Глава Высшей аудиторской палаты Наталья Годунова сообщила о результатах государственного аудита эффективности управления в сфере теплоснабжения, передает Ulysmedia.kz.
Аудит проводился в 47 госучреждениях и 44 субъектах естественных монополий. Проверена эффективность использования свыше 140 млрд тенге бюджетных средств и 480 млрд тенге активов.
Выявлены финансовые нарушения на 23 млрд тенге (в том числе по бюджетным средствам на 6 млрд тенге), неэффективное планирование бюджетных средств на 37 млрд тенге, экономические потери и упущенная выгода на 117 млрд тенге.
«В целом на строительство, реконструкцию и ремонт объектов теплоснабжения в период с 2020 по 2022 годы было направлено 250 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета - 84 млрд тенге. Однако сегодня для всех очевидно, что слабая подпитка ресурсами не обеспечивает необходимый «запас прочности» и безаварийность работы теплоэнергетической системы. Об этом свидетельствует высокая степень износа основного оборудования ТЭЦ – в среднем по стране 66% и износ тепловых сетей - 54%. Из общего количества ТЭЦ 76 % - со сроком службы более 50 лет, 24% - более 30 лет. Средний срок службы ТЭЦ составляет 61 год», - сказала Годунова.
О системных проблемах.
«Некоординированность планов действий центральных и местных государственных органов и отсутствие системного подхода в развитии теплоэнергетики. Государственное регулирование отрасли осуществляется несколькими государственными органами - министерствами энергетики, национальной экономики, индустрии и инфраструктурного развития и акиматами. До настоящего времени нет полноценной правовой основы для регулирования теплоэнергетики и всей совокупности отношений в области теплоснабжения. Рассчитываем на новый законопроект», - сказала Годунова.
Она указала на то, что при подготовке к отопительному сезону отмечается отсутствие должной системы энергетического контроля как со стороны центральных, так и со стороны местных исполнительных органов.
Отдельные контрольные функции, переданные на региональный уровень, не используются в полной мере.
Так, в некоторых регионах ряд субъектов естественных монополий не проходили обязательную паспортизацию готовности к отопительному периоду.
Наиболее высокая доля отсутствия паспортов готовности выявлена в Атырауской (53%), Павлодарской, Акмолинской областях и области Абай (от 18 до 30%).
«При этом, местные исполнительные органы не принимали меры административного реагирования к субъектам, не прошедшим паспортизацию (области Абай, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Туркестанская). Хотя такой инструмент есть. Более того, все эти объекты работали в зимний период без паспортов готовности», - отметила Годунова.
Кроме того, он указала на несовершенство тарифного регулирования, в том числе в части реализации инвестиционных программ.
«Здесь есть сложности. Необходим баланс между инвестиционным тарифом, который позволит своевременно ремонтировать и обновлять оборудование ТЭЦ и сети, и социальным самочувствием населения, связанным с долей расходов на оплату коммунальных услуг. Пока мероприятия инвестиционных программ, утверждаемые в рамках тарифа, носят поддерживающий характер и направлены лишь на решение текущих проблем для обеспечения бесперебойной работы», - отметила она.
В результате недоработок со стороны Министерства нацэкономики, законодательно предусмотренный с 2019 года стимулирующий метод тарифного регулирования, не применяется.
Практически во всех регионах применяется дифференцированный тариф для различных групп потребителей. По сути, это скрытое субсидирование субъектов естественных монополий за счет применения повышенных тарифов для бюджетных организаций, которые в отдельных случаях превышают тарифы для населения в 11 раз и для прочих юридических лиц - в 4,5 раза.
При этом объем потребления тепловой энергии населением по стране превышает объем потребления бюджетных организаций в среднем в 4,3 раза, а объем потребления юридических лиц - в 3 раза.
«Непрозрачность закупок, осуществляемых частными субъектами естественных монополий. При проведении закупок не в полной мере соблюдаются принципы добросовестной конкуренции и обеспечения всем поставщикам равных возможностей. Отсутствуют ограничения по приобретению товаров, работ и услуг у аффилированных лиц», - сказала Годунова.
Еще она отметила некачественное проектирование и реализацию инвестиционных проектов.
Даже при финансовой обеспеченности сдерживающими факторами при реализации инфраструктурных проектов зачастую являются некачественное проектирование и ненадлежащее исполнение подрядчиками договорных обязательств.
«К примеру, всем известный проект по строительству ТЭЦ-3 в городе Астане реализуется с 2011 года и на момент аудита подтверждено выполнение работ всего на 64% (вместо заявленных акиматом 83%). При этом отмечается удорожание проекта на 40 с лишним %. Также имеются факты превышения тепловой нагрузки над имеющимися мощностями источников энергии. К примеру, за 2021-2022 годы при наличии дефицита мощностей энергоисточников города на подключение к тепловым сетям, АО «Астана-Теплотранзит» выданы технические условия на подключение к центральному отоплению 730 юридическим и 360 физическим лицам. В дальнейшем это повлекло рост дисбаланса между располагаемой мощностью и нагрузкой потребителей в 2023 году с дефицитом в 403,9 Гкал/ч., и соответственно - риск необеспечения качественной тепловой энергии», - сказала Годунова.
Если говорить в целом по столице, то отмечается аффилированность компаний, занимающихся разработкой ПСД, строительством и пусконаладочными работами по 7 проектам на 178 млрд тенге, в том числе и по проекту ТЭЦ-3. Данный факт фиксировался Счетным комитетом еще в 2017 году.
В городе Аркалык Костанайской области заказчиком – Отделом ЖКХ приняты два проекта - «Реконструкция системы теплоснабжения города Аркалык до 2030 года» и «Реконструкция Аркалыкской ТЭЦ в части замены турбоагрегата станции №2 мощностью 2,5 МВт» на общую сумму 7,4 млрд тенге при их не полной готовности.
В результате Аркалыкская ТЭЦ введена в эксплуатацию только на бумаге.
«Наблюдается резкий отток квалифицированных кадров в смежные отрасли. Например, общая укомплектованность персоналом Шахтинской ТЭЦ составляет около 77%, а по основным цехам -только 43%. Особое значение на дефицит кадров энергопредприятий оказывает низкий уровень заработной платы, который ограничен тарифной сметой. Так, в 2022 году среднемесячная заработная плата специалистов в отрасли «Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование» составляла 268 тыс. тенге или 87% среднемесячной зарплаты в целом по стране (308 тыс. тенге). Для сравнения в обрабатывающей промышленности оплата труда была выше, - 349 тыс. тенге», - сказала Годунова.
Она добавила, что палата выработала рекомендации правительству в целях устранения нарушений.