×
515.31
533.96
5.3
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
515.31
533.96
5.3

Фискальный шок: как правительство Казахстана будет увеличивать число налогоплательщиков

Сегодня, 08:50
Фискальный шок: как правительство Казахстана будет увеличивать число налогоплательщиков
Коллаж Ulysmedia

Мы продолжаем серию подкастов на тему нового налогового кодекса. Реформу, которая взбудоражила общество, согласился обсудить вице-министр национальной экономики Азамат Амрин. Он заверил главного редактора Ulysmedia.kz Самал Ибраеву, что изменения законодательства – это ни что иное, как улучшение налогового администрирования и экономической политики.

Предложение поднять ставку НДС и снизить порог оборота в обществе вызвало шок. Неужели ситуация настолько плохая, что правительство идет на такие непопулярные меры?

  - Я хочу отметить, что окончательного решения ещё нет, мы ещё обсуждаем это с бизнесом, с предпринимателями, с различными ассоциациями, с НПП «Атамекен», делаем расчеты - они проверяют и предлагают свои варианты, то есть пока идет совместная работа.

ВСЕ ПОСЧИТАЛИ

О каких расчетах идет речь?

  - Это касается и размера поступления НДС в случае увеличения, и вопрос влияния на инфляцию, и вопрос поведения на рынке предпринимателей, которые теперь будут платить НДС - на всё есть определённые экономические модели. Я хотел бы отметить, что речь не идет о простом повышении ставки НДС - это налоговая реформа. Когда мы начали работу, перед нами стояло несколько задач, первая - это разрыв в цепочке НДС. В чём это заключается? Когда плательщик НДС покупает у неплательщика НДС, соответственно у него в зачёте ничего нет, и НДС, который он оплачивает, превращается в налог с оборота - то есть облагается не добавленная стоимость, а весь оборот - здесь происходит искажение. С другой стороны, наоборот, если, допустим, неплательщик НДС покупает у плательщика НДС, то НДС уходит в себестоимость товара, увеличивая его стоимость - это действительно искажает природу и сущность налога на добавленную стоимость. Вторая задача - это высокая нагрузка на фонд оплаты труда. Вы знаете, что есть социальный налог, социальное страхование, медицинское страхование, ввели обязательные пенсионные взносы работодателя, пенсионные выплаты, индивидуальный подоходный налог - в этом году общая нагрузка на ФОТ составляет 38,5%, в 2026 году - 39, 5% и к 2028 она дойдёт до 41%. И если мне, условно, надо платить 100 тыс. тенге своему работнику - сверху ещё надо 40 тыс. – этот работник будет стоить 140 тыс.  Эта высокая нагрузка. Что происходит? Товар фактически ещё не появился на полках магазина, он ещё не продан, а предприниматель уже обязан заплатить налог.

И что вы предлагаете сделать?

  - Для того, чтобы усилить конкурентоспособность нашего бизнеса, необходим как раз перенос акцента уплаты с себестоимости на потребление. Следующая задача - это сохранение национального фонда. Вы знаете, что, начиная с 2020 года, мы ежегодно берём гарантированный трансферт порядка 2 триллионов тенге и целевой трансферт. Сейчас он не ограничен и используется на текущие расходы. В этом году - 5 трлн 250 млрд  изъятия целевого трансферта из национального фонда. Если мы такими темпами будем продолжать, у нас НФ может очень быстро закончиться, он потеряет свои функции. Есть ещё задача - инвестирование в экономику, у нас бюджет 2025 года составляет 25 трлн тенге и из них, так называемый, бюджет развития - 2 трлн тенге - это всего лишь 8%, а поскольку государство - это основной донор и инвестор экономики, эту цифру надо увеличивать.

ВОЛШЕБНЫЙ НДС

И все эти задачи решит повышение ставки НДС?

  - На самом деле у нас 2 млн 300 тыс. налогоплательщиков, из них НДС платят фактически платят порядка 88 тыс. - я считаю, что ситуацию надо менять. Когда мы снижаем порог по НДС, число плательщиков увеличится на 300 тыс. Мы посмотрели международный опыт – он везде разный, много стран, где порога по НДС вообще нет. В Японии НДС где-то около 17%, но помимо этого там есть ещё корпоративный подоходный налог до 37%, налог с оборота - у каждой страны своё индивидуальное налоговое законодательство. Если сравнивать, допустим, со странами ОЭСР, то там порядка 7 000 долларов порог, если сравнивать с нашими соседями - странами СНГ, то в России чуть больше 10 млн тенге, в Кыргызстане - около 30 млн тенге, то есть у нас самый большой порог, поэтому, когда мы начали анализировать и возникло предложение всё-таки снизить его для того, чтобы увеличить число плательщиков НДС. Сейчас у нас упрощённая декларация, но порог для применения этого режима на самом деле 178 миллионов тенге в год, и налогоплательщики, когда доходят до уровня порога НДС - начинают дробиться.

Может быть с этим надо бороться?

  - Года два назад индивидуальных предпринимателей, которые работают в упрощённой декларации было около 700 тыс., буквально за полтора года их количество резко выросло до 1 800 млн, то есть все начали дробиться и скрывать свои доходы для того, чтобы не платить НДС. Теперь мы предполагаем, что после снижения порога по НДС дробиться станет сложнее. Это же администрирование, это затраты - предприниматель несёт определённые риски - просто надо регистрироваться и платить налоги, так как это делается во всём мире.

ЗАПЛАТИТ КОНЕЧНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Многие считают, что это жестоко.

  - Если человек занимается предпринимательской деятельностью, то это нормально платить налоги. Более того, я вам скажу, почему мы поднимаем не подоходный, а налог на добавленную стоимость - это не нагрузка на предпринимателя! Я на этом хочу акцент сделать - платит конечный потребитель, с точки зрения влияния именно на предпринимательство, для бизнеса он нейтрален - это налог на потребление. Ставка, кстати, она тоже очень низкая, по сравнению с другими странами, потому что во всём мире самая распространенная ставка - это 30%.

Экономисты говорят, что это приведёт к кризису платежей, росту цен, массовому уходу бизнеса в тень. Вы с этим не согласны?

  - Когда вы говорите, что из-за НДС цена товаров увеличится, это мы понимаем, это мы знаем, мы это говорим - да, действительно, цена вырастет, потому что это налог на потребление. Мы на моделях посмотрели, как это повлияет на инфляцию в целом, посчитали разными методами, у нас получилось, что дополнительная инфляция будет порядка 4,5%. То есть на 2026 год, мы к 6% прибавляем 4,5% - порог инфляции составит до 11%. Мы это понимаем и будем индексировать и помогать тем, кто действительно нуждается - будут индексированы пособия и пенсии, порядка 800 млрд тенге нужно на дополнительные расходы. Мы понимаем, что простое увеличение ставки НДС - это не решение вопроса и я хочу обратить внимание на то, что мы вместе с поднятием ставки НДС уменьшаем себестоимость товара – снижаем нагрузку на фонд оплаты труда.

НА КОГО НАГРУЗКА

То есть работодатель может не платить - он будет освобождён от пенсионных отчислений?

  - Абсолютно верно, для того чтобы снизить себестоимость товара, на потребление НДС поднялся - это не его нагрузка, в то же время мы увеличиваем маржу этого предпринимателя, когда снижаем ему социальный налог и обязательный пенсионный взносы - сейчас они находятся в себестоимости - это нагрузка на фонд оплаты труда, если сейчас 39,5% на 2026, то есть это 6% социального налога и 3,5% обязательный пенсионный взнос работодателей, то есть 9,5% мы убираем с нагрузки – она будет не 39,5% а 30%. Здесь как раз, когда бизнес говорит, что будут какие-то издержки - это вот те средства, которые можно будет закрыть за счёт снижения себестоимости.

Это, наверное, касается больше среднего бизнеса, а сейчас в фокус внимания попали микро ИП, которые сами на себя работают.

  - Они работают по упрощенной декларации и платят 3%, теперь в рамках нового налогового кодекса, который сейчас рассматривается в мажилисе парламента, мы реструктурировали виды специальных налоговых режимов и намного упростили - будет три СНР. Это общеустановленный режим, режим для самозанятых - мы упразднили обязательность регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и он с оборота платит только 4%, при этом только себе 2% из этих четырёх - на пенсию, 1% - на медицинское страхование. Местные исполнительные представительные органы могут снижать ставку, практически во всех областях сейчас - 2%,  в Астане - 3%, в Алматы - 4%. Сейчас эти виды деятельности мы сокращаем до 40 - это вся розничная торговля продуктами питания, напитками, хлебобулочными изделиями, предметы мебели, фрукты и т.д. – то есть, те, о ком вы говорите, попадут в этот режим розничного налога – его условия мы не меняли. Это сделано как раз для того, чтобы именно продукты питания не дорожали.

НЕДОБРОСОВЕСТНЫМ БОЯТЬСЯ

Если начнется дробление бизнеса, какие меры вы будете принимать?

  - Надеюсь вы согласитесь со мной, что нездоровая конкуренция не нужна – все должно быть честно и справедливо, поэтому меры в отношении недобросовестных налогоплательщиков приняты будут. Начиная с 2001 года у нас ставка по НДС была 20%, ставка корпоративного подоходного налога - 30%, социального налога - 26%. Поэтапно эти ставки снижались - цель была благая, чтобы бизнес развивался - мы даём вам простой удобный коридор, в рамках которого вы должны работать и не нарушать - это честно и справедливо. Но одновременно с этим произошла либерализация ответственности – во всём мире либерализация законодательства усиливается ответственность, у нас, к сожалению, ответственность снизилась. Налогоплательщик может нарушать постоянно, а его постоянно только предупреждают. Налоговые проверки запретили и теперь, прежде чем выйти на проверку, предписание проверяет прокуратура - такие моменты усложняют работу налоговых органов по борьбе именно с недобросовестными плательщиками.

ЛЬГОТЫ

А кто у нас был освобождён от НДС? Вы кого-то собираетесь лишить налоговых льгот?

  - Действительно, когда мы начали обсуждать проект нового налогового кодекса, мы вышли с предложением об исключении 128 налоговых льгот - они у всех на слуху, мы очень часто об этом говорим и спорим, в том числе с ассоциациями и депутатами - доказываем свою правоту. Например, мы упразднили НДС на медикаменты и фарминдустрию, на медицину.

Лаборатории «Олимп» тоже не платят НДС?

  - Эти виды деятельности у нас освобождались от НДС. Норма по медицине была направлена для того, чтобы была льгота для потребителей, чтобы мы с вами, когда в аптеке покупаем лекарства - цена была без НДС, для нас это было бы дешевле. Мы провели анализ и посмотрели насколько у нас растут цены на медикаменты и на медицинские услуги. Проверяла и высшая аудиторская палата и Антикор наценки на медикаменты, по некоторым товарам от 76 до 2000% наценка составляла. Мы понимали, что цены растут независимо от того, что есть льгота на налоги – она оказалась неэффективной - мы предлагаем обложить их налогом. Строительные компании тоже освобождены от НДС - когда юридическое лицо построит дом и первый раз продают его физическому лицу, там НДС нет - мы тоже предложили убрать эту льготу.

Какой-то нонсенс.

  - Мы проанализировали динамику цен, сравнили темпы роста цен на жильё с темпами роста цен на строительные материалы. Оказалось, что темп роста стоимости стройматериалов намного ниже, чем стоимость жилья. Второй момент - цены не зависят от наличия НДС - они зависят от рыночных условий. Открыли программу 7-20-25 и цены пошли вверх, когда дали возможность покупать жильё на пенсионные накопления – цены тоже пошли вверх. Поэтому мы предложили этот вид деятельности обложить налогом.

А банковская деятельность?

  - Там комиссия, эквайринг и ещё очень много видов услуг в деятельности. Я хочу, чтобы чётко все понимали, мы облагаем услугу банка. Сейчас они освобождены, платят только корпоративный подоходный с прибыли. Мы предложили увеличенную ставку КПН 20 процентов. Были различные предложения депутатов и 30% и даже 50%, но должен быть реальный взгляд на вещи.

Есть опасения, что все ваши жёсткие моменты, когда в мажилисе будут обсуждаться, исчезнут.

  - У нас же на каждой рабочей группе более 100 человек сидит в зуме, записывают видео, в рабочей группе онлайн принимают участие большое количество людей, то есть проходит открытое обсуждение.

ЗА ДОХОДЫ РАССЧИТАЙТЕСЬ

А кто ещё освобождён от НДС? Частные школы и частные садики они платят НДС?

  - Они платят НДС, если превышают порог, сейчас они не платят корпоративный подоходный налог и индивидуальный подоходный налог. Эти виды деятельности относятся к социальным по законодательству, но мы, как раз в рамках нового налогового кодекса, и предложили тоже ставку для таких видов деятельности. Не НДС, я говорю сейчас о корпоративном подоходном налоге. В чём  суть заключалась? Допустим они освобождаются от подоходного налога, но не имеют права получать дивиденды от этой деятельности - то есть всё, что они получают - должны вкладывать в бизнес. Теперь мы говорим: хорошо получайте дивиденды, платите с них налоги, но в то же время, как и обычные предприниматели, платите с тех доходов, которые вы получаете.

Почему засекречена информация о налоговых льготниках?

  - Во всём мире все сведения, которые поступают в налоговые органы, являются тайной, в рамках нового налогового кодекса мы исключаем налоговую тайну для тех категорий налогоплательщиков, которые применяют льготу. То есть, если государство тебе дало право не платить налоги, то ты должен доказать эффективность этих льгот - как ты тратишь или просто свой карман набиваешь, как развиваешь отрасль и оказываешь услуги населению.

ЗАСЕКРЕЧЕННЫЕ СЧАСТЛИВЧИКИ

А кто у нас сейчас в списке льготников?

  - Я вам сейчас сказать не могу, если вы фамилии спрашиваете. Во всех отраслях есть налоговые льготы, основные - направлены на инвестирование и на стимулирование переработки. Допустим свободные экономические зоны - они у нас остались и льготы для них сохраняются - они освобождены от корпоративного подоходного налога, земельного налога, имущественного налога, НДС по товарам, которые ввозятся на территорию, есть инвестиционные приоритетные контракты. Если инвестор более миллиарда долларов вкладывает в экономику Казахстана, мы предлагаем на 10 лет освободить его от КПН, земельного и имущественного налога, для того чтобы он быстрее отбивал свои инвестиции. Есть спецрежимы – МФЦА, Астана хаб - они освобождены от КПН, социального налога, НДС. Когда мы будем заходить с новым бюджетом - будем представлять в парламент отчёт о налоговых расходах - обо всех наших льготах, об их эффективности, об их получателях и это всё будет рассматриваться. Есть появится необходимость и будет доказана неэффективность, мы сразу мы будем упразднять льготы.

БУДЕТ НЕЛЕГКО

У вас оптимистический настрой, допустим вы защитите свой проект в мажилисе, а вы допускаете, что ваша реформа может пойти по негативному сценарию?

  - Никогда увеличение налогов восторг ни у кого не вызывал. Естественно мы и смотрели, и считали, и прогнозировали - на ВВП в первый год рост, который мы закладываем он на 0,7 - 0,9% снизится, но это будет в краткосрочном периоде, а 2-3-4 года наоборот это даст плюс, и мы вернёмся в первоначальный коридор, который был по инфляции. Если все оставить так как еcть, что потом мы будем делать?

А мы можем вообще не трогать Нацфонд?

  - Я надеюсь, мы дойдём до этого, если доходы будут увеличиваться, и мы будем правильно тратить.

Президент говорит, что надо затянуть пояса, а в Астане строится новое здание министерства обороны, новое здание министерства внутренних дел, новая библиотека – эти расходы оправданы?

  - Наверное были определённые причины, если уже строится. Я не готов вам с вами спорить по этому вопросу и говорить почему это сделано, наверное, правильнее спросить у тех, кто занимался этим вопросом. Есть определённые процедуры, раз эти процедуры прошли, значит такое решение было принято. Я думаю, мы совместно с национальным банком проработаем эти вопросы, в том числе и мораторий на строительство административных зданий и в ближайшее время выставим на сайте информацию для обсуждения.

ШТРАФЫ

Казахстан назвали «штрафстаном», сколько в бюджет поступает от штрафов?

  - В прошлом году порядка 220 млрд поступило в государственный бюджет,  если к общему объёму доходов - это меньше 1%. Мне очень часто задают этот вопрос и в том числе в парламенте, что мы планируем штрафы. Мы не планируем штрафы, прогноз по штрафам мы не доводим налоговым - другой вопрос - это отношение к штрафам - не нарушайте, есть финансовая ответственность за это и на самом деле, когда говорят, что очень много штрафов - это говорит о том, что люди часто нарушают.

А штрафы 100% поступают бюджет или что-то перепадает частным компаниям?

  - Нет, штрафы поступают в бюджет сразу 100%, посредников нет. То о чём вы говорите, это, как я понимаю, «Сергек»? Там все уплаты идут туда, но это проект ГЧП - там свои условия, своя специфика, поэтому здесь вот таким образом идёт.

КОНТРАБАНДА

По контрабанде хотелось уточнить – на таможне цифры учета не сходятся с теми, что делает Китай. Несовпадение в десятки миллиардов.

  - Делали сверку, действительно так, здесь надо понимать, что мы ведь транзитная страна, и через нашу границу товары проходят и в Россию, и Беларусь, и в Европу, и когда из Китая идет товар - это вопрос, скажем так, методологии и статистики. То есть для Китая это всё как будто Казахстан, но, когда мы своё считаем, получается меньше. Диктовать свои условия соседям по методологии мы не можем.

БУДЕМ ДОГОВАРИВАТЬСЯ

А если вдруг депутаты встанут в позу, будут защищать и отстоят НДС 12%?

  - Это переговорный процесс, на самом деле мы сейчас очень много и в том числе и с депутатами работаем, и обсуждаем, и, я думаю, мы сформируем общую позицию.

Вы читаете соцсети? Знаете, что пишут о налоговой реформе, о правительстве?

  - Переживаем и смотрим, более того, сразу реагируем на эти вещи, высказывания, конечно, больше эмоциональные, не экономические. Мы все вопросы обсуждаем с бизнесом, экономистами, экспертами. Мы тоже в соцсетях озвучили свою позицию - идёт открытая планомерная работа по обсуждению этого вопроса, ещё раз подчеркну окончательного решения нет, конечно, мы будем взвешивать все за и против и какое-то общее решение принимать.

Казахстан готов к таким смелым налоговым изменениям?

  - Я думаю да, реформа давно назрела, ситуация требует решения и если сейчас не нормализуем экономику, не снизим себестоимость товара с точки зрения нагрузки на фонд оплаты труда, не соберём бюджет в конце концов, который позволит нам выполнять свои социальные обязательства, инвестировать в экономику, то говорить о дальнейшем развитии, говорить о том, что мы добьёмся каких-то целей будет достаточно сложно.

Токаев сказал, что министры, акимы, чиновники должны быть готовы принимать смелые решения - вы считаете себя смелым государственным служащим?

  - Не мне давать себе оценку, и вообще смелый или несмелый - реформы, они, наверное, сами за себя говорят. То, чем мы сейчас занимаемся, мы делаем абсолютно с твёрдым убеждением, что это нужно, поэтому и пытаемся рассказать людям, почему, как, зачем и какие будут последствия.

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.kz.