Маловодье для Казахстана стало явлением обыденным. Особенно остро оно бьёт по южным регионам, здесь некогда полноводные реки превратились в ручейки, рядом с ними замирает и сельское хозяйство. Не очень успокаивает и то, что водный кризис коснулся не только нас, а о воде заговорили не только специалисты, но и политики. От гидрологического и экологического состояния трансграничных рек зависит не только водная, но и продовольственная безопасность, объяснили корреспонденту Ulysmedia.kz в Ассоциации практикующих экологов.
Действительно, миру грозит обезвоживание, подтвердила опасения руководитель Ассоциации Лаура Маликова и не приукрашивая ситуацию, сразила цифрами – из-за глобального потепления и антропогенных воздействий к 2030 году дефицит воды на земном шаре может достичь 40%.
Собственно, от этом на международной конференции "Пути достижения целей Парижского соглашения и углеродной нейтральности Казахстана" говорил и казахстанский президент Токаев.
“Сегодня наблюдается снижение объёмов поступающей воды из сопредельных стран, что приводит к нарушению естественного водного баланса рек и озер, а также к ухудшению экологического положения в ряде регионов Казахстана”.
Нерациональная экономия
В нашем министерстве экологии сообщают, что больше всего зависят от состояния трансграничных рек Арало-Сырдарьинский, Урало-Каспийский и Шу-Таласский водные бассейны. К примеру, с 2018 года воды в Урале стало меньше в 2 раза. Катастрофически слабое наполнение Шардаринского водохранилища и Коксарайского контррегулятора автоматически поставило на грань разорения фермеров Туркестанской и Кызылординской областей, осложнило экологическую обстановку в Приаралье и заставило сокращать посевы риса.
В Ассоциации практикующих экологов республики подтверждают, Казахстан находится в низовьях крупных трансграничных рек – Иртыш, Или, Шу, Талас, Сырдарья и Урал, поэтому полностью зависит от соседних стран.
По некоторым данным, сегодня Казахстан по дефициту воды стоит на 8 месте. Впереди нас Бангладеш, Индия и Китай.
Если 20 лет назад средний речной сток в Казахстане составлял 120 кубокилометров, сейчас только 102. По прогнозам на 2023-й он может уменьшиться до 99,4 куб км.
Пессимистичны и прогнозы Всемирного банка - объём водных ресурсов в Казахстане к 2030 году снизится до 76 куб км в год. Ичерез 7-8 лет дефицит водных ресурсов в Казахстане может составить от 12-15-ти до 23 куб км. Примерно столько воды население страны потребляет каждый год.
Кроме водной трансграничной зависимости, в минэкологии отмечают и другие сопутствующие проблемы - низкую эффективность использования воды, большую изношенность водохозяйственной инфраструктуры, несовершенную структуру, отсутствие кадров и слабое научное сопровождение.
Не стоит забывать и о постоянном повышении среднегодовой температуры воздуха, - говорят эксперты. Уже сейчас зимы стали теплее чуть ли не на 5 градусов. Это тоже отрицательно влияет на формирование стоков и приводит к дефициту воды.
“Если мы не примем меры и не найдём механизмы для стимулирования сокращения использования водных ресурсов внутри страны, то можем оказаться перед многочисленными нарастающими конфликтами между водопользователями внутри страны”, - предупреждают в свою очередь экологи.
Как не считай – воды всё равно мало
Основные объёмы водных ресурсов в Казахстане всё-таки обеспечивают наши собственные реки – минэкологии насчитало 17 тысяч рек, 4 тысячи озёр и 2,6 тысячи ледников. Их площадь превышает 1 млн км километров, воды в них – не менее 187 куб км.
Дополнительный источник - подземные воды. По данным Ассоциации практикующих экологов, только утвержденные к эксплуатации запасы составляют 15,4 куб км в год, прогнозные ресурсы - 40,4 куб км.
Однако у министра экологии Сериккали Брекешева другая информация. Недавно он заявил, что государственный баланс учитывает более 4,3 тыс. месторождений подземных вод. Прогнозируемые запасы - 58 куб км, из них 15,7 куб км - утверждённые эксплуатационные запасы.
Также питьевую и поливную воду в Казахстане получают путём опреснения морской воды, обессоливания, забора из шахт, водохранилищ и переработки сточных вод.
Можно сделать вывод, что о том, сколько всё-таки воды толком никто не знает - точной информации о запасах ресурсов в Казахстане до сих пор нет. По словам депутата сената парламента Ахылбека Куришбаева, главная проблема - несовершенство системы планирования и контроля водных ресурсов. По его версии необходимо государственный водный кадастр полностью забрать у частных организаций и передать «Казгидромету», а мониторинг водного фонда - перевести в цифровой формат и начинать применять технологии дистанционного зондирования.
Почему воды не хватает
Казахстанская экономика зависит от водных ресурсов на 95%. При этом большая часть водопотребления приходится на сельское хозяйство, отмечают в Ассоциации практикующих экологов.
В южных регионах, где самая сильная зависимость от трансграничных рек, зависимость от трансграничных рек, находится 80% всех орошаемых площадей и используется 97% всей поливной воды. Эксперты утверждают, что на фоне обмеления, здесь большую роль играет изношенность водохозяйственной инфраструктуры, слабая автоматизация и цифровизация процессов распределения и учёта воды.
О неоправданных потерях воды отмечается и в национальном докладе о состоянии окружающей среды и природных ресурсов за 2020 год. Цифры говорят о катастрофической бесхозяйственности - 60% теряет сельское хозяйство, 40% – промышленность и 50% –коммунальные службы.
В минэкологии подсчитали, что площадь, где применяются водосберегающие технологии не превышает 258 тыс. га. К примеру, на юге страны, где больше всего и испытывают дефицит поливной воды, из всей орошаемой площади в 1,25 млн га такие технологии внедрены всего лишь на 5,4% территории, или на 67,7 тысячах га.
“Стоит отметить проблему «приватизации» отдельными лицами водоканалов в регионах страны и неправильное распределение воды в период вегетации. В Туркестанской области, кстати, уже есть такие случаи, когда вопреки требованиям водного законодательства отдельные лица «приватизировали» водоканалы и искусственно создают конфликт между водопользователями”, - отмечают в Ассоциации практикующих экологов.
Также эксперты выяснили, что в Казахстане в огромных объёмах пресную воду используют промышленные предприятия. В ассоциации считают, что эту проблему нужно срочно решать на законодательном уровне и предлагают:
Водный вопрос
Сейчас минэкологии разрабатывает новый проект Водного кодекса, в парламент его отправят уже в следующем году. Государственные экологи обещают, что он будет направлен не только на сохранение водных ресурсов, но и на их эффективное использование. Впрочем, инициатор этого законопроекта глава государства, а министерство всего лишь выполняет его поручение. Отметим, что из года в год в минэкологии отмечают возрастающий риск из-за срывов межгосударственных соглашений по объёмам пусков воды в трансграничных реках. Традиционно соседи перекрывают потоки в самую жаркую погоду и во время вегетации.
Председатель нижней палаты казахстанского парламента Ерлан Кошанов говорит, что ключевым фактором в обеспечении водной безопасности должно быть взаимовыгодное сотрудничество с соседними странами. Другими словами, водная дипломатия в стране выходит чуть ли не на первый план.
Впрочем, предложения по усилению позиции Казахстана в переговорных процессах по воде есть и у минэкологии. В планах создание Национального водный совет по выработке решений особо важных вопросов межгосударственных взаимоотношений. А для принятия научно-обоснованных управленческих решений и выработки рекомендаций по межгосударственным переговорам в министерстве считают необходимым усилить роль Казахского научно-исследовательского института водного хозяйства (КазНИИВХ) и даже создать в его составе информационно-аналитический центр по проблемам водных ресурсов и водного хозяйства.
Президент страны считает, что Водный кодекс 2003 года безнадёжно устарел и не даёт возможности не только сохранить водные ресурсы, но и эффективно их использовать.
“Изменение погодных условий, накопившиеся проблемы в водной отрасли становятся препятствием для социально-экономического развития страны”, - пытается Токаев активизировать работу над новым водным кодексом.
Причины принятия нового Водного Кодекса:
Между тем, в Ассоциации практикующих экологов утверждают, что мнение независимых экологов по новеллам кодекса разработчиков не интересует.
“Наблюдается желание со стороны чиновников прописать только свои компетенции, не обращая внимания на решение основных проблем”, - утверждают в ассоциации.
Не будем забывать, что в Казахстане кроме Водного кодекса, чиновники разрабатывают и Национальный проект по управлению водными ресурсами до 2030 года.
Запрет без альтернативы
По поручению президента, для снижения зависимости страны от трансграничного стока и восстановления орошаемых земель ведётся работа по строительству и реконструкции водохозяйственной инфраструктуры. По планам в ближайшие годы в будет построено 9 водохранилищ с объёмом накопления до 1,7 куб км. Одно из них - «Кенсай-Коскорган-2» в Туркестанской области уже сдано в эксплуатацию.
Однако, эксперты отмечают, что возложить решение этой задачи только на РГП «Казводхоз» - значит обречь программу на провал.
“Госструктуры сокращают рисовые поля в Кызылординской области, но не предлагают альтернативу для землепользователей. Почему параллельно не проводят развитие других, менее влагозатратных направлений в агропромышленном секторе, не занимаются информационной работой по популяризации не таких влагоёмких культур”, - задаются вопросом в Ассоциации практикующих экологов.
Они, пока, правда, без особого успеха, пытаются доказать, что нужно предусмотреть механизмы по стимулированию сокращения водопотребления в агропромышленном секторе и в промышленности.
Повернуть реки вспять
Один из вариантов, который пока обсуждается в учёных кругах - переброска реки Иртыш. В Ассоциации практикующих экологов тоже считают, что в условиях Казахстана этот проект - необходимость. Но реализовывать его можно только комплексно.
Никто не хочет повторения Арала. Но угроза ухудшения и без того хромающей экологической обстановки, в том числе и из-за дефицита воды и неэффективного управления водными ресурсами, пока только разрастается. Проблема уже заставляет задуматься о деградации земель, опустынивании территорий и продовольственной безопасности.
Пока министерство пишет кодекс и отчёты, а экологи борются, ученые прогнозируют, что засуха в летние сезоны будет повторяться всё чаще. Поэтому верим мы им или нет, правительству стоит ускориться с решением ключевых проблем по управлению водными ресурсами, а фермерам, промышленникам и населению – наконец-то заставить себя к воде относится бережно.