×
518.14
537.57
5.27
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
518.14
537.57
5.27

НДС, «упрощёнка» и перспективы: почему налоговая реформа в Казахстане малый бизнес в тень загонит

Сегодня, 09:45
НДС, «упрощёнка» и перспективы: почему налоговая реформа в Казахстане малый бизнес в тень загонит
Коллаж Ulysmedia

Кому придется затягивать пояса, спасет ли экономику налоговая реформа и как на МСБ повлияет шоковая терапия в виде повышенных ставок НДС? Ulysmedia.kz предлагает всем вместе поискать ответы на эти вопросы и открывает серию подкастов по теме, которая одинаково волнует и экономистов, и простой народ.

Героиня первого подкаста - член Налогового альянса Казахстана и член парламентской рабочей группы по налоговому кодексу Жанар Сулейменова. Она считает, что, хотя правительство и признало проблемы в налоговой системе, оно все-таки должно сбавить обороты и не проводить реформу скоропалительно.

НДС УДАРИТ ПО ДОБРОСОВЕСТНЫМ

  - Конечно, как гром среди ясного неба это не прозвучало - разговоры об НДС идут давно, мы говорили правительству, что он в Казахстане превратился в налог с оборота, на что нам отвечали: ничего, мол, подобного - эффективная ставка по НДС составляет всего 3,3% при ставке в 12%. Я объясню, во-первых, у нас наличие двух систем упрощённой декларации и НДС привело к тому, что у нас плательщиков в НДС очень мало - 122 тысячи по сравнению с двумя с миллионами, соответственно у большинства бизнеса нет НДС в зачёте. У нас большая доля на рынке теневой экономики, где просто нет документов - всё это приводит к тому, что у добросовестного налогоплательщика, который платит НДС, ставка эффективная составляет 10%, например, а реформа, которую предлагает правительство, оно как бы чуть-чуть её пытается поднести под другим соусом. Говорят, что это не просто повышение НДС - это изменение структуры НДС, увеличение числа налогоплательщиков НДС и в дополнение к этому мы снижаем вам себестоимость. 

А как же «упрощенка»?

  - Упрощенки не будет, но её и не было в проекте налогового кодекса, который зашёл в мажилис в сентябре прошлого года, но также СНР будет изменён, хотя по нему тоже хотят снизить пределы по оборотам. Но, понимая природу самого НДС и его сложности важно сделать акцент на том, что просто так взять и снизить оборот до 15 млн, при этом одномоментно повысить до 20% - это сделать невозможно.

Почему такое резкое повышение и почему речь идет именно о 20 процентах?

  - Я думаю, что с учётом той суммы денег, которой не хватает посчитали 20%, но в принципе точной цифры пока нет.

БЕЗ БУХГАЛТЕРА НЕ ОБОЙТИСЬ

Предложение сильнее всего шокировало маленький бизнес. Те, кто готовит еду, продает картошку – они все будут платить НДС с оборота?

  - Это же сложный налог, он рассчитывается не только с оборота, мы 12% ставим с оборота, при этом, ещё должны рассчитать НДС в расходах и взять их в зачёт, получается, что мы считаем на доходы, считаем на расходы, берём разницу и оплачиваем в бюджет. Когда я изучала тему, необходимо было объединение по идее упрощённой декларации и системы НДС, но нужно делать это чуть-чуть по-другому -нужно учитывать, что, во-первых, на сложный в администрировании налог должны перейти300 тысяч субъектов бизнеса - им понадобится бухгалтер. И еще существует такое понятие как «эффект кучкования» - это когда бизнес скажем так держит свои обороты до определённого предела, то что у нас в принципе и происходило, когда у нас предел был 30 тыс. МРП или 20 тыс. МРП, бизнес так и держал свои пределы.

То есть предпринимателям придется дробить бизнес? 

  - Да они будут стараться не превышать предел, не увеличивать обороты в силу определённых обстоятельств и самое главное, что необходимо предусмотреть - расширение налогооблагаемой базы сразу, образно говоря, со 100 до 400 тыс. повлечёт за собой увеличение расходов комитета государственных доходов. Пределы по НДС уже снижались - в 2022 году с 30 до 20 тыс. МРП - при снижении данного предела, доходы по НДС выросли на 53% - до 4 триллионов, потом в 2023 - до 5,6 трлн, а в 2024-м собранный НДС уменьшился до 5,1 триллиона. Это как раз говорит о краткосрочном эффекте этой меры. Эти риски тоже необходимо учитывать – система должна быть сбалансирована и учитывать сложности, связанные с самим НДС. Я рассчитывала GAP - показатель разрыва по НДС. Предположим, если все 100% бизнеса платят налог и не скрывают свои обороты – сколько могло бы собрать государство? В зависимости от уровня этого разрыва мы можем судить высокое или нет у нас уклонение от уплаты налогов. Так вот в 2021-м по моим личным расчётам у нас разрыв по НДС составлял 4,2%, то есть теоретически НДС должен был составить 6 триллионов, а собрали 2,8 триллиона. Потом мы снижаем пороги и в 2022 – 2023-м разрыв по НДС падает до 2,7%. В 2024-м он опять растёт. И если бы все 100% налогоплательщиков платили бы НДС, то он бы составил 9,6 триллионов. Это огромнейшая цифра по сравнению с собранными 5 триллионами. И вот здесь возникает вопрос, почему люди не платят НДС? И одна из основных причин -это теневая экономика, наличие нелегального импорта в Казахстане, и, естественно, наличие двух систем упрощённой системы налогообложения. 

ОПАСНЫЙ ПРЕДЕЛ И СНР 

Есть же МСБ, который работает по упрощённой системе? Там небольшая прибыль, это, конечно, не 15 млн тенге, но оборот больше – им как быть?

  - Я сейчас смотрю на это как представитель общества. Нельзя создавать две системы, она должна быть единая. Только розничный бизнес может существовать отдельно по специальному налоговому режиму, потому что его продажи не задействованы в дальнейшей цепочке. Но что касается остального бизнеса, он должен участвовать в системе НДС. Но здесь нельзя только снижать пороги, повышать ставку - необходимо комплексно подходить, необходима борьба с теневым импортом - без этого мы только усугубим ситуацию. 

Реформа скорее всего затронет каждого, как вы думаете, цены поднимутся на все? 

  - Конечно, инфляция будет. Правительство говорит, что в 2026 году что уровень инфляции будет примерно 8%, плюс дополнительные 4,5% - дополнительная инфляция. В связи с ростом НДС – обещают, что будет одноразово. И вот здесь как раз-таки и возникают определённые риски, что это может случиться не одноразово - мы можем войти в определённую спираль и тогда инфляция ещё увеличится. Это определённый риск, который необходимо учитывать, и поэтому, например, повышение НДС с 12 до 20% одномоментно - это ни в коем случае нельзя делать. 

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ 

Как вы думаете, почему наши образованные чиновники в правительстве идут на такие крайние меры?

  - За последние 4 года бюджет вырос чуть ли не в два раза, и эту дыру надо закрывать, а налогов не хватает. Естественно, самое лёгкое решение - поднять налоги - другие способы рассматриваются в меньшей степени. 

Какие способы вы имеете ввиду?

  - К примеру, границы - нелегальный импорт, однозначно можно найти рычаги и заставить платить налоги.  Самое сложное - поднять экономический рост, увеличить налогооблагаемую базу. Правительство уверяет, что деньги, полученные от этой налоговой реформы, будут направлены в фонды развития. Что это за фонды я не знаю, сколько туда отправят – вопрос открытый.

Депутаты Смирнова и Берденов выступили против повышения НДС и предложили сэкономить на госаппарате, как вы думаете, это реально? 

  - Государственный аппарат можно сократить, сделав дерегулирование экономики. Кроме того, они сами говорят, что у них искусственный интеллект - госаппарат однозначно можно сокращать. У нас достаточно очень большое присутствие государства в экономике, поэтому и не развивается частный бизнес. Я считаю, что если мы идем на какие-то кардинальные реформы, то бизнес должен быть равнозначен. 

НАЛОГИ ДЛЯ ВСЕХ 

Все должны платить налоги? 

  - Конечно, налоги должны платить все. Но я считаю, что нельзя реформу проводить сразу кардинально. Если мы хотим в первую очередь увеличить цепочку плательщиков НДС, то это должно быть сделано по-другому, необходимо использовать международный опыт. 

Например я изучала этот вопрос, на английском это называется Flat Rate VAT - я его перевела как плоская ставка по НДС. Это означает, что субъект бизнеса оплачивает НДС просто со своего оборота по ставке меньше базовой, при этом не имеет права брать в зачёт, но он становится субъектом системы НДС и его контрагенты могут взять себе НДС в зачёт.  А сегодня у нас, например, при упрощёнке предприниматель оплачивает 3% с оборота и отпускает услуги контрагенту без НДС и у того нету ничего в зачёт.  Например, у всех есть аренда в структурах затрат, и она практически у большинства без НДС, не считая крупные торговые центры.

Кстати система с плоскими ставками НДС используется в Англии, Южной Корее. В Англии при высокой базовой ставке НДС, плоские ставки очень доступны. В Корее ставка в 10% всего, при этом существуют плоские ставки НДС, которые составляют от 0,5% до 3% для различного бизнеса. 

Правительства не может просто сказать – ребята, вы все 20% будете платить, у нас есть продукты питания, есть медицинские услуги - это огромнейшие затраты и огромные потери для всего населения Казахстана, потому что жизнь будет дороже. 

Вы же сами говорили, что реформа нужна.

  - Она должна быть продуманной и кардинальной, чтобы импорт, контрабанду, теневой оборот -всех учитывать, а бизнес стимулировать и платить одинаково – должен быть абсолютно такой честный путь.

В целом Налоговая реформа – должна быть самой последней ступенью всех реформ. Ее нельзя делать, не понимая, куда мы идём и что мы строим. Для начала необходимо рассмотреть модель экономики - какую отраслевую структуру мы видим, какую собственность мы приветствуем государственную или частную, о каком инвесторе мы говорим, об отечественном или иностранном, и когда мы будем понимать, что строим, только тогда нужно переходить сначала к научно-технической политике, потом к инвестиционной, к денежно-монетарной, потом уже пошлины и так далее. Только потом – к фискальной. А у нас так - дефицит бюджета – так давайте проведём налоговую реформу. Так делать нельзя! 

МИКРОБИЗНЕС 

Интересно, у кого сейчас оборот в 15 млн? 

  - В проекте налогового кодекса у нас есть понятие «самозанятые», у которых оборот не должен превышать 15 млн и правительство говорит: 15 млн - значит микро-бизнес, а все остальные – МСБ. А какие затраты у этого микро-бизнеса никто не учитывает, может из этих миллионов доход всего 200 тыс.? Для меня эти 15 млн вообще не обоснованы. Хорошо, я приветствую, чтобы была единая система НДС, если мы её выбрали как основной налог, пусть будет так, но при этом дайте людям другие пределы, дайте им возможность перейти на ставку плавно, дайте им возможность уменьшить свои административные затраты! 

Кстати, Россия подняла НДС с 18 до 20%, но они с 1 января 2025 ввели плоские ставки НДС (Flat rate VAT) в размере 5 и 7% для малого и среднего бизнеса и верхний предел у них составляет 450 миллионов рублей - это практически наши 2 миллиарда тенге, которые у нас есть по СНР на сегодняшний день. То есть Россия провела какие-то исследования, посмотрела, что она получила в связи с увеличением НДС - бизнесу сложно администрировать НДС, поэтому они вводят эту плоскую ставку. Поэтому я предлагаю государству и правительству, если вы хотите объединить систему НДС, пожалуйста, дайте МСБ плоскую ставку - она должна быть значительно ниже, должна оплачиваться и рассчитываться легко, просто с дохода.

КАК ТАМ ЗА БУГРОМ

В Катаре, США, Японии, Гонконге нулевой процент по НДС, в Канаде - 5%, Дубае -5%, Малайзии - 5%, Сингапуре, на который мы постоянно ровняемся - 7%, даже в Швейцарии - 8%, в Южной Корее - 10 %. 

  - В Америке - налог с продаж, в Южной Корее НДС 10% - это отличная ставка, в принципе, наша ставка тоже была достаточно хорошей - 12%. У них есть дифференцированные плоские ставки: например, электроэнергетика и водоснабжение - 0,5%, розничная торговля и услуги питания - 1%, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство - 2%, строительство, услуги агентов, брокерские услуги - 3% - это отличные ставки и платят все.  Проблема в том, что, увеличивая ставку с 12 до 16 или 20 процентов, нельзя оставлять единую ставку для всех, потому что бизнес просто не будет платить. Услуги, которые оказывают частникам - а это большой спектр экономики, могут уйти в тень. 

А что будет с розничным налогом, его отменят? 

  - Нет, розничный налог хотят оставить - это будет специальный налоговый режим, к слову, это очень хороший налог, который позволил бизнесу укрупниться. То есть сегодня ставка в 4%, если ты оказываешь потребителю и 8%, если оказываешь услуги юридическому лицу, предел составляет 2 млрд розничный налог. Его в большинстве используют предприятия, которые оказывают услуги в розницу - небольшие магазинчики, рестораны, кафешки, небольшие гостиницы - этот налог позволил им подняться. Так вот его хотят оставить, но предел – снизить и тогда об укрупнении бизнеса речи уже не будет – опять будет дробиться. 

Вы предлагаете для всех ввести одинаковый режим? 

  - Нет, для тех, кто торгует в розницу, можно применять СНР, потому что они не участвуют в дальнейшей цепочке, а для бизнеса, который участвует в цепочке добавленной стоимости, он должен все-таки участвовать в системе НДС, но она должна быть для него удобной. 

ИДЕЯ В ШТЫКИ 

Почему такой вот шквал негатива из-за этой реформы? 

  - Потому что у нас нет доверия к налоговой системе и нет доверия к государству. С розничным налогом – сказали, ребята, укрупняйтесь, вот вам 2 млрд - они укрупняются, а сейчас им обрежут и скажут, переходите на НДС! Нельзя так делать. Государственная политика в любой отрасли должна быть последовательной, прозрачной - мы должны понимать, что мы строим и куда идём. Прежде чем объявлять реформу, нужно ее продумать, сделать её поступательной, бизнес подготовить. До 15 миллионов тенге он, конечно, не раздробится, но, если честно, я даже не знаю, что за бизнес такой - 15 миллионов тенге в год - нет такого бизнеса на самом деле. Ведь это страшно, вместо того, чтобы поощрять бизнес к росту, его подталкивают к микросостоянию. 

А как в Китае? Известно, что экономика этой страны растет гигантскими темпами. 

  - В 2019 году ставка по НДС была снижена с 16% до 13% - Китай идёт другим путём - он стимулирует экономику. Мы это уже проходили - снизили НДС с 20 до 12%, но теперь нас хотят вернуть в прошлое, когда все оплаты шли наличными деньгами – это опасно. 

КАК БЫТЬ 

Как вы думаете, депутаты смогут отстоять свою точку зрения?

  - С учётом того, что я увидела в рабочей группе, поняла, что они не могут самостоятельно принять что-то – все, что касается доходных или расходных статей в налоговом кодексе, все отправляется на доработку в правительство, потому что без положительного заключения правительства та или иная норма не может быть принята. Вот и получается, парламент пропустил ту или иную норму, потому что у него нет полномочий. Должна быть система сдержек и противовесов, депутаты должны иметь возможность ставить определённые барьеры или пределы для государственной машины. А сейчас они могут громко говорить, даже ругаться, но принять решение не смогут. Парламенту нужно дать большие полномочия, он должен действительно стать влиятельным, как говорит наш президент. А сейчас у нас правительство влиятельное, а не парламент. Поэтому я больше рассчитываю на правительство, которое услышит экспертов, общественников и может быть сбавит обороты и найдёт компромисс.

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.