Накануне в Сарыаркинском суде № 2, где проходит процесс по делу QazaqGaz против Кайрата Боранбаева, в наступление пошёл прокурор. Он представил суду новый документ, который, по его версии, доказывает виновность главного фигуранта. Корреспондент Ulysmedia.kz отмечает, что прокурор предоставил новый протокол, а вернее его копию, чем вызвал у стороны защиты и обвиняемых волну возмущения.
Откуда появился 18 пункт
- В одном протоколе здесь (от 12 июля 2019 года) 17 пунктов, а второй протокол, такой же, здесь 18 пунктов. Здесь смотрите, 18-й пункт идентичный, этому дополнению к протоколу. Здесь написано, в 18-й пункте - дополнительно поставить до 1,5 млрд кубических метров российского природного газа в Республику Казахстан в период с 1 июля 2019 года до 30 сентября 2019 года включительно по цене 145 долларов США за тысячу кубических метров. Вот так указано - заявил прокурор.
Кайрат Боранбаев удивился внезапному появлению документа.
- Есть протокол, с которым мы все работали, и сейчас появился второй протокол, точно такой же, от того же числа, только, если в первом протоколе было 17 пунктов, то в этом 18? Классно, продолжайте, - ответил прокурору Боранбаев.
Полная неожиданность
- Уважаемый суд, мы здесь допрашивали столько свидетелей, и они говорили, что про объём не знают и так далее, а здесь получается протокол «КазТрансГаз» поставил, и дополнение к протоколу, и оригинал протокола, - сообщил прокурор и предложил ещё раз допросить свидетеля Малику Мухамеджанову.
Сторона защиты не понимала, почему опрашивать нужно именно её.
- Ну она здесь исполнитель, - стоял на своем прокурор.
- Причём здесь исполнитель? Нет! Уважаемый суд, предлагаем позвать тех, кто на самом деле подписывал протокол - я предлагаю сделать запрос в «Газпром» по второму протоколу – был он или нет. Так не бывает, чтобы два протокола было, - заявил адвокат Аян Бозабаев.
Дайте оригинал
- Это фальсификация какая-то, - взяла слово адвокат Альмира Шайхина, которая защищает Жанузака.
Она заявила, что происхождение документа неизвестно, поэтому использовать его в качестве доказательств нельзя. Она предположила, что АФМ причастно к составлению неизвестных ни следствию, ни суду документов.
- В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об изъятии оригиналов этих протоколов. Ни в одном постановлении о признании вещественных доказательств эти документы не указаны. Следствие у «КазРосГаза» изъяло копии этих документов. Уважаемое гособвинение, если они изъяты АФМ, пожалуйста представьте нам оригинал документов, - попросила адвокат.
Адвокат отметила, что в противном случае, защита будет вынуждена ставить вопрос о признании недопустимыми все протоколы и все приложения, потому что они в копиях.
- Никто не может сказать, какая копия соответствует оригиналу, тем более появилась ещё какая-то копия. Сфабриковать эти документы – это, как дважды два, любой может сделать, - объяснила позицию защиты Шайхина.
Адвокаты настаивали на допросе не исполнителей, а тех, кто подписывал сопроводительные письма QazaqGaz и выяснить, кто был инициатором составления нового протокола.
- Делаются какие-то непонятные акценты, эта ксерокопия нам ничего не даёт. Мы все работали с протоколом из 17 пунктов - забирайте дело назад и разбирайтесь, почему появился 18-й пункт. В этой стадии судебного процесса, мы уже к прениям подошли, какие-то новые обстоятельства выходят! Это совершенно недопустимо и незаконно
Адвокат Вера Войцеховская согласилась с коллегой и поддержала её ходатайство.
- Я считаю, что работать с копиями документов суд не может - это не может являться доказательством, тем более, что работать можно лишь с доказательствами, добытыми законным путем. Поэтому прошу удовлетворить ходатайство Шайхиной и признать эти документы недопустимыми к доказательству.
Неужели фальсификация?
Адвокат Бозабаев, не без иронии, заметил, что новый документ появился как раз вовремя.
- К концу судебного следствия мы убедились, что обвинения рассыпались в пух и прах. Оставалась единственная зацепка, это дополнение, но оно было ни к чему не привязано и вдруг появляется 18-ый пункт - очень удобно и очень вовремя, - обратился к судье Бозабаев.
Также он сообщил, что полностью поддерживает Шайхину, которая говорила, что протокол может быть фальсификацией.
- Это полнейший беспредел - в ходе судебного следствия, когда уже подошли к прениям, подделать документ! Мы целый год работаем с документом, где 17 пунктов, а тут появляется очень удобный для вас 18-й пункт, - заявил Бозабаев, назвавший возникновение протокола "превышением всех пределов судопроизводства.
Адвокат считает, что преждевременно говорить о недопустимости документа - нужно обязательно проводить техническую экспертизу и выяснить, когда был составлен протокол.
Нонсенс или халатность
Далее слово взял Боранбаев.
- У меня вопрос - если подписан протокол от 12 июля и к нему прилагается дополнение тоже от 12 июля, зачем нужно было делать протокол с пунктом 18? Как вы думаете? Подписали мы значит протокол, потом подписали дополнение, а далее взяли и сделали еще один документ, который сегодня появился? Честно говоря, это нонсенс. Почему из-за чьей-то халатности целый год мы сидим? Нам не показывали этот документ и вдруг в течении недели он появляется, - заявил он.
Подсудимый напомнил о запросе в «Газпром Экспорт» и об ответе его генерального директора Бурмистровой, где были прописаны ответы на все вопросы следствия.
- Тут сидят представители потерпевшей стороны, а где контракты, которые они должны были представить? Их нет. Вот вам ответ.
Он обратился к суду с просьбой поддержать ходатайство адвокатов.
- Надо просто понять, кто сделал этот протокол. Это нонсенс. Причем единственное отличие - просто добавили 18-й пункт. И даже при всем том, что случилось - какое это отношение имеет к контракту между «АзияГаз Чунджа» и QazaqGaz? Причем тут наша сделка? Это халатность работников «КазМунайГаза» и QazaqGaz.
Боранбаев также предложил, пока будут разбираться с документами, отпустить обвиняемых под домашний арест.
- Почему из-за чьей-то халатности целый год мы сидим? Год нам не показывали эти документов и вдруг в течении недели появляется протокол. Меня беспокоит ещё один момент - прокуратура сразу хочет вызывать на допрос именно Мухамеджанову. Никто не обратил на это внимание? Почему именно её?
Подсудимый предположил, что следственные органы или прокуратура могут Мухамеджанову заставить в чём-то признаться.
Прокурор в ответ с возмущением сообщил, что можно вызвать всех, однако, документы предоставил «КазТрансГаз». Он согласился разобраться и провести техническую экспертизу. То есть судебный процесс, который уже, казалось, был близок к завершению, опять затягивается.
Продолжение следует, Ulysmedia.kz будет следить за развитием событий в Сарыаркинком суде № 2, где идёт процесс по делу Кайрата Боранбаева.