×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Сайгаков помиловали: что теперь делать с национальным достижением

15.07.2022, 13:27
Сайгаков помиловали: что теперь делать с национальным достижением
Коллаж Ulysmedia

Накануне президент страны помиловал сайгаков и объявил выговор министру экологии за его решение отстрелять 80 тысяч животных. Токаев отметил, что убийство священных для казахов животных – это крайняя мера, и к вопросу нужно подойти профессионально. Да, это победа, да глава государства встал за сторону здравого смысла и запретил отстрел, но факт остается фактом: популяция сайгаков разрослась до 1 318 000 особей и наносит ущерб казахстанским фермерам. Как же решать эту проблему? Корреспондент Ulysmedia.kz попросила ответить на этот вопрос кандидата биологических наук, директора центра прикладной биологии Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Сергея Львовича Скляренко. Эксперт сразу расставил все точки над i.

Увеличение численности сайгаков – это не проблема, а большое достижение Казахстана. Прежде всего, сайга – это ценнейший возобновляемый природный ресурс, и подходить к нему надо соответственно, а не с точки зрения бедствия. Большая численность - это достижение, которым теперь можно начинать потихоньку пользоваться. Сайгак всегда был источником дохода для государства и пользы для населения – он даёт дешевое мясо, шкуры, ценные рога”.

Управлять, а не регулировать

Сергей Львович считает, что надо забыть слово «регулирование» по отношению к сайгаку – надо говорить об устойчивом управлении его популяцией. Этот термин подразумевает охрану и разумное использование вида.

Как раз после публичного порицания Токаева в министерстве экологии быстренько «переобулись» и приняли именно эту точку зрения.

“С точки зрения сохранения сайгака, наиболее целесообразно поддерживать максимально возможный размер его популяции при их разумном использовании с продолжением специальной охраны этого вида”, - заявили в ведомстве.

Сергей Скляренко подтверждает, что это самый разумный путь для сохранения вида.

“Сокращать – это неправильно, тем более, что оптимальная численность сайгаков никому неизвестна, она не посчитана. Ориентироваться на старые цифры 80-х годов было бы неверно, ситуация поменялась. Например, поголовье мелкого рогатого скота в Казахстане – овец и коз сейчас на 10 млн меньше, чем было в 80-х. И по меньшей мере 5 млн из них обитали там, где сейчас живут сайгаки – то есть место для них освободилось”.

Биолог считает, что у нас точно может поместиться несколько миллионов сайгаков, но сколько в какой популяции - надо просчитать. Эксперт отмечает, что ни одна популяция ни одного вида не может бесконечно расти. Взять хотя бы кормовую емкость угодий – сайгаков не может быть больше, чем земля в состоянии прокормить. Если не хватает кормов, сайгак погибает. Падежи вообще происходят естественным образом раз в несколько лет, и предотвратить их при существующим уровне знаний невозможно - никто не знает, когда он начнется. Причем падёж не зависит от численности – он бывают и при низкой численности, и при высокой.

Сложный экземпляр

“Сайгак - это сложный вид. Перегонять их куда-то бессмысленно, это не поможет. Они не черепахи, быстро бегают, перегоните их за Урал – они либо придут назад, либо мы получим еще одну популяцию. Для видов это неплохо, но локальные проблемы так не решатся – численность то через пару лет опять вырастет, если не будет падежа. Такие методы считаю бессмысленным расходованием денег и имитацией какой-то деятельности”.

Сергей Скляренко видит два пути. Первый – вообще не трогать сайгака, он будет расти, пока не случится падеж, его численность будет колебаться вокруг какой-то цифры. Второй – начать пользоваться сайгаком. В мире широко применяется практика разумного использования видов, в том числе крупных копытных. В Австралии добывают кенгуру, в Северной Америке - белохвостого и северного оленя. По сути, другого эффективного пути кроме управления популяцией с сочетанием разумного использования нет.

Кому можно регулировать сайгаков

Сергей Скляренко считает, что как минимум в начале на использование сайгаков должна быть государственная монополия. Причина – в Казахстане нет достаточно действенных механизмов контроля за использованием квоты, то есть доли животных, которых можно добыть, а также за их перемещением. Причем это касается всей охоты, не только на сайгаков.

“При желании эти квоты легко можно превысить, а контролировать почти некому. В территориальных инспекциях работает мало людей, по 10 человек на область. Мобильные группы, которые охраняют животных и борются с браконьерством, не могут бросить охрану и перейти на контроль за охотой. Комитет лесного хозяйства это знает, но нужно пару лет, чтобы разработать правила, внести ряд изменений в законодательство. Только после этого к промыслу сайгака можно подключить другие организации. Но госмонополия на использование дериватов должна быть постоянной, иначе откроется канал для нелегального сбыта рогов, и сайгак опять рухнет”, - убеждён учёный.

Вот так относительно просто, оказывается, можно разрешить ситуацию с сайгаками с минимальным ущербом и для животных, и для людей. Вопрос только в том, почему умные люди в министерстве экологии сразу не пришли к этому решению. Как мы уже и писали, судя по всему, чиновники просто решили пойти по самому легкому пути – стрелять. Очень жаль, что эффективные правильные решения наши ведомства могут принять лишь после «взбучки» президента.