В антикоррупционной службе рассказали, что коррупционный риски установлены на всех этапах градостроительства в Алматы, передает Ulysmedia.kz.
Результаты внешнего анализа (ВАКР) в сфере строительства предгорной зоны мегаполиса рассмотрены на выездном заседании Общественного совета Агентства по противодействию коррупции.
Первое – отсутствие системного планирования градостроительства.
Анализ показал, что Генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года. В связи этим, функциональные зоны свыше 63 тысяч гектаров земли менялись без участия экологов, органов СЭС и ЧС.
Это привело к бесконтрольной застройке в природоохранных зонах и вблизи рек.
Кроме того, в микрорайоне «Горный гигант» активно строятся жилые комплексы неподалеку от сибиреязвенного захоронения.
Второе – изменение целевого назначения земли.
Должностные лица акимата меняли целевое назначение земель на свое усмотрение. К примеру, вместо дачных участков возводились МЖК.
Вместе с тем, подобная коллизия давала возможность неуплаты разницы кадастровой стоимости. Например, в 2021 году одному из жителей города изменили целевое назначение участка площадью 2 гектара с «ЛПХ» на «ИЖС». Однако разница кадастровой стоимости в размере 126 млн тенге им не уплачена.
Причиной такой практики является региональный План реализации градостроительных регламентов застройки, который противоречит нормам Земельного кодекса.
Третье – получение земли в частную собственность через участие в инвестиционных проектах.
Должностные лица акимата без проведения торгов предоставили в аренду предпринимателям участки под инвестпроекты. Путем фиктивного введения в эксплуатацию земли были выкуплены в частную собственность.
Упущенная прибыль государства предварительно составила порядка 400 млн тенге.
Четвертое – процессы строительства пронизаны коррупционными факторами.
Отсутствие законодательной регламентации позволяло сотрудникам акимата толковать нормы правовой базы в пользу недобросовестных застройщиков.
Таким образом, одна из жительниц города получила разрешение на строительство трех садовых домов на четырех прилегающих друг к другу участках. По завершению строительства объекты были введены в эксплуатацию как садовые дома, но в последующем реализованы как жилой комплекс «Baganashil».
Анализом установлено 11 фактов, когда на землях, предназначенных для ИЖС или под садовые дома, фактически строили многоквартирные комплексы и коммерческие объекты.
Еще одним распространенным нарушением является строительство с отклонением от эскизного проекта и ПСД. Несмотря на ограничения при строительстве объектов выше пр. Аль-Фараби высотой 12 метров и не более 3-х этажей, был частично сдан в эксплуатацию клубный дом «Домино» высотой в 15 метров. Выявлено 18 таких объектов.
В рамках анализа также установлено превышение плотности застройки по 10-ти многоквартирным комплексам на площади 84 гектара.
Пятое – слабый государственный контроль за строительством.
Градостроительный контроль исключен из приемки частных объектов с целью упрощения ведения бизнеса и минимизации коррупции. Однако коррупционные риски сохранились, но при этом снижена ответственность уполномоченного органа.
Должностные лица ГАСК в отношении двух застройщиков наложили лишь административное взыскание за строительство без разрешения. Уполномоченный орган не контролирует исполнение своих актов и не всегда инициирует судебные иски.
Отсутствие правового механизма реагирования на нарушения привели к узакониванию нелегальной застройки.
Шестое – поверхностная цифровизации государственных услуг в сфере строительства.
Электронным форматом охвачен только процесс приема документов. Из-за непрозрачных процедур возник рынок «помогаек».
«Предложено установить особый порядок по переводу земель из рекреационной зоны в жилую. Должно быть обязательное согласование проектов детальной планировки со стороны профильного Министерства. В целом, по результатам анализа Антикоррупционной службой подготовлен комплексный план по устранению выявленных коррупционных рисков. Документ из 58 пунктов передан в уполномоченные органы для дальнейшей реализации», - сообщили в антикоре.
По всем коррупционным фактам зарегистрировано и расследуется 8 уголовных дел.