×
524.32
609.05
6.52
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
524.32
609.05
6.52

Банковская тайна на отмену? Почему государство не боится потерять доверие бизнеса

Сегодня, 08:08
Банковская тайна на отмену? Почему государство не боится потерять доверие бизнеса
Коллаж Ulysmedia

Казахстан как-то без особого оптимизма ждет реформы, которые правительство готовится претворить в жизнь с 1 января. У населения, обещанные вслед за повышением НДС, «стабильность» и «рост» вызывают тревогу, у предпринимателей – настоящую панику. Как налоговые нововведения ударят по МСБ и почему государство не боится потерять доверие бизнеса? Генеральный директор Национального центра инноваций и предпринимательства Асланбек Джакупов в интервью главному редактору Ulysmedia.kz Самал Ибраевой прямо говорит, что мы переживаем кризис, но главная проблема кроется не в экономике, а в управлении и объясняет, почему чиновники предпочитают бездействовать. Также он уверен, что банковская тайна, которую поставили на отмену - это последняя линия защиты. Если её не станет, бизнес останется «голым», а инвесторы разбегутся.

БЕЗ ТАЙНЫ

Предлагаю начать с самого непонятного из того, что происходит: как так вышло, что у нас покусились на, казалось бы, самое святое – банковскую тайну?

  - Всё началось с проекта приказа министерства финансов, опубликованного в октябре на портале НПА. Это уже последствия нового Налогового кодекса, который вступает в силу в 2026 году.

Приказ касается того, что банки по запросу налоговых органов будут обязаны передавать информацию о движении денег по банковским счетам. И не только компаний, но и обычных граждан.

Давайте называть вещи своими именами: официально это подаётся как «эффективное администрирование налогов». На практике - это самая настоящая отмена банковской тайны.

То есть налоговики смогут запрашивать сведения о любой транзакции? Даже если у человека нет долгов или нарушений?

  - Именно - в приказе нет чётких ограничений. Налоговики получат доступ к данным о поступлениях, платежах и обо всех движениях по счёту. Фактически это превратит банки во «внешний сервер» КГД. А в мировой практике банковская тайна - это просто инструмент инвестиционной привлекательности и безопасности оборота капитала. Человек, открывая счёт, хочет быть уверен: его доходы, партнёры, расходы не станут достоянием любых ведомств по щелчку чьих-то пальцев.

Как вы думаете, банки будут опротестовывать этот приказ?

  - У банков не будет свободы выбора – приказ есть приказ. Даже если они будут против, их вынудят подчиниться штрафы и санкции. Поэтому банковское сообщество в шоке, в кулуарах звучит одно: «Мы потеряем крупный капитал. Уйдут и физлица, и компании».

Авторы этого приказа не понимают этого?

  - Это вопрос не к конкретным людям, а к системе. Норма о доступе к банковским данным заложена в Налоговый кодекс, депутаты за это уже проголосовали. А приказ Минфина - всего лишь механизм, который может быть «смягчён», но смысл его не изменится: банковская тайна в Казахстане перестаёт существовать.

ГОСУДАРСТВО ХОЧЕТ ВИДЕТЬ ВСЁ

С 1 января бизнес перед налоговой будет как под увеличительной лупой?

  - Вот в этом и проблема – систему построили так, что бизнес и граждане по умолчанию рассматриваются как потенциальные нарушители. Это закреплено и в логике проверок, и в работе госорганов. Понимаете, когда государство получает беспрецедентный доступ к банковским данным - это идеальная почва для злоупотреблений. Можно не нарушать закон - достаточно «сильного интереса» у тех, кто хочет получить рычаги влияния на бизнес. Любые транзакции можно интерпретировать как «схему». А пространства для манипуляций у чиновников и так всегда было больше, чем у налогоплательщиков.

То есть, поправки были приняты даже не ради налогов, а ради контроля?

  - Формально это объясняют борьбой с уклонением от налогов. Но мы все понимаем, что реальные дыры в налоговой системе не из-за того, что какой-то ИП в Жаркенте платит наличкой за мешок цемента. Основные проблемы - в крупном капитале, трансфертном ценообразовании, сером импорте с ЕС и Китаем.

Но вместо того, чтобы там наводить порядок, государство идёт по пути «электронной дубинки»: получить доступ сразу ко всему, без исключения.

ТАЙНА И ИНВЕСТ КЛИМАТ

Как отмена банковской тайны может повлиять на инвестиционный климат?

  - Очень просто: деньги любят тишину и защиту. Если инвестор, и не важно он казахстанский или иностранный, видит, что его финансовые данные будут доступны любому налоговому инспектору, а, возможно, не только инспектору, он просто уйдёт туда, где работает правило: «ваши данные — ваша собственность».

Инвестиционная привлекательность — это не просто «налоги пониже». Это гарантия прав собственников. А если у власти есть окно к вашим счетам, конечно, инвесторы уйдут. И теряем мы не только иностранцев - внутренние деньги тоже убегут в офшоры или на чужие рынки. Казахстан снова станет страной, где предприниматели хранят деньги не дома, а в Дубае, Лондоне, Сингапуре. Мы все выросли в Казахстане, и знаем, как это работает на практике.

Любой механизм, который допускает вмешательство без суда, рано или поздно будет использоваться не только для налогообложения.

КОМУ ВЫГОДЕН ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Почему бизнес так спокойно воспринял отмену тайны?

  - Это особенность казахстанского бизнеса: все надеются, что «пронесёт». И не забывайте, что крупные компании зависят от государства - контракты, доступ к госкредитованию, земельные вопросы, лицензии. И, во-вторых, многие уверены, что «я-то своё порешаю»! Есть ещё такой фактор, как страх. В Казахстане публично критиковать государственные инициативы готовы немногие. Это, кстати, и есть ошибка. Потому что сейчас принимается не частный акт, а система правил, которая коснётся всех. Сейчас бизнес молчит, но через несколько лет все удивятся: почему конкуренты знают, сколько у тебя на счету, какие обороты, кто платит и куда уходят деньги. Молчание - это форма согласия и, если бы бизнес-ассоциации сейчас выступили единым фронтом - власть была бы вынуждена менять детали приказа. Как минимум, ввести фильтры, судебный контроль, ограничение масштабов доступа. А вместо этого только пара постов в Facebook. И всё!

А как это выглядит в мировой практике? Тайна еще существует?

  - Конечно. В Швейцарии - это уголовное преступление - разглашение данных о клиенте без суда. В ОАЭ счёт компании или физлица считается таким же защищённым активом, как частная собственность.

В ЕС раскрытие банковской информации возможно только по запросу суда и только по конкретному делу. А у нас предполагается, что налоговик может сделать «запрос всем банкам» просто потому, что так решил. Это не соответствует ни Конституции, ни мировой практике.

КАПИТАЛ СБЕЖИТ?

Вы сравнили с ОАЭ и Европой. А какие примеры ближе к нам — в постсоветском пространстве? Есть ли параллели?

  - Самый яркий пример - Россия. Там с 2014 года начали постепенно ослаблять банковскую тайну - сначала ради борьбы с офшорами, потом ради контроля над малым бизнесом и т.п.

В итоге с 2018 по 2022 год из России вывели более 250 миллиардов долларов частного капитала.

Почти весь крупный бизнес перевёл деньги под юрисдикцию Англии, Арабских Эмиратов, Казахстана, Кипра. То есть формально у власти появилась «прозрачность счетов», а на самом деле вместе с деньгами ушел бизнес. У нас сейчас все идет по этой же схеме, только в более мягкой, не конфронтационной форме. Но если приказ примут, то не важно врач ты или предприниматель - государство получает возможность смотреть любые твои транзакции.

КТО РИСКУЕТ БОЛЬШЕ ИЗ-ЗА НДС

Много разговоров о том, что 16% НДС убьет бизнес, вы согласны с этим утверждением?

  - Да, согласен. Если ты - ИП и твой оборот перевалил за 43 миллиона тенге — всё, ты автоматически становишься плательщиком НДС. А 43 миллиона - это 3,5 миллиона оборота в месяц, и это не доход, а оборот. С учётом затрат, аренды, зарплат - чистая прибыль может быть меньше 500 тысяч. И тут ты должен отдать 16% государству. А если не будешь платить, тебя будут штрафовать, блокировать счета, закрывать деятельность. Так что это серьезный удар.

И крупный бизнес, и маленький должны будут платить одинаково? Это справедливо?

  - Нет, крупный бизнес может нанять аудит, юристов, оптимизировать налоги через холдинговые конструкции. А малый бизнес — это булочная, детский кружок, частный садик, семейное кафе. У них нет таких возможностей. Они просто вынуждены будут закрыться. Намного логичнее было бы ввести дифференциацию - пусть миллионеры платят 16%. Но зачем «душить» тех, кто только-только встал на ноги после пандемии и девальваций? Тем более в стране нет среднего класса. Есть очень бедные и очень богатые.

КТО ВИДЕЛ РАССЧЕТЫ?

Кто считал и делал прогнозы?

  - У нас давно утрачена практика глубокого анализа регуляторного воздействия. В нормальной стране, прежде чем принять налоговую реформу, правительство публикует экономическую модель, прогноз влияния на бизнес, расчёт потерь и выгоды для бюджета, оценку социальных рисков и дорожную карту внедрения. У нас вместо этого слайды с общими цифрами и фразой: «Мы посчитали, бюджет получит больше».

То есть вы хотите сказать, что такая большая реформа проводится «вслепую»?

  - Мы в прямом смысле не знаем, сколько предпринимателей уйдут с рынка после введения НДС 16%. Мы не знаем, сколько людей потеряют рабочие места. Мы не знаем, какие отрасли пострадают больше других. А государство даже не собирается нести ответственность за последствия. Это страшно, потому что мы снова не учимся на ошибках.

КЛАССИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ДОМИНО

Если НДС вырастет, через сколько времени начнут расти цены?

  - Через 2–3 месяца. А для некоторых товаров – сразу. НДС — это не тот налог, который бизнес платит из прибыли.

Это налог, который бизнес перекладывает на покупателей. В итоге подорожают продукты, услуги, импорт, детский отдых и лекарства. Все будут платить - только не государство, не крупный капитал, а простой потребитель.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЕ ЗА ИНИЦИАТИВУ

Вы работали в системе более 10 лет, как можете объяснить: почему госслужбу не могут «перезапустить»?

  - Да, я 12 лет работал на государственной службе и могу сказать, что в системе почти не осталось стимула для людей думать головой, брать ответственность и двигать реформы. Госслужащего не волнует как сделать лучше, он живёт по принципу: «Как не подставиться и не лишиться премии».

То есть инициативность не приветствуется?

  - За инициативу могут и наказать. Представьте, что вы молодой госслужащий - видите проблему, находите решение, пишете концепцию, продвигаете. И если идея одобрена — вы же и становитесь её исполнителем. На вас свалится полный контроль, дедлайны, 5 отчётов, три проверки. Если что-то пойдёт не так, то вас накажут. И уже никто не вспомнит, что инициатива – это ваша заслуга.

Вот почему люди в системе выбирают принцип – лучше ничего не делать.

КОМУ НУЖНЫ ИНВЕСТОРЫ

Вы сказали, что у нас даже в госорганах не прописана обязанность работать с инвесторами?

  - Да. Как ни странно, но в функционале многих министерств нет прямой обязанности привлекать инвестиции. Они могут, по идее, помогать иностранным компаниям, но это не считается их задачей.

И если они начинают что-то делать, сразу возникает подозрение: «А зачем ты это делаешь? Что за интересы? Где конфликт?» Поэтому, в отличие от Узбекистана, где госслужащие сами зовут инвестора на обед, сами организуют землю, сроки, инфраструктуру — у нас госслужащий не рискует, а просто отходит в сторону. В итоге президент лично ездит по всему миру и пытается решать задачи, которые должны решаться на среднем управленческом уровне.

РЕФОРМЫ И СЛОВА

Что-то надо делать - можно ли «починить» систему управления?

  - Можно, и начинать нужно с простых вещей: убрать постоянную «гонку реформ». У нас ведь законы принимают быстрее, чем мы успеваем понимать, как они работают в реальности. Стоит перейти из режима «вечно меняем правила» в режим «выполняем и контролируем то, что приняли». Пора создать стратегию развития бизнеса до 2035 года - с KPI, сроками, ответственными министерствами, ежегодным мониторингом. И, главное, пересмотреть кадровую модель госслужбы, потому что туда сегодня уже никто не хочет идти - ни молодёжь, ни профессионалы, потому что там нет ни денег, ни карьерного роста, ни уважения.

А как сделать так, чтобы в систему начали приходить профессионалы?

  - Только честный конкурс, высокая прозрачность, рыночные зарплаты и уважение к людям. Не “отбираем для галочки”, а ищем лучших и даём им полномочия и горизонт ответственности. Иначе будет, как сейчас - реформы принимают люди, которые не знают бизнеса. А потом бизнес страдает от законов, написанных людьми, которые никогда не платили зарплату из своего кармана.

ГОССЛУЖБА ДОЛЖНА ВДОХНОВЛЯТЬ

Вы говорите о кадровом кризисе в государственном управлении?

  - Он есть и становится глубже. Сегодня государственная служба перестала быть привлекательной для талантливых людей. На госслужбе отсутствуют стимулы, нет реальных инструментов карьерного роста, запреты и дисциплинарные риски заменяют свободу инициативы, тебя могут наказать за собственную инициативу, огромные нагрузки и отсутствие эффекта. Еще лет 8–10 назад люди приходили в госслужбу «заряженные», с ощущением, что могут что-то поменять – сегодня от этого энтузиазма почти ничего не осталось.

Что происходит с теми, кто всё же идёт работать во власть?

  - Есть два сценария. Первый - человек приходит с горящими глазами и очень быстро понимает, что его знания никому не нужны. Он видит, как всё завязано на отсутствии личной ответственности и инициативного мышления. Через год-два он просто уходит в бизнес, консалтинг, международные проекты. Или же человек адаптируется, «перестраивается» под систему, перестаёт делать больше, чем от него требуют, перестаёт думать «а как лучше?», и просто живёт от отчёта к отчёту. Это и формирует болото вместо института управленцев.

ПЕРЕЗАПУСК ГОССЛУЖБЫ

Критиковать проще, чем делать. У вас есть конкретные предложения?

  - Перезапуск нужен и возможен. Но только если мы честно признаем, что госслужба должна быть меньше по численности, но сильнее по качеству, мотивация должна быть другой: не просто «ставка + премия», а участие в результатах, признание, престиж, нужны реальные программы отбора, открытые конкурсы, независимые комиссии. И самое главное - полная смена культуры ответственности. Сегодня госслужащий отвечает не за результат, а за «не навреди себе». Это убивает любую реформу на корню.

КРИЗИС КАК ТОЧКА ВЫБОРА

Как думаете, что нас ждёт, если мы ничего не поменяем?

  - Мы полностью разрушим доверие бизнеса к государству, получим ещё больше теневой экономики и будем вынуждены искать деньги у населения, повышая налоги и штрафы. Но если серьёзно подойти к реформе управления, если перестать имитировать диалог, а начать строить его – у нас есть шанс. Ключевой момент сейчас — перестать перекладывать кризис на плечи тех, кто не должен его нести.

КТО ПЛАТИТ ЗА ОШИБКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Вы подчеркнули, что все реформы ложатся на плечи простых людей. Почему именно население и МСБ расплачиваются за решения правительства?

  - Потому что так устроена система. Крупные игроки застрахованы. У них есть возможность влиять на политику, договариваться, лоббировать, адаптироваться. А у обычного предпринимателя нет ни переговорной позиции, ни подушки безопасности. Его можно "перенастроить" за три дня – просто ввести новую норму в кодексе. НДС вырастет - цены поднимутся. Банковскую тайну отменят - люди перестанут доверять банкам. Налоговая декларация станет обязательной, а у половины страны нет финансовой грамотности. Вот делайте вывод

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СМЕЛОСТЬ

Вы смотрите на ситуацию как аналитик и бывший госслужащий — где у нас самое узкое место?

  - Не в налогах, не в банках, не в бизнесе - в управлении. У нас не хватает профессиональной смелости делать расчёты, признавать промахи, пересматривать подходы. Вместо этого мы прячемся за терминами «временные меры» и «политическая необходимость». Экономика - это всегда вопрос доверия и долгой игры.

Если вы пять раз меняете правила, повышаете ставки, угрожаете штрафами - не ждите уверенности, инвестиций и роста.

Нужны сильные менеджеры, которые думают на годы вперёд, а не на квартал отчёта. Мы можем выбрать путь давления или путь диалога.

Если сейчас не будет корректировки курса – это может стать точкой невозврата. И не потому, что «всё пропало», а потому что люди перестанут верить, что правила игры в этой стране вообще можно изменить.

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.

Новости партнеров