В Алматы проходит главное судебное разбирательство по делу Жанболата Мамая, которого обвиняют по трем статьям уголовного кодекса, передает Ulysmedia.kz.
Жанболат Мамай в ходе своего выступления напомнил, что его обвиняют в оскорблении полиции, распространении заведомо ложной информации и организации массовых беспорядков во время январских событий.
На вопрос судьи о том, признает ли он вину, Мамай ответил отрицательно.
«Нет, не признаю вину», - заявил Мамай.
По обвинению в оскорблении стража порядка потерпевшими признаны двое полицейских. Они утверждают, что Мамай оскорбил их на митинге 18 сентября 2021 года.
«Да, была критика. Безусловно, критические высказывания в адрес полицейских. Но они в ходе мирного митинга попирали мои конституционные права. Порвали одежду, повалили на землю. После таких действий, была моя критика в их отношении. Есть критика, нет оскорблений. Тем более потерпевшие полицейские не могут быть признаны таковыми, потому что эти слова были сказаны не конкретно в их адрес. Там были десятки полицейских, но почему именно эти двое являются потерпевшими? Мои высказывания не являются оскорблением конкретных лиц. Это критика всей правоохранительной системы», - сказал Мамай.
Комментируя обвинение в распространении заведомо ложной информации, Мамай отметил, что вовсе не виноват в инкриминируемом преступлении. Отметим, его обвинили в клевете о проведении кредитной амнистии в стране.
«Никаких доказательств моей причастности к этому преступлению нет. Во всех своих выступлениях я никогда не утверждал, что государство объявило кредитную амнистию. Я лишь разъяснял программы АРФФР. Лишь разъяснение программы, об этом и говорилось в моем выступлений. Говоря о необходимости кредитной амнистии, я не вводил в заблуждение, а говорил лишь, что такую программу надо принять. Более того, о необходимости снижения закредитованности населения говорил и президент Токаев», - сказал Мамай.
Если говорить о массовых беспорядках, то Мамай заявил: акции протеста начались еще до того, как он объявил о своем мирном митинге.
«Я не считаю, что совершил преступление. У нас есть Конституция, которая гарантирует право на мирные собрания для граждан. Чтобы получить разрешение на проведение митинга, именно разрешение, нужно подать заявку в акимат за пять дней. Митинг мы провели 4 января. Он был в поддержку мангистаусцев. Протесты там начались 2 января. То есть 31 декабря никто не знал, что 2 января в Мангистау начнутся протесты. Как я мог подать документы на проведение митинга за пять дней? Я не ясновидящий», - сказал Мамай.
Он добавил, что январские протесты оказались неожиданностью для многих.
«Откуда я мог знать, что 2 января люди там начнут протестовать? Поэтому вышли на площадь без подачи уведомления. Ни в одном городе, где были протесты, никто не подавал уведомление», - сказал подсудимый.
О том, что он собирается на митинг возле «Алматы Арена», Мамай заявил уже после начала массовых демонстраций, добавил подсудимый. Он утверждает, что еще до его слов о митинге в Алматы начались протесты. Кроме того, по его словам, еще до объявления митинга Мамаем в мессенджерах уже распространялись призывы к протестам.
«В Алматы и до меня были сообщения, что будут проведены митинги в поддержку мангистаусцев. Все говорят, что начались митинги перед «Алматы Арена». На самом деле это не так. Первая акция протеста была перед зданием театра имени Ауезова», - говорит Мамай.
Заседание продолжается, Мамай еще не закончил свое выступление. Следите за новостями!
Напомним, Мамай был арестован в феврале 2022 года, сразу после акции в память о погибших во время январских событий. С тех пор арест неоднократно продлевали. В ноябре активиста обвинили в распространении заведомо ложной информации, оскорблении представителя власти и нарушении порядка, организации и проведения мирных собраний. На суде Мамай заявил, что не признаёт вины и будет доказывать свою невиновность.
К слову, в начале ноября Мамая отпустили под домашний арест.