×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Без кулаков: как КМГ и нефтяники в трудовом арбитраже спорят

27.11.2023, 17:38
Без кулаков: как КМГ и нефтяники в трудовом арбитраже спорят
Коллаж Ulysmedia

В национальной компании «КазМунайГаз» уже год продолжается трудовой арбитраж – сотрудники и руководство вступили в спор и пытаются в цивилизованных рамках решить вопросы, которые ещё недавно служили детонатором для социально возмущения нефтяников. Ulysmedia.kz решил выяснить, как идёт процесс и смогут ли рабочие отстоять свои права. Напомним, они требуют вернуть их в штат отдела техконтроля, выровнять заработную плату и обновить технический парк.

Справка

Трудовой арбитраж - это временно действующий орган, создаваемый сторонами коллективного трудового спора с привлечением уполномоченных лиц для разрешения трудового спора. Трудовой арбитраж руководствуется Конституцией, актами президента РК, Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами.

   - По первым двум вопросам КМГ изначально выразил свою позицию об отсутствии каких-либо оснований в их удовлетворении. Имеются соответствующие протоколы и проводилась разъяснительная работа. Сейчас заработная плата работников WOS составляет 70-80% от ЕСОТ, и за пять лет выросла более, чем в 3 раза, - объяснил директор департамента нефтесервисных активов АО «НК КазМунайГаз» Жасулан Балуанов.

Он напомнил, что представители коллектива WOS на митинге в Астане говорили, что у них нет требований по заработной плате, во главу угла они ставили вопрос обновления техники.

Что предлагает руководство КМГ?

   - КМГ предлагает программу обновления техники: за три года мы готовы поменять 202 единицы. В 2024-м - 70 ед., в 2025-м – 70 ед., в 2026 год – 62 ед. С учётом уже приобретаемой техники парк пополнится на 219 единиц.

При этом на 2024 год КМГ заявил о готовности обновить технику в количестве 70 единиц через дочернюю организацию ОТК путём привлечения возвратного финансирования, в том числе лизинга по льготным программам.

Необходимо отметить, что уже сейчас ОТК имеет договоренность по лизингу 26 ед. техники (из 70 ед., запланированных на 2024 год) в рамках лимита по льготной программе на 2023 год. Поставка этой техники ожидается в первой половине следующего года.

Механизм обновления на 2025 – 2026 годы совместно с коллективом будет обсуждаться в июле следующего года. С предложением КМГ согласилась компания WOS, которая имеет действующий договор по оказанию транспортных услуг с ОТК до 2027 года.

Какие были основания для гарантий на обновление техники в таких объёмах?

   - Эти цифры – результат анализа. Программа обновления технического парка была предложена, несмотря на то, что у КМГ нет прямых обязательств по решению этого вопроса. Основанием послужила договорённость с СНПС по применению инвестиционного тарифа на основе принципа «новая техника – новый тариф».

По сути, инвестиционный тариф — это стоимость амортизации техники, рассчитанной с учетом нормативного срока службы транспорта. Договориться удалось после переговоров с СНПС, которые длились почти полгода.

Имея источник возврата средств в виде амортизации, параллельно мы рассмотрели варианты финансирования через лизинг по льготным программам, и КМГ подписал Меморандум с отечественными производителями техники и Фондом развития промышленности по предоставлению льготного лизинга для обновления техники. Замечу, что 80% техники производит отечественный автопром.

Почему процесс затянулся? Неужели КМГ не может сразу приобрести всю технику?

   - Обновление техники требуется не только в WOS, её совокупная стоимость составляет 21 млрд тенге. Единовременное расходование таких средств стало бы существенной нагрузкой на КМГ, который уже сейчас занимается реализацией инвестиционных проектов с высокой социальной значимостью для населения Мангистауского региона.

На строительство опреснительного завода в Кендерли, реконструкцию магистрального водовода Астрахань-Мангышлак, новый газовый завод и гибридный ВИЭ в Жанаозене выделяется 442 млрд тенге.

Почему потребовалось дополнительно обсуждать планы обновления техники?

Необходимость дополнительного обсуждения механизма обновления на 2025 – 2026 годы связана со следующими причинами:

  • размеры лимитов по льготным программам определяются на годовой основе, и мы ожидаем, что на следующие периоды они будут известны в середине следующего года;
  • параллельно, КМГ инициировано предложение (в том числе в адрес депутатов мажилиса) по увеличению лимитов по льготным программам для поддержки нефтесервиса Мангистауского региона. Это также потребует время для рассмотрения и принятия решения на уровне центральных государственных органов;
  • в следующем году мы ожидаем, что по льготной программе поддержки отечественного автопрома примут участие местные производители техники в Мангистау, известно, что их продукция пользуется хорошим спросом в нефтяных компаниях региона. Это позволит расширить перечень поставщиков для выбора наиболее выгодных вариантов техники по лизингу;
  • не исключено, что WOS захочет самостоятельно приобретать технику, в том числе по льготной программе и получать инвестиционный тариф на новую технику. У нас нет юридических оснований ограничивать частный бизнес в принятиях решений;
  • возможно, проявят интерес другие компании, которые смогут предложить не только более выгодные условия по качеству и срокам поставки техники, но и по условиям и оплате труда рабочих, по сравнению с текущим уровнем.

Поэтому в трудовом арбитраже от 14 ноября этого года мы предложили представителям работников WOS продолжить диалог в следующем году для обсуждения наиболее выгодных и эффективных вариантов реализации программы обновления для всех участников переговоров с соблюдением требований законодательства.

Мне известно, что на арбитраже 16 ноября работодатель в лице WOS предложил не закрывать арбитраж по вопросу обновления техники, а приостановить его до июля 2024 года. Но это предложение представители трудового коллектива не поддержали.

Подводя итог, директор департамента нефтесервисных активов АО «НК КазМунайГаз» Жасулан Балуанов заметил, если консенсус не будет найден, а разногласия продолжатся - это может привести к сокращению объёмов работ и поставит под угрозу реализацию программы обновления техники.