1 мая в Казахстане любят. И будь это «мир, май, труд», то есть солидарность трудящихся, или единство народа - весна шепчет: празднуйте! Поэтому, наверное, независимый Казахстан праздничную эстафету у СССР принял, но название торжества всё-таки изменил, да и на площадях уже не парады проходят - в городах и деревнях люди в национальных нарядах водят яркие хороводы. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, что мы празднуем 1 мая и почему потом так быстро забываем о дружбе, единстве и толерантности.
Кто живёт в Казахстане
Первомай в некоторых странах до сих пор отмечают как День международной солидарности трудящихся, учреждённый в знак памяти о первой забастовке рабочих с требованием 8-часового рабочего дня в 19 веке. Во времена СССР этот праздник назывался Днём солидарности трудящихся и запомнился маршами трудовых коллективов по главным городским улицам. В 90-е, став независимой, Республика Казахстан оставила дату праздничной, но внесла в её значение собственные исторические особенности.
С 1996 года 1 мая в стране отмечают День единства народа Казахстана, который стал второй родиной для переселенцев, приехавших в 50-е годы осваивать целину по призыву компартии и для миллионов поляков, украинцев, литовцев, поволжских немцев, грузин, армян и чеченцев, подвергшихся принудительной депортации в годы сталинского террора.
- Семью мужа моей родной тети репрессировали. Из Украины отца после армии по комсомольской путевке отправили в Казахстан на поднятие целины из Белоруссии. Мама тоже по комсомольской путевке из Тюменской области попала в Казахстан. Здесь родились мы. Люблю свою Родину, живи и процветай, мой Казахстан, - под этим комментарием в соцсети сотни лайков, потому что слова передают смысл и значение Первомая в Казахстане.
В Казахстане живут представители более 130 наций и народностей - казахи, русские, узбеки, уйгуры, есть ижорцы, вепсы, долганы, вьеты, цахуры, чукчи, нивхи, ханты и другие малые народности. Исторически сложилось, что представители народов Кавказа и народностей, чей язык относится к финно-угорской группе, попали в Казахстан в результате депортации. Но есть и народы, которые переехали в нашу страну добровольно. Это, например, белуджи, гагаузы, караимы, селькупы, табасараны, талыши, удины, удэгейцы, хакасы, якуты.
К нетипичным в контексте исторических событий народностям РК можно отнести вьетов - представителей основного народа Вьетнама. Белуджи из Ирана, Пакистана и Афганистана, в Казахстан мигрировали добровольно в 70-х годах прошлого столетия. Общая численность цахуров, коренных жителей Дагестана и Азербайджана, 30 тысяч человек, более десятка живут в Казахстане. Похожая этническая группа — табасараны — переселились в Казахстан в 90-х годах прошлого века. Ещё есть караимы, основной словарный запас родного языка которых состоят из тюркизмов. Они исповедуют караизм — религиозное вероучение, основанное на Танахе, а некоторые группы этноса переняли культуру и быт крымских татар.
Представителей нивхов, коренных малочисленных народов Севера, в 1999 году в Казахстане было всего 8 человек. Эти данные опубликованы на сайте Ассамблеи народа Казахстана.
Виной всему национальное высокомерие
Государственную политику в сфере межнациональных отношений в РК реализует Ассамблея народа Казахстана. Президент страны Касым-Жомарт Токаев отметил важную роль организации в укреплении единства народов.
- Ассамблея сыграла важную роль в политической модернизации страны, укреплении общенационального единства, способствовала расширению общественной поддержки реформ, вовлечению всех этносов в решении стратегических задач развития государства, — подчеркнул Токаев на прошедшей 27 апреля XXXII сессии АНК.
Президент отметил, что бирюзовый паспорт и небесно-голубой флаг объединяют граждан РК, которых вне зависимости их этнической принадлежности за рубежом называют казахами. Глава государства заверил, что в стране будут предприняты меры для сохранения этнокультурного многообразия, будет уделено внимание к изучению казахского языка, а провокации на межэтнической, языковой и социальной почве будут жестко пресекаться.
- Все конфликты и войны в мире происходят от национального высокомерия, нежелания и неумения видеть в представителе другого этноса, другой национальности близкого человека и друга. Истинный патриотизм ни в коем случае нельзя путать с национальным чванством. Поэтому мы продолжим развивать Ассамблею, совершенствовать методы работы, регулярно обновлять её состав, — заявил Токаев.
Дружба дружбой…
Обретя независимость, Казахстан в 1993 году в основном законе провозгласил, что республика является выражением «воли казахского народа». Через два года в Конституции эта фраза была изменена на «воля граждан Казахстана». Это небольшое уточнение указывает на то, что все национальности и этносы, проживающие в стране, имеют равные права и возможности. Тем не менее в РК случаются межэтнические столкновения.
Крупный конфликт в истории независимого Казахстана произошел в феврале 2020 года. Детонатором дугано-казахского столкновения стал дорожный конфликт в Кордайском районе. В результате беспорядков погибли 10 дунган и один казах, пострадали 50 человек, были сожжены десятки домов и магазинов, автомобили.
А первое столкновение на национальной почве произошло в июне 1989-го - в Жанаозене отношения начали выяснять казахи и лезгины. Беспорядки вылились в настоящее восстание, в котором участвовали 25-30 тысяч человек. Люди требовали улучшить положение коренного населения и городскую инфраструктуру. Бунт власти не могли подавить несколько дней, в Жанаозен, который тогда назывался на русский лад Новый Узень отправили спецотряд милиции, бронетранспортеры, танки и боевые вертолеты. Погибли пять человек, около ста получили ранения.
Еще одно крупное этническое столкновение в новейшей истории страны произошло в 2015 году в Бостандыке и Ынтымаке Сарыагашского района Туркестанской области. Началом стычки стал частный конфликт между двумя жителями этих сел, закончившийся убийством казаха таджиком. Это преступление спровоцировало столкновение вооруженных дубинками и арматурой 200 таджиков и 250-300 казахов. Были сожжены дома, торговые точки и автомобили, а люди получили ранения. Однако власти спустя несколько дней привезли на место ЧП журналистов и показали мирно пьющих чай казахов и таджиков, показали и школу, где за партами вместе сидят дети обеих национальностей.
Почему мы не толерантны
По мнению социолога Серика Бейсембаева, этим событиям ни в советское время, ни сегодня не была дана правильная оценка.
Он утверждает, что не только власти, но и граждане отказались обсуждать проблему, а главным фактором, позволяющим ей возникнуть, стала легитимность конфликта в общественном сознании.
- К примеру, в результате исследования мы обнаружили, что после инцидента в Кордае, 90 процентов пользователей в соцсетях написали комментарии в поддержку конфликта. Основная масса пользователей писала, что «правильно, казахи на своей земле», а «другие народы должны знать свое место и их надо поставить на место, - поделился результатами анализа эксперт с журналистами популярного издания.
Это привело, по его словам, к повторению межэтнического конфликта. Новый произошел в октябре 2021 года в селе Пиджим Алматинской области. Школьная драка привела к столкновению казахской и уйгурской молодежи. Пострадали 16-летний подросток и 53-летний мужчина. В нескольких домах были выбиты окна, повреждены автомобили. На сельском сходе, организованном после беспорядков, попытались поговорить начистоту о существующей межнациональной напряженности. Однако после дежурных слов о дружбе народа, прозвучали претензии - «знайте, в какой стране живёте».
Как считает Серик Бейсембаев, пока в обществе не будет признано существование проблемы, и она не будет проговорена вслух, межнациональные столкновения будут возникать и впредь.
- Власти не смогут решить эту проблему никакими программами, проектами или при помощи Ассамблеи народа Казахстана. В первую очередь, её должно решить интеллектуальное общество. Лидеры общественного мнения должны говорить об этой проблеме, дать оценку конфликтам и обсудить их, - убеждён социолог.
На основании другого исследования причина межэтнической нетерпимости кроется в бедности жителей сельских районов. К такому выводу пришел аспирант Назарбаев Университета Влад Лим, проанализировавший конфликты, произошедшие в селах Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областей. Для уменьшения вероятности этнических столкновений в будущем, в первую очередь, правительство должно сосредоточиться на решении проблем бедности в селе, считает эксперт.
Народные гуляния 1 мая
1 мая в Казахстане традиционно пройдут праздничные торжества. В Астане в этот день включат фонтаны и проведут концерты на площадке у монумента «Байтерек» и Городской площади, спортивные состязания состоятся на территории выставочного центра EXPO, в парках «Ататюрк» и «Коктал», у монумента «Қазақ елі». В Триатлон парке представители посольств и этнокультурных объединений посадят деревья. Здесь же пройдет выставка-ярмарка.
В Алматы мероприятия в День единства народа Казахстана пройдут на алматинском Арбате, пешеходной улице Панфилова и у здания Академии наук. Праздничный концерт состоится на площади перед Дворцом Республики, где творческие коллективы исполнят национальные песни народов Казахстана. Будет организован фестиваль еды, на котором главным угощением станут национальные блюда казахской, корейской, грузинской, русской, уйгурской и индийской кухонь. Кроме того, концерты, ярмарки и фестивали пройдут во всех районах города.
Внешние факторы — кризис, пандемия ковида, война в Украине — запустил в Казахстане процесс поиска идентичности и национального самосознания. Граждане РК вне зависимости от национального происхождения заговорили о себе «мен қазақпын».
Власти уже откликнулись на инициативу снизу — готовится новая программа «Ұлт құру». В её рамках депутаты мажилиса предлагают убрать из загранпаспортов строку «национальность», оставив лишь гражданскую принадлежность, а все граждане республики, вне зависимости от национальности, будут называться казахами.
Редакция Ulysmedia.kz поздравляет всех, пока ещё казахстанцев, с праздником! Мы желаем всем единства и в праздники, и в будни.