×
521.9
593.5
6.39
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
521.9
593.5
6.39

Почему конкуренция на биржевом рынке Казахстана рискует остаться формальностью

18.04.2025, 17:21
Почему конкуренция на биржевом рынке Казахстана рискует остаться формальностью
коллаж Ulysmedia

Что такое товарная биржа и зачем она нужна? Как она может повлиять на жизнь простых граждан и поднять экономику? В интервью Ulysmedia.kz председатель совета директоров АО «Товарная Биржа «Каспий» Елнар Надыргалиев рассказал о теневой стороне биржевой торговли, рыночных реформах, о том, как работают товарные биржи и что от них зависит. Он впервые детально и открыто озвучил механизмы, о которых обычно предпочитают говорить лишь кулуарно. 

В интервью поднимается тема предстоящего конкурса на определение единой биржи для торговли социально значимыми биржевыми товарами. Надыргалиев комментирует возможные риски монополизации и даёт понять, что если конкурс станет всего лишь способом оформить заранее принятое решение — это не реформа, а её имитация.

Главный редактор Ulysmedia.kz Самал Ибраева выяснила, что «Каспий» уже полтора года пытается встретиться с руководтством министерства торговли и интеграции РК, но добиться этого так и не удалось.

КАК УСТРОЕНА СИСТЕМА

Что собой представляют сегодня товарные биржи в Казахстане, как работает система? 

   - По моему мнению, товарная биржа – это инструмент государственной политики в экономике. Биржа – это организатор торгов, она действует, как рынок. Там есть директор рынка, условно – «базарком». Он устанавливает правила, по которым рынок работает. Если правила хороши, то много клиентов и продавцов, значит туда приходит много людей, и там формируется реальная цена.

В начале 2009 года товарных бирж было 9 – 10, потом число стало увеличиваться за счет того, что было разрешено проводить государственные закупки через товарные биржи. 

Но позднее начали появляться «карманные» товарные биржи, то есть, крупные поставщики открывали собственные биржи и проводили госзакупки. После этого было принято на законодательном уровне решение, и госзакупки из товарных бирж убрали. 

В результате сегодня товарных бирж в Казахстане осталось 7-8, из них реально действуюших – всего три. 

Для Казахстана это не мало и не много. Мое мнение таково, что рынок должен выбирать торговую площадку. Но позиция некоторых госслужащих такова, что они считают целесообразным, чтобы оставалась одна или две товарных биржи. 

По нашему мнению, это неплохо, но должен быть выбор, чтобы не было монополии. 

Сейчас нашим товарным биржам предстоит пройти серьезный «экзамен». В 2018 - 2020 годах Евразийской экономической комиссией в Москве принято решение о создании единого рынка с участием товарных бирж, чтобы для них были единые правила. Все товарные биржи начали готовиться к принятию таких правил. 

ГЛАВНЫЕ ВЫЗОВЫ 

Как строятся отношения у товарных бирж с профильным Министерством торговли и интеграции? 

   - До июля должен пройти конкурс по выбору товарной биржи, которая будет торговать перечнем социально значимых биржевых товаров в рамках ЕАЭС. В перечень входят уголь, нефтепродукты, и сахар. И по выбору товарной биржи квалификационные требования до сих пор отсутствуют, осталось всего три месяца. 

Если эти квалификационные требования выйдут даже в мае, то биржи могут не успеть подготовиться. 

Эти требования мы можем получить через министерство торговли и интеграции. Но мы почти полтора года вообще никак не можем пробиться в наше профильное министерство. 

При этом вице-министр торговли и интеграции, представители государственных органов и депутатский корпус выезжают к акционеру одной из товарных бирж ETS. При этом выезжает делегация в составе вице-министра, депутата, представителей государственных органов, а мы не можем добиться просто встретиться. 

У нас возникает вопрос: а кто формирует нормативно-праовые акты, которые сейчас выходят?

Во всех товарных биржах зарубежных - России, Узбекистане, Беларуси - нет среди акционеров зарубежных товарных бирж. У нас же в Казахстане почему-то у некоторых из служащих уполномоченных органов такая позиция, что целесообразно привлечь на территорию Казахстана в качестве инвестора или акционера зарубежную биржу. Но логически если рассуждать, зачем иностранной бирже развивать местную? 

Мы свое мнение стараемся донести, но министерство торговли и интеграции просто с нами не встречается.

Как вы думаете, почему уполномоченный орган избегает этих встреч?

   - Ранее, когда было около 45 товарных бирж, они на совещании между собой ругались. И уполномоченный орган говорил: «Вы все, чтобы не ругаться, создайте ассоциацию, мы специально пропишем норму в законе о саморегулируемых организациях».

Они это прописали, и, я так думаю, теперь приглашают какую-то саморегулируемую организацию, но мы не знаем, какую. Нам информацию не дают. 

Недавно мы направляли в министерство запрос, интересовались, кто делал проект квалификационных требований по выбору товарной биржи? В ответе было указано, что провели совещание с привлечением Ассоциации горнодобывающей и металлургической промышленности, и там приняли проект этого документа. Возникает вопрос, а каким образом эта ассоциация связана с товарными биржами?

Если уполномоченный государственный орган не проводит с нами встречи, при этом требуют, чтобы на бирже была конкуренция, открытая и чистая… Если будет выбрана биржа для организации торгов социально значимыми товарами не конкурентным способом, путем каких-то привилегий, то как она будет проводить конкурентные и прозрачные торги? 

Хотелось бы, чтобы уполномоченный орган обратил на это внимание. 

БИРЖЕВАЯ ЦЕНА И СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ

Как биржа может влиять на жизнь простого человека? 

   - Мы все могли увидеть это по январским событиям, для которых причины формировались еще в декабре 2021 года и до января 2022 года. Тогда цены на газ поднялись, и была социальная напряженность, которая начала проявляться с Мангистауской области, разрасталась на всю страну и дошла до трагических событий.

С учетом того, что на бирже формируются цены, товарная биржа должна следить за своей площадкой и отслеживать возможные манипуляции. Это делается с использованием программ-роботов. 

Когда идут торги, на компьютере нужно «пробивать» эти торги за две секунды, нажимать нужные клавиши, принимать решение. Но человек за две секунды не может решить, он просто будет нажимать не думая. Вот для быстрого анализа ситуации, цены, сделок, для скоростной обработки больших объемов данных и используются роботы. 

По казахстанскому законодательству о товарных биржах роботов использовать запрещено. Но вот перед январскими событиями, полагаю, этих роботов использовали.

Недавно в одном интервью председатель правления товарной биржи ETS Курмет Оразаев говорил о ценах на ГСМ, сложившихся на торгах на нашей бирже и на ETS. Получилось, что у них низкая цена, а у нас – высокая. 

Наш вице-президент Павел Хворов объяснил, почему так сложилось, торги шли строго по правилам. Но хотелось бы отметить такой вопрос: почему сейчас не анализируют тот момент, как на товарной бирже ETS и бирже «Алан», которая тогда называлась электронной торговой площадкой, прошли торги, на которых цена на газ ушла вверх в конце 2021 года? По итогам этих торгов были два протокола со стороны Агентства по защите конкуренции в отношении товарной биржи ETS. Это открытая информация. 

Их как-то наказали?

   - По статье 159 части 3 прим 1. КоАП (Злоупотребление субъектами рынка своим доминирующим или монопольным положением). 

Возникает вопрос, если в 2022 году были такие случаи (злоупотребление доминированием), то сейчас что-то изменилось на товарной бирже ETS? Торговая платформа поменялась или нет? Если выберут товарную биржу ETS, будет ли исключено повторение рисков 2021 года? 

Биржи должны быть в единой конкурентной среде, никто не должен быть «любимчиком». Но сейчас у нас нет равных возможностей. У нас нет доступа даже к министру. 

Мы написали письма в министерство энергетики, министерство промышленности, в АЗРК - это не наши уполномоченные органы, но они все откликнулись сразу же, они слышат и взаимодействуют с нами. Но до нашего уполномоченного органа мы достучаться не можем. 

КАК ПОСТРОИТЬ ПРОЗРАЧНУЮ МОДЕЛЬ

Что ж, передаем привет министру торговли и интеграции Арману Шаккалиеву. Давайте поговорим о заграничных биржах, которые выступают акционерами. 

   - Мое мнение таково, и я его высказывал, что акционерами товарных бирж на территории Казахстана не должны быть иностранные товарные биржи. Но при этом мы не отметаем необходимость взаимодействовать с биржами соседних стран. Российский опыт хорош, белорусский также может быть очень полезен. Но учитывая то, что Казахстан – это страна в Центральной Азии, нужно перенимать не 100% трафаретно опыт одной страны, надо анализировать практики всех стран. 

Наш «золотой партнер» - Лейпцигская энергетическая товарная биржа Германии. На ее примере мы проводим сейчас мероприятия по IPO (первичное размещение ценных бумаг) в рамках привилегированных акций. Мы считаем, что акционерами товарной биржи «Каспий» должны быть наши граждане, сами участники рынка. Это мы и увидели на примере Лейпцигской биржи. 

Нет ничего лучше против коррупции внутри компании и незаконных сделок, чем контроль собрания акционеров. Мы – первая в Казахстане товарная биржа, которая листингуется на KASE. На площадках «магазинов акций» в банках уже можно увидеть бумаги биржи «Каспий». Мы пока их не открыли для продажи, скоро откроем, пока идут подготовительные мероприятия. Так наши граждане, ставшие акционерами, будут более финансово грамотными именно по биржевой деятельности.

МЫ ГОТОВЫ ВЫЙТИ НА ДЕБАТЫ

Вы рассказали сравнили биржу с базаром, где есть главный «базарком». Скажите, есть у нас «большие шишки» в биржевом секторе? 

   - В Казахстане только начинает развиваться культура акционерства или учредительства. Многие компании активно продвигают сейчас эту культуру. Если будет один или два акционера – это неправильно, должно быть больше акционеров – вот одна из граней этой культуры.

Есть понятие «карманной биржи». Такая биржа действует в интересах определенной компании или финансовой группы. Но даже если эти биржи будут «карманные», то при правильном регулировании со стороны уполномоченного органа и при исключении возможности предоставления каких-либо предпочтений, они будут действовать наравне со всеми. 

Никто не запрещает открывать свою биржу. Недемократично говорить, мол, такой-то человек слишком богатый. Допустим, бизнесмен захотел иметь товарную биржу, и его цель – чтобы определенный объем рынка проходил через нее. И он попытался как-то диктовать цены на этом рынке. Неправильно ему пытаться это запрещать, тут должны действовать механизмы рынка.  

С учетом того, что цены, которые формируются на биржах, влияют на общество, особенно по определенным товарам, нужна четкая регуляторная политика. Например, в России Федеральная антимонопольная служба при выявлении сговора на рынке не штрафует предприятия, а выписывает предписание, чтобы это предприятие в течение четырех месяцев торговалось на товарной бирже. А задача товарной биржи – предоставить свободный, равный доступ всем участникам, как тем, которые были аффилированы с этим предприятием, так и другим. Пусть на равных торгуют. Это очень хорошая мера. 

Возьмем недавний случай с товарной биржей MTS (Modern trading solutions), до сих пор идет разбирательство, связанное с углем. Мое мнение – это произошло, возможно, по вине неких лиц, но есть презумпция невиновности, пока не доказано, говорить не будем. 

Но вопрос в том, что необходимо проводить встречи с биржами и брокерами. Брокеры – это наши казахстанские граждане, которые сейчас не понимают, как действовать по закону. Надо с ними проводить беседы, разъяснять. 

У нас не должно быть главной целью государства найти какое-то предприятие, которое что-то не так сделало, признать виновным, наказать и отправить всех за решетку. Так жизни людей рушатся, экономический эффект отрицательный и на имидже страны это сказывается. Необходимо проводить превенцию, предупредительные меры, разъяснять. Не только со стороны уполномоченного органа, у нас в правоохранительной системе есть департамент по борьбе с коррупцией, и в АФМ есть департаменты превенции, которые проводят эту работу. Но наш уполномоченный орган почему-то никак не взаимодействует.

Если вдруг министерство нас услышит после вашего интервью – мы готовы выйти на дебаты с участием представителей министерства и товарных бирж. 

Наша цель не обвинить кого-то, а создать условия для чистого, свободного и конкурентного рынка среди товарных бирж. Чтобы товарные биржи могли обеспечить чистый, свободный и конкурентный рынок для других. 

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.kz

Новости партнеров