Роскошный торт, который заказала у кондитера Нуршат Акбергеновой казахстанский блогер и жена греческого дипломата Аселина Батыр, стал одной из самых обсуждаемых тем в соцсетях как минимум СНГ. Напомним, торт произвел фурор на празднике, был с аппетитом съеден, но оплачивать предъявленный счет Аселина Батыр отказалась. По ее словам, кондитер должна была заранее озвучить цену в 600 тысяч тенге за изделие, а раз этого сделано не было, Аселина посчитала возможным платить столько, сколько сама считает справедливым. Пользователи соцсетей разделились на два лагеря и уже болеше месяца спорят о том, кто прав в этой истории. Самал Ибраева встретилась с кондитером Нуршат Акбергеновой, чтобы обсудить и тот самый «көрпе-торт», и нюансы, вроде бы абсолютно женского, но отнюдь нелегкого труда кондитера, и вообще поговорить о том, как увлеченной ремеслом женщине выжить в эпоху инфоцыганства.
Нуршат, давайте начнем с этой самой истории с тортом, которая вмиг сделала вас самым известным кондитером. Часто ли вообще попадаете в такие ситуации?
- Если честно, такое со мной впервые за 13 лет работы кондитером. Бывало, что люди говорили – «Давайте заплачу налом» или наоборот, бывало, что просили отсрочку, но, чтобы свою цену назначали – впервые. Потому что мои постоянные клиенты понимают реальную цену таких тортов.
Но, справедливости ради, как говорят в соцсетях, доля вашей вины в ситуации тоже есть. Почему вы не озвучили цену заранее?
- Да, возможно, я должна была раньше озвучить итоговую цену. Но и она не озвучивала свой бюджет, а лишь озвучивала все новые и новые пожелания. Сначала по начинке, потом по оформлению, потом потребовала не один слой муляжа, а два, со словами: «Я же королева көрпе, а весь праздник в стиле «Великолепного века», поэтому все должно быть на уровне». Все это дополнительные траты. К примеру, на муляж только я потратила 150 тысяч, потому что форма нестандартная.
Изначально я написала, что предоплата 150 тысяч, но так как меня об этом заказе попросила знакомая, я сделала скидку. Кроме того, я написала цену в то же время, что и попросила забрать торт, а она только на следующий день ответила, что это дорого и мы так не договаривались.
Но проблема в том, что мы вообще никак не договаривались! Мне лишь сказали, что нужен «торт для королевы», откуда я знала, что у королевы денег нет? И еще один неприятный момент, изначально со мной вела переговоры Аселина, а потом ее менеджер. Я считаю, что так делать нельзя.
А Вы сами ведете все переговоры?
- Да. Я 13 лет в кондитерском бизнесе, сначала была обычным рядовым сотрудником, помощницей. Потом поняла, что нужно расти, мне не нравилось стоять на месте. Поэтому примерно шесть-семь лет я уже работаю шеф-кондитером. Причём не в одном месте, а веду 7–8 ресторанов в Астане.
И, если изначально мне нравилось делать торты, выравнивать, оформлять их, то сейчас нравится вести производство. Производство тортов – это бизнес, в котором задействована целая команда. И моя задача не просто испечь торт, но выполнить все пожелания клиента.
А вообще – какая справедливая цена на торты такого типа?
- По-разному, но мы брали за нашу работу и 1,2 миллиона, и 1,5 миллиона тенге… Многое зависит от начинки, от оформления.
Но как думаете, почему так произошло? Почему блогер, которая вроде бы занимается таким интересным ремеслом, шьет «құрақ-көрпе», так низко ценит физический труд?
- Я не знаю, но я не думаю, что это все блогеры такие, просто такой человек. Потому что все мы люди, все одинаковые – блогеры, президенты, кондитеры… Любой труд должен справедливо оцениваться. И, повторю, я раньше с таким не сталкивалась, хотя давно работаю.
А сколько в среднем зарабатывает кондитер?
- По-разному, зависит от опыта и квалификации. Но в среднем около миллиона тенге.
Сейчас век блогеров, когда реклама в соцсетях стоит дороже, чем продукт. Вы не думали уйти в эту сферу?
- Да, да. Друзья мне говорят: у тебя столько опыта, почему ты не используешь его в полной мере? Друзья, которые снимают видео, советовали: снимай процесс. Но мне нравится только результат. Я не очень хочу показывать процесс. Ну и пока не готова…
Вы про инфоцыган сказали, их действительно много, но мне кажется, настоящие профессионалы все равно будут в цене, сколько бы они не брали за свою работу. Просто надо понять, что хорошее не может стоить дешево.
Я, к примеру, недавно купила курс по мобилографии оффлайн, потому что считаю важным, чтобы мне не просто видео-урок прислали, а лично все объяснили. Это было недешево, но оно того стоит.
После этого случая что изменилось в вашей работе?
- Я получила на самом деле большую поддержку со всего мира. Мне пишут из других стран и хотят заказать торт, предлагали оплатить этот торт. Но я считаю, что это неправильно. Сейчас мне уже намного легче эмоционально. Я не хотела никакого хайпа и скандала, я просто честно работаю и хочу, чтобы все работали также честно.
Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.