Хоть и вполне ожидаемо, но всё-таки с долей неожиданности, вопрос дефицита дизельного топлива вновь в Казахстане стал актуальным. Потребители опять заговорили об отсутствии солярки на заправках и начали возмущаться из-за того, что топливо на АЗС отпускают по талонам. Что происходит и чем на этот раз закончится, уже ставшая привычной для казахстанцев, проблема с дефицитом бензина и дизеля, корреспондент Ulysmedia.kz решил выяснить у председателя правления АО НК КазМунайГаз Магзума Мирзагалиева.
- Заводы нацкомпании КазМунайГаз полностью закрывают потребность в бензине. Модернизация увеличила совокупную мощность трех НПЗ на 3 млн тонн - до 17,2 млн тонн в год. В частности, мощности по производству бензина были увеличены на 70%, дизельного топлива - на 30%, авиатоплива - более чем в 2 раза, - успокоил Мирзагалиев и добавил, что запасов дизтоплива хватит на 14 дней, бензина Аи-92 – на 16 дней, Аи-95 – на 14 дней.
«Серый экспорт»
Глава КазМунайГаза не стал отрицать, что дизтоплива не хватает и объяснил, почему возник дефицит.
- Причина - «серый экспорт». Это и объясняет существенный рост потребления дизтоплива почти на 30% - с 5,2 млн тонн до 6 млн тонн. То есть, топливо из Казахстана, которое для наших граждан имеется в достаточном количестве, незаконно вымывается в другие страны, - считает Мирзагалиев.
По его версии подтверждает это статистика потребления - на приграничных АЗС наблюдается всплеск потребления и снижение остатков как раз в летне-осенний период.
Мирзагалиев добавил, что «серый вывоз» происходит из-за разницы розничных цен с приграничными государствами. К примеру, в марте цены на дизтопливо в России снизились до уровня цен РК и как такового «вымывания» с наших АЗС не наблюдалось.
- По мере роста цен на дизтопливо в приграничных странах в летний и осенний периоды остатки на АЗС РК снижаются, что свидетельствует об увеличении числа заправок дизельным топливом иностранным транспортом, - говорит Мирзагалиев.
Прогнозы
Тем не менее, оснований для пессимистических прогнозов нет, заверил глава КазМунайГаза. Меры для урегулирования ситуации с ГСМ на внутреннем рынке уже приняты. Решено перенести сроки плановых ремонтов на Шымкентском и Атырауском НПЗ.
Это даст возможность дополнительно получить до 150 тыс тонн дизельного топлива, а ещё 100 000 тонн будет получено из-за рубежа.
Битум и авиакеросин
Магзум Мирзагалиев объяснил и проблемы с авиатопливом и битумом. Оказывается, на насыщение внутреннего рынка этим видом топлива и была нацелена модернизация НПЗ. Однако решить проблему полностью не удалось из-за увеличения заправок транзитных иностранных авиаперевозчиков. Возросший из-за геополитической ситуации спрос будет удовлетворён за счет импортных поставок.
- Совокупная максимальная мощность по производству битума составляет 1,37 млн тонн в год. В 2022-м потребление битума ожидается в размере 1,1 млн тонн - рост на 15% по сравнению с прошлым годом. При этом, производство оценивается в размере 952 тыс тонн. Причины недопроизводства - недозагруженность мощностей заводов вне КазМунайГаза и сезонность потребления, - объяснил Мирзагалиев.
Но эта проблема, по мнению главы нацкомпании, тоже решаема, тем более, что КазМунайГаз может производить битум круглогодично.
- Компания уже начала процесс изучения увеличения мощности НПЗ с 1 млн до 1,5 млн тонн в год.
Также глава КазМунайГаз заверил, что все действия по стабилизации внутреннего рынка ГСМ системные и рассчитаны на перспективу. Нацкомпания считает необходимым сформировать топливные резервы в регионах страны и увеличить мощности действующих нефтеперерабатывающих заводов.