Процесс по делу о захвате заложников в Kaspi банке проходит в специализированном межрайонном суде Астаны. На скамье подсудимых - Алихан Мурадов, который в 18 июня заставил вздрогнуть всю страну, захватив в заложники трёх сотрудниц банка. Корреспондент Ulysmedia.kz выслушала показания потерпевших.
Дисклеймер: судья Абинур Карабаев запретил фотографировать, снимать на видео свидетелей, пострадавших, а также публиковать их имена.
У меня был шок
На прошлом заседании суда о пережитом рассказывала та самая девушка, к виску которой Мурадов приставил пистолет. Сегодня своими воспоминаниями поделилась её коллега, которая тоже оказалась в заложниках.
Девушка, не вдаваясь в подробности, сказала, что очень испугалась и, когда всё началось, начала писать сообщения своим родителям.
- Говорил ли он, чтобы все девочки вышли, - спросила гособвинитель.
- Нет, - ответила она.
Из показаний очевидцев следует, что захватчик требовал перечислить деньги на лечение его сестры и положить её в лучшую клинику, так как она сильно больна. Чем именно - не уточнял.
Сотрудница банка добавила, что каждую фразу захватчик сопровождал криками.
- Спецназ, полицейские зашли, что-то взорвалось перед моими глазами. Спецназ сказал уходить быстрее. На полу была кровь Мурадова. Приехала скорая помощь. У меня был шок, - рассказала потерпевшая.
Требовал 100 миллионов
Позже свои показания дал полицейский, который участвовал в переговорах с Мурадовым. Выяснилось, что в переговорах участвовал не один лишь министр Ахметжанов, которого в те дни показали во всех новостях, как единственного героя страны. Были и другие сотрудники, которые тоже потратили кучу своего времени в этой операции, однако о них мы узнаем только сейчас — из материалов уголовного дела.
- В этот день, 18 июня, было время обеда. Мне позвонил дежурный и сказал, что поступил вызов, что по такому-то адресу происходит захват заложников. Возможно, говорит, учения. Потом уточнил – это всё серьезно, срочно лети туда, - делился воспоминаниями мужчина.
По его словам, на место происшествия он прибыл через 10 минут. В это время здание уже было оцеплено, прибыли другие сотрудники УВД. Свидетель добавил, что Мурадов требовал журналистов.
- Мы видели, что у него серьезные намерения. Он кричал, чтобы никто из сотрудников не заходил. Через какое-то Мурадов разговаривал по телефону с кем-то из нашего руководства, потом потребовал журналиста, - добавил полицейский.
Как рассказывают свидетели, захватчик пошёл на диалог, только после того как увидел переговорщика в жилете с надписью «Пресса».
Мурадов начал рассказывать о том, что уязвимым слоям населения в стране не на что жить.
- Он больше всего говорил о том, что проблемы в Казахстане, деньги детям надо отправлять, малоимущим, нуждающимся. Я говорил, что всё будет потихоньку, что помощь оказывается.
- Потом я снял бронежилет, показал, что на мне нет ничего - оружия и т.д. Подсел к нему поближе, и мы начали разговаривать. Девушка, которую он держал, была очень сильно напугана.
Алихан какое-то время кричал, потом успокоился и мы начали спокойно беседовать, - делится воспоминаниями сотрудник полиции.
В итоге захватчику показали чек с переводом на 10 миллионов тенге, после чего он отпустил первую девушку. Но позже Мурадов заявил, что 10 миллионов мало - ему нужно сто.
- Говорил, что в Казахстане такие запасы, а тут какие-то 10 млн. Надо больше, - отметил свидетель.
Переговоры с Мурадовым длились полтора часа. По словам переговорщика, захватчик хотел привлечь внимание, вёл себя демонстративно и находился в «пограничном» состоянии.
- Я ему говорю, Алихан, ты хороший человек. Алихан, зачем ты это делаешь? Всё у тебя хорошо будет. Ты вообще хороший человек. А он отвечает: ты давай без этого, без этих своих «хороший человек».
Я старался его по имени называть, все время говорил Алихан, Алихан. Потому что самое приятное, что человек слышит – это его имя, - объяснил полицейский линию своего поведения.
Как утверждает полицейский, Мурадов сначала отвергал всё, а позже пошёл на контакт.
- Ситуация была критичная. Все боялись, что он нажмёт на кнопку взрывчатки и все мы погибнем.
Интересно, что о министре внутренних дел Ахметжанове, который в июне стал героем и спасателем заложников, в суде сегодня никто из свидетелей не сказал ни слова.
Напомним, 18 июня Алихан Мурадов совершил нападение на Kaspi банк в Астане. Все заложники были освобождены.
По версии следствия, у захватчика были проблемы с непогашенными кредитами, а в момент совершения преступления находился в наркотическом опьянении.
Мурадов подозревается по двум статьям — 261, часть 2, пункты 4, 8 и 9, УК РК (предусматривает наказание от семи до 12 лет лишения свободы, от 7 до 12 лет тюрьмы), а также по 188, часть 1, УК РК – (Кража. Потерпевший не настаивает на наказании Мурадова).