10 августа казахстанцы отмечают день Абая – великого просветителя, основоположника казахской письменной литературы и поэта. Эта дата появилась в календаре официальных праздников в 2020 году. В день Абая в стране пройдут различные культурные мероприятия. Ulysmedia.kz рассказывает, какой вклад сделал Абай в казахскую культуру.
Абай Кунанбаев – великий казахский поэт-просветитель. Его настоящее имя – Ибрагим, однако за ним закрепилось прозвище Абай, которое дала ему бабушка Зере. В переводе с казахского Абай означает “внимательный”, “осторожный”.
Именно Абай ввел в казахскую культуру новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия. Также поэт внес большой вклад в создание литературного казахского языка. Он перевел на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова, сделал их понятными для своего народа.
Переводы Абая из Пушкина в истории казахской литературы занимают особое место. Казахский поэт и писатель Такен Алимкулов говорил, что “переводы Абая свидетельствуют о том, что он весьма глубоко понимал контекст и подтекст произведения и сумел передавать их максимально близкими к казахскому менталитету, чётко и доходчиво. Абаевские переводы обогатили казахский язык. Породили новые понятия, свежие сравнения и эпитеты, ранее не известные словосочетания и фразеологизмы. В казахской поэзии появились новые ритмы, новое звучание. Возникли новые образные виды мышления”.
Самим Абаем было написано около 170 стихотворений, написаны поэмы, а также фундаментальное и важное произведение “Слова назидания” (“Қара сөздер”). Абай был еще и композитором, он создал около двух десятков мелодий. Кроме того, просветителю принадлежат переводы 53 произведений русской классики. С большим мастерством он перевел произведения Лермонтова “Вадим”, “Демон”, “Кинжал”, “Выхожу один я на дорогу”, “Дары Терека”.
Поэт родился в 1845 году в урочище Жидебай в Чингизтау в Семипалатинской области, в кочевьях племени тобыкты. Отец Абая был крупным феодалом и старшиной тобыктинского рода. С самого детства Абай видел тяжелую и несправедливую жизнь своего народа, несправедливость и алчность отца.
Начальное образование Абай получил у мулл в родном ауле, а среднее – в Семипалатинске, где он окончил мусульманскую школу (медресе). Еще в период обучения в Семипалатинске Абай проявил большой интерес к русской культуре и ее передовым деятелям. В это же время у просветителя появился интерес к поэзии. Тяга к произведениям знаменитых классиков Востока, к народной и классической литературе побуждают Абая нарушить устав медресе – он самовольно поступает в русскую школу, одновременно продолжая обучение в медресе.
Общественно-просветительские взгляды Абая формировались под влиянием демократических традиций казахской и восточной культуры. Решающее влияние на его мировоззрение оказала передовая культура русского народа.
Одним из близких друзей Абая был политический ссыльный Евгений Михаэлис, воспитанный на революционных традициях 60-х годов. Ссыльные познакомили Абая с произведениями Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Чернышевского и Добролюбова.
Поэт верил в светлое будущее своего народа. Он призывал казахский народ к борьбе с отсталостью, невежеством и их носителями – казахскими феодалами.
Большое значение Абай придавал народному просвещению. Он настаивал перед властями на открытии школ казахской молодежи, в которых она могла бы учиться светским наукам.
“Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специальность, других – на другую. Надо создать школы, надо, чтобы все учились, даже девушки”, – писал Абай.
Защищая интересы народа, поэт критиковал светскую и духовную феодальную знать.
Бесчеловечный, зверя жадней,
Грязный в словах и делах, —
Такой герой наших дней
Правит тобой, казах!..
Абай выступал против феодально-родовых междоусобиц и распрей. За непрестанное обличение баев, волостных управителей и аульных старшин Абай подвергался преследованиям.
“Красивым и сильным делают человека его ум, эрудиция, честь и обаяние. Больше ничто. И глуп тот, кто хочет возвыситься иным путём”.
“Человек рождается на свет с плачем и уходит скорбя. В промежутке между этими двумя событиями, так и не изведав истинного счастья, не распознав до конца ценности и неповторимости дарованной ему жизни, он бездумно прожигает ее в унизительных ссорах и недостойных спорах. Спохватывается, когда жизнь уже на исходе. И только тогда начинает понимать, что ни за какие сокровища мира невозможно продлить ее хотя бы на один день”.
“Если сердце без просвета, ждать добра – напрасный труд. Но из всех, кто слышит, это лишь немногие поймут”.
“Сейчас мы хуже скота. Животное не знает ничего, но и не стремится ни к чему. Мы не знаем ничего, но готовы спорить до хрипоты; отстаивая свою темноту, стремимся своё невежество выдать за знания”.
В Этно-мемориальном комплексе “Карта Казахстана “Атамекен” пройдет лекция, посвященная поэту “Абай дара, Абай дана қазақта”. В том числе в Музее Сакена Сейфуллина пройдет поэтический вечер “Абай әлемі”. В ходе вечера состоится встреча с исследователями, абаеведами, а также прозвучат произведения и стихи поэта.
Ознакомиться более подробно с творческом Абая можно будет и на часе поэзии “Абай дана, Абай дара қазақта” в 11:00 в центральной городской библиотеке. Здесь же в 12:00 пройдет еще одно мероприятие, посвященное казахскому мыслителю - “Абай – ұлы тұлға”, где у жителей столицы будет возможность оценить вклад в науку и культуру выдающегося просветителя Казахстана, расширить представления о значении его личности как патриота, гражданина и поэта. В 12:00 в городской библиотеке №2 также пройдет литературный час, посвященный произведению Мухатара Ауэзова “Абай жолы”. Гостям мероприятия помогут лучше усвоить содержание произведения, раскрыть его художественную специфику, познакомят с мировоззрением Абая, путем его становления как поэта.
Не только послушать о становлении великого поэта, но и посмотреть литературную композицию о его жизни можно будет в Театре кукол. Астанчан ждет представление К. Ежембека “Луч света” в 16:00. Также у жителей и гостей города появится возможность посетить выставку “Абайдың қуғын-сүргінге ұшыраған ұрпақтары мен туыстары” в Музейно-мемориальном комплексе “АЛЖИР”, в зале “Алаш”. На выставке будут представлены фотографии родственников и потомков Абая.
Также центральная библиотека в столице запускает цикл выставок “Аққүға үнін қосқан – кемел дарын”. В течение года на выставке читателей познакомят с многообразным творчеством не только Абая, но и других писателей, поэтов, которые заняли достойное место в истории Казахстана.
Празднование Дня Абая начнется в 10.00 с возложения цветов к памятнику поэта на площади Абая.
После этого в 11.00 артисты театра традиционного искусства “Алатау” спустятся в метро и исполнят композиции великого поэта под аккомпанемент музыкальных инструментов. Одновременно с этим в 11.00 в Музее Алматы начнется временная экспозиция – будут выставлены экспонаты из фонда Государственного историко-культурного и литературно-мемориального музея-заповедника Абая “Жидебай-Бөрілі”.
В 17.00 в театре традиционного искусства «Алатау» запланирован театрализованный концерт “Күн артынан күн туар”: хор и оркестровая группа исполнят такие композиции, как “Көзімнің қарасы”, “Айттым сәлем, Қаламқас”, “Татьянаның әні”, “Қараңғы түнде тау қалғып” и многие другие песни. На фоне сцены будут транслироваться видеоматериалы из поездок по родным местам поэта и архивные материалы из музеев.
Своими трудами Абай известен не только на своей родине. Памятники великому просветителю установлены во многих городах мира - в Москве, Тегеране, Баку, Ташкенте, Будапеште, Пекине, Каире и французском городке Ренн. 2 июня 2022 года в столице Индии Нью-Дели открыли бюст Абаю Кунанбаеву. Бюст Абая также есть в столице Египта Каире. В честь Абая называют не только улицы, но и горы и ледники.