В антикоррупционной службе рассказали о результатах анализа коррупционных рисков в системе образования Казахстана, передает Ulysmedia.kz.
За последние три года государством на развитие сферы образования направлено 12,1 трлн тенге, что составляет 28% всех расходов государственного бюджета на 2021-2023 годы.
Принят закон «О статусе педагога», что позволило повысить заработные платы учителей в два раза, а при наличии ученой степени и внеурочных занятий – в три раза.
«Несмотря на принимаемые меры социальной поддержки сфера образования остается одной из наиболее коррумпированных. С 2020 года по уголовным делам в данной сфере осуждено 143 лица. Ущерб государству составил порядка 11 млрд тенге, из которых возмещено 5,2 млрд тенге. Только в области Жетысу работники городского отдела образования за 2,5 года похитили 4,4 млрд тенге. В преступную группу входили руководитель и два бухгалтера образования, а также 13 бухгалтеров школ», - сообщили в антикоре.
Подобные преступные схемы выявлены по всей стране. Самые крупные хищения в городах Алматы, Шымкент, Кызылординской, Актюбинской и Алматинской областях.
Так, вскрыты устойчивые способы хищения бюджетных денег:
1. Работнику начисляется зарплата намного больше, чем положено по его должности;
2. Зарплату переводят лицам, которые вообще не работают в школе;
3. Начисляют зарплату на карт-счета сотрудника, а в платежках указывают фамилию другого лица;
4. Дублируют переводы денежных средств на одно и то же лицо несколько раз;
5. Перечисляли деньги «мертвым душам» - родственникам и близким.
«Все указанные выше способы хищения реализуются с помощью одной схемы. Сначала бухгалтер выгружает платежные документы с ведомственных систем бухучета. Далее вручную вносятся нужные корректировки. После документов с искаженными сведениями направляются на оплату. Такие манипуляции стали возможными из-за отсутствия интеграции между названными школьными системами бухучета, Национальной образовательной базой данных и базой Казначейство-клиент», - заявили в антикоре.
Уполномоченными органами подписана «дорожная карта» по устранению коррупционных рисков в сфере образования.