×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Казахстанцы жалуются на дорогое такси, а официальная статистика этого не отражает

Казахстанцы жалуются на дорогое такси, а официальная статистика этого не отражает
Фото из открытых источников

Цены на услуги такси у агрегаторов растут не только в столице и не только из-за первого снега, такое происходит в каждом городе и в любых ситуациях, способствующих транспортному коллапсу, и этот год — не исключение, передает Ulysmedia.kz. со ссылкой на Energyprom.kz.

Тем временем в официальной статистике ничего похожего на подобный многократный скачок цен не видно. К примеру, в сентябре, по данным БНС АСПиР РК, услуги такси не изменились в цене вообще, причем ни в одном регионе. Это можно было бы объяснить тем, что первые серьезные снегопады на севере в этом году начались в октябре, однако и прошлой осенью, и в предыдущие годы никаких действительно значимых изменений стоимости проезда в такси официальная статистика не отображала.

Месячный рост цен за последние три года составлял максимум 2%, но чаще не превышал даже 1%, а временами наблюдался и спад. Что касается годовой динамики, то, согласно данным бюро, в сентябре этого года цены на такси превосходят прошлогодние лишь на 6,5%.

Однако в приложениях в собственных смартфонах или при попытке остановить такси прямо на дороге жители и гости страны наблюдают совсем иную картину.

Доходы предприятий от услуг такси за январь-август по сравнению с аналогичным периодом 2020 года выросли почти в пять раз и составили 2,8 млрд тенге, почти сравнявшись с докризисным уровнем 2019 года. Например, в прошлом году за аналогичный период показатель составлял всего 603,3 млн тенге, сократившись почти впятеро из-за «коронакризиса» и карантинных ограничений.

При этом численность перевезенных в этом году пассажиров сократилась к прошлому году на 30,6% — до 1,4 млрд человек за восемь месяцев. В январе-августе 2020 также наблюдался спад — минус 48,7% за год.

Впрочем, возможно, разлет наблюдаемой ситуации и официальной статистики связан с тем, что рынок такси в РК достаточно «серый». По словам председателя ассоциации транспортников Нур-Султана Медета Курманова, 90% рынка такси в Казахстане находится в теневом секторе.

Относительно «белым» можно считать сегмент международных компаний-агрегаторов. Наиболее популярные в РК — объединенные «Яндекс.Такси» и Uber (причем «Яндекс» постепенно выкупает долю Uber), inDriver, и, кроме того, на рынок Казахстана зашел китайский сервис DiDi.

Самое большое количество голосов на территории Казахстана, по данным на 8 октября, в App Store получило приложение «Яндекс.Такси» — «Яндекс Go»: свои оценки приложению поставили 345,5 тысяч пользователей, средний рейтинг составил 4,9 балла.

Следом идет inDriver — проголосовало 336,8 тыс пользователей, средний рейтинг составил 4,9 балла. У Uber KZ самый высокий рейтинг — 5 баллов, при этом проголосовало лишь 25,4 тыс человек. У новичка DiDi не только самый низкий рейтинг — всего 1,2 балла, но и наименьшее число проголосовавших — 1,9 тыс пользователей.

Play Market не учитывает загрузки, голосование и рейтинг отдельно по странам. Здесь чаще всего оставляли оценки приложению «Яндекс Go» — 2,9 млн пользователей, рейтинг составил 4,9 балла. Следом идет inDriver — 2,4 млн проголосовавших пользователей, рейтинг — 4,8 балла. У DiDi — 579 тыс голосов, рейтинг — 4,1 балла.  

Также стоит отметить, что для всей этой тройки скачивается одно общее приложение вне зависимости от места проживания, и лишь потом пользователи выбирают свой регион и город. Иная ситуация у Uber: здесь в каждой стране, где компания присутствует совместно с «Яндекс», создается отдельное приложение. У Uber KZ по этой причине всего 6,6 тыс голосов, рейтинг — 4,6 балла.