат, расскажите, с какой проблемой вы столкнулись? Вроде обычное дело, есть пострадавший человек, есть тепловоз и есть лица Почему же дело не направляют в суд?

— По словам опытных юристов — АК «Назханов и Партнеры», которые помогают мне разобраться с деталями, наше дело нельзя назвать сложным, но вот компания-перевозчик — ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» — оказалась непростой. Я думаю дело именно в том, что руководители ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», кому принадлежал тот маневровый тепловоз, всеми возможными путями препятствуют этому, и Главная транспортная прокуратура в этом их поддерживает.

— Что подтолкнуло вас к таким выводам?

— Я ознакомился с прекращенными уголовными делами.Так вот в этих делах я увидел, что еще в 2021 году транспортные прокуроры Западно-Казахстанской области в своих указаниях писали о необходимости проведения следственного эксперимента по делу, изъятия видеозаписи и т. д. Так вот этот следственный эксперимент до сих пор не проведен, никакие видеозаписи не изымались, по делу до сих пор не допросили руководителей ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», которые приняли решение осуществлять пассажирские перевозки на магистральной железнодорожной сети маневровым тепловозом. Следователи не выяснили у них, почему руководство дало разрешение на использование маневрового тепловоза для перевозки пассажиров.

Маневровый тепловоз, который предназначен для маневровых работ на станциях и подъездных путях.

— А почему маневровый тепловоз не может перевозить пассажиров?

— В деле есть законно проведенные экспертизы и ответы из Министерства транспорта, Министерства индустрии и инфраструктурного развития, которые говорят о том, что использование маневрового тепловоза при пассажирских перевозках на магистральной железнодорожной сети является недопустимым. Маневровый тепловоз должен осуществлять маневровую работу на соответствующих участках железной дороги, и это, кстати, прямо указано в техническом паспорте маневровых тепловозов ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», «род службы — маневровый». Разделение и классификация тягового подвижного состава является фактом и, более того, предусмотрены законодательством Казахстана, в зависимости от назначения (рода службы) подразделяются на пассажирские, магистральные и маневровые. Таким образом, в тот злосчастный день маневрового тепловоза ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», который перевозил пассажиров, вообще не должно было быть на том магистральном пути.

Не надо быть специалистом, чтобы увидеть огромную разницу между маневровым тепловозом ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» и локомотивами, предназначенными для пассажирских перевозок. У маневрового тепловоза ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» есть длинный капот, в связи с чем у машиниста серьезно затруднен обзор, что уже исключает возможность перевозки пассажиров по требованиям безопасности. Машинист того локомотива попросту не увидел мою мать на путях и вовремя не предпринял всех необходимых мер для обеспечения ее безопасности — экстренное торможение и звуковой сигнал. Об этом он говорил на допросе, ссылаясь на то, что тормозить начал лишь после сигнала помощника. Понимаете, что, используя такой маневровый тепловоз, ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» ежедневно подвергает огромной опасности не только перевозимых пассажиров и пассажиров поездов, курсирующих по указанной магистральной сети, но и неограниченный круг людей, так или иначе связанных с данным участком железной дороги.

— Так каким же образом ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» препятствует справедливому расследованию?

— Из материалов прекращенных дел я увидел жалобы адвокатов ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», из содержания которых становится понятно, что им еще на стадии расследования было известно по делу все, даже о том, кто из экспертов проводит экспертизу по делу, хотя по закону они не имели права знакомиться с делом. Те лица, интересы которых они представляли, по делу никем не являлись, у них не было статуса по делу, и, значит, никакого доступа к делу, даже у меня, как у потерпевшего, до конца досудебного расследования не было таких прав. Я ознакомился с делом только после его прекращения. Это говорит о том, что им либо следователи, либо сотрудники прокуратуры открыли доступ к делу. Узнав все обстоятельства дела, руководители ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» начали предпринимать активные действия на получение необходимого им заключения эксперта.

— А какие действия?

— В деле я ознакомился с экспертизой эксперта Н. Колесникова, который выдал себя сам, отправив следователю в электронном виде заключение эксперта, на которое наложено заключение другого эксперта Д. Даркулова, которого также привлекло ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», а этой экспертизы по закону у эксперта Колесникова не должно было быть. То есть ему незаконно предоставили заключение Даркулова, чтобы он дал аналогичное заключение. Я также ознакомился с перепиской, изъятой из телефона эксперта Колесникова, где наши подозрения подтвердились. Колесников переписывается и созванивается с руководителями ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», такими как Талгат Жумагалиев, Бисенбай Маханов, Булат Муфтеев. Из переписки явно видно, что еще до официального назначения экспертизы они отправляют документы, приказы, указывают эксперту, что ему необходимо отразить в заключении, только потом направляют адвокатский запрос на экспертизу. Налицо заинтересованность эксперта. После наших жалоб было зарегистрировано дело в отношении недобросовестного эксперта. Тут я уже на самом деле понадеялся, что дело сдвинулось с мертвой точки. Но не прошло и двух месяцев, как дело в отношении эксперта прекратили:мол, вина его не доказана, и транспортная прокуратура утвердила это решение следователя.

— Чем же транспортная прокуратура мотивировала такое свое решение?

— Что по делу проведены все действия, но доказать причастность эксперта не представилось возможным. Тут я ознакомился с прекращенным делом эксперта и увидел, что по делу ничего не сделано, как и с теми делами по факту наезда на мою мать. Элементарно не изъяты телефоны руководителей ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», которые указаны в переписке, этих лиц даже не допросили по факту этой переписки. Я не понимаю, это каким надо быть влиятельным и неприкосновенным лицом, которого боятся допросить транспортные следователи и прокуроры, которые вопреки установленным законом требованиям прекратили дело без разбирательств. Думаю, это заведомо незаконное решение.

Когда я обратился с жалобой в Главную транспортную прокуратуру, чтобы отменили решение о прекращении, но там в течение 15 суток ответа не получил, и пошел с жалобой в следственный суд. Там мне отказали без рассмотрения, ссылаясь на то, что я не был участником процесса. Коллегия по уголовным делам городского суда Астаны также оставила жалобу без удовлетворения по тем же основаниям. Затем пришел аналогичный ответ из Главной транспортной прокуратуры о том, что я никто по делу эксперта.

То есть у них двойные стандарты, тем, у кого есть возможности, они делают поблажки, ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» свободно получает доступ к делу, и проводят свои экспертизы в нарушение закона, хотя они не являются по делу никем, а я, будучи потерпевшим, пытаюсь обжаловать незаконное решение следователя и прокурора, но мне говорят — ты никто по делу.  Но если я никто по делу, тогда куда смотрела Главная транспортная прокуратура, представители надзорного органа обязаны были пресечь очевидное нарушение законности при прекращении уголовного дела в отношении эксперта. Но транспортная прокуратура не предпринимает никаких мер к восстановлению справедливости.

— А на какой стадии сейчас уголовные дела по факту наезда на вашу мать?

— Эти дела приостановили, ссылаясь на международное поручение в Россию.

— А какое отношение Россия имеет к этому событию?

— О чем я в своих жалобах и указываю, но меня не слышат. Они хотят допросить руководителя, специалиста завода-изготовителя этого тепловоза, желая получить необходимый им ответ, что маневровый тепловоз имеет возможность перевозить пассажиров. Очевидно же, что завод-изготовитель не будет обличать собственную продукцию и подтвердит все, что угодно покупателю. И уж точно там заявят, что их маневровые тепловозы легко можно использовать в качестве локомотивов для пассажирских составов на магистральных путях. Они не знают уже, как еще больше затянуть дело. Ведь этот ответ какого-то сотрудника завода России никакой юридической силы не имеет на территории Казахстана, так как по закону Казахстана этот тепловоз не имел право осуществлять перевозку пассажиров, и этот ответ будет явно заинтересованного лица. А этот ответ из России мы ждем уже больше трех месяцев, а то, что по делу уже больше трех лет не проводят тех действий, которые не были проведены, никого не интересует. Я просто не могу понять, как в нашей стране простой гражданин должен добиваться правды и справедливости. Неужели наши законы начинают работать только тогда, когда из-за беззакония и отчаяния люди начинают совершать суицид? В деле есть все доказательства, указывающие на нарушение закона и необходимые для привлечения к ответственности виновных лиц, но дело не движется.

— Возвращаясь к вашему ответу касательно опасности использования маневрового тепловоза, мне интересно, а почему они используют маневровый тепловоз, когда можно, как и все, использовать для перевозки пассажиров безопасный пассажирский локомотив?

— Весь вопрос в этом и заключается, что такой тепловоз стоит в десятки раз дешевле, чем пассажирский. То есть, как я понял, для ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» жизнь человека ничто по сравнению с большими деньгами. И здесь, видимо, Главная транспортная прокуратура бессильна, и, я надеюсь, что Генеральная прокуратура во всем разберется и доведет дело до конца. Там должны понять, что бездействие ведет к очень плохим последствиям, поскольку речь идет не только о привлечении должностных лиц ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» к справедливой ответственности за свое решение, свой самостоятельный выбор купить маневровые тепловозы и перевозить пассажиров, в нашем случае идет речь в целом о безопасности пассажирских перевозок. И в случае если правоохранительные органы своим бездействием позволят ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» или другим перевозчикам и дальше наплевательски относиться к вопросам безопасности, то и отвечать за последствия деятельности таких перевозчиков должны и принимающие решения сотрудники правоохранительных органов, а также их руководители.

Для нашей семьи цель — защитить и сохранить добрую память о нашей матери, ее честь, которую в одной из публикаций ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» пыталось обвинить в совершении суицида, мы такого не допустим и будем бороться до конца.