×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Инклюзивное образование получает развитие в Казахстане

23.03.2023, 03:36
Инклюзивное образование получает развитие в Казахстане
Shalash

В Казахстане появляется все больше инклюзивных образовательных центров и учреждений для детей с особыми потребностями. Это детсады, школы, учебные центры, секции паралимпийских видов спорта, кабинеты поддержки инклюзии. На сегодня в Казахстане в таких условиях обучаются более 2 тысяч детей.

Напомним, летом 2021 года Глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования». Изменения внесены в 4 закона: «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «Об образовании», «О правах ребенка», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан». В целом, данные изменения направлены на больший охват детей, на обеспечение образованием всех ребят, без дискриминации.

До принятия данного Закона, президент Касым-Жомарт Токаев отмечал, что в стране растет число детей с особыми образовательными потребностями, и все действующие нормы по функционированию подобных учебных организаций устарели. Поэтому он и дал тогда поручение обновить нормативы в этой сфере с учетом специфики регионов и современных стандартов.

Благодаря новому закону, в частности, был внедрен государственный образовательный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку, а также регулирование деятельности служб психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях.

Так, в регионах отделы образования увеличивают госзаказ на места с коррекционной направленностью и в дошкольных организациях.  К примеру, в Костанайской области в прошлом году таких секций выросло более чем в 2 раза, в том числе групп с инклюзией в частных детских садах.

Постепенно все больше открываются такие секции с поддержкой детей и детсады и в других городах республики, в том числе в Астане. Так, в рамках реализации третьего этапа инициативы «Қамқорлық», направленной на развитие инклюзивного общества, с местными исполнительными органами ведется работа по открытию центров в 8 регионах страны, что позволит дополнительно охватить более 1 тыс. детей. До всех регионов доведена концепция деятельности центров и единая концепция дизайна интерьера (брендбук), отметил вице-министр труда и социальной защиты РК Ербол Оспанов.

Открытие новых центров создаст условия для получения качественных специальных социальных услуг для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Каждый центр рассчитан на оказание услуг для 125 человек.

Недавно в Шымкенте и ряде других городов страны состоялось открытие таких центров дневного пребывания для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями «Қамқорлық». Так, в Шымкенте в торжественном мероприятии приняли участие вице-министр труда и соцзащиты РК Ербол Оспанов, аким г. Шымкент Мурат Айтенов, председатель правления ОФ «Қазақстан халқына» Болат Жамишев и представители корпоративного фонда «Samruk- Kazyna Trust».

3 апреля такой же центр был открыт в г. Павлодар. Всего в этом году планируется открытие 8 центров дневного пребывания в Актюбинской, Жетысу, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской областях, городах Шымкент и Алматы. Работа в данном направлении будет продолжена, отмечают в Министерстве труда и социальной защиты населения РК.

Новым законом об инклюзивном образовании в республике внедряется универсальный подход к детям с ограниченными возможностями. Они включаются в образовательную среду с помощью программ психолого-медико-педагогического обследования и консультаций. Специальные нормы в указанном Законе предусматривают гибкость учебных программ в зависимости от особенностей развития обучающегося.

Как ранее отмечали в Министерстве просвещения Казахстана, важно уже с малых лет выявлять детей с инвалидностью и начинать работать с ними, чтобы они быстрее адаптировались для учебы со сверстниками в детсадах и школах. Особенно этот вопрос актуален в селах.

Согласно новым нормам Закона об инклюзивном образовании, образовательные организации, обучающие детей с особыми потребностями, должны адаптировать свои программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития и потенциальными возможностями обучающихся и воспитанников.

Кроме того, законом предусмотрена ответственность со стороны руководителей школ по созданию условий для детей с особыми потребностями. Ведь, по словам родителей особых деток, ранее их могли не принять в школы, приходилось заниматься с частными специалистами, а это многим простом не по карману.

Также ранее в школах и детсадах не было методик и программ по работе с такими детьми, специальных нормативов и технического обеспечения, не были предусмотрены и специалисты в данной области. Сейчас, с принятием Закона, ситуация постепенно меняется. 

В инклюзивных группах, открытых по госзаказу, с детьми занимаются подготовленные специалисты, в том числе психологи, логопеды, дефектологи, в некоторых крупных городах к этой работе по восстановлению ребят привлекают врачей из медицинских вузов. Но пока квалифицированных педагогов в этой сфере недостаточно. Поэтому казахстанские вузы тоже начинают более усиленную подготовку таких специалистов, к примеру, по адаптивной физической культуре (АФК) набор студентов ведут Казахская академия спорта и туризма и Национальный научно-практический центр Министерства просвещения РК. Ведь, по словам экспертов, занятия по физическому развитию детей с особыми потребностями в адаптивных спортивных секциях дают прекрасные результаты.

Государству также предстоит большая работа по подготовке и учителей для работы с детьми с особыми потребностями в классе: как оценивать их знания, какой подход нужно применять. Для этого министерством разрабатывается индивидуальная программа.

Также инклюзивные центры по возможности оснащают специальным оборудованием для реабилитации, при этом образовательная программа по специальной методике предусматривает совместные занятия особого ребёнка и обычных детей-сверстников.

И это большая радость как для таких детей, так и для их родителей, так как они могут заниматься уже вне дома в специальных условиях, при профессиональной поддержке специалистов, наравне с другими ребятами. Кроме того, у пап и мам хотя бы немного, но появляется свободное время, и многие из них, благодаря этому, пытаются устроиться на работу, чтобы поддержать свои семьи. 

Масштаб инклюзивной поддержки государства с каждым годом растет, главное, дан старт такой работе. Так, к примеру, в той же Костанайской области в этом году в рамках госзаказа планируют увеличить охват летним отдыхом детей с особыми потребностями и принять за лето в профильном реабилитационном центре более 200 детей.

Большое значение имеет и отношение обычных ребят и их родителей к особым деткам, чтобы не допускать каких-либо действий и слов, которые могут обидеть или унизить ребенка. Для этого всему обществу необходимо переходить на новые стандарты культуры и с детства учить в семье уважительному отношению к окружающему миру. Важно повышать уровень осведомленности граждан в этой сфере, повышать уровень безбарьерной среды и в целом идти навстречу таким детям, создавая комфортные условия для жизни.