В прокуратуре установили факты ввоза электромобилей якобы для личного пользования, а на самом деле для последующей их перепродажи. В том числе и через восемь казахстанских автосалонов, передаёт Ulysmedia.kz
Спрос на электромобили в Казахстане высок. Оно и неудивительно, ведь ещё действует освобождение от уплаты государственных платежей при ввозе электрокаров. Основным условием для этого является ввоз только одной машины в год и только для личного пользования, не для предпринимательской деятельности.
Однако уже установлены факты оформления электромобилей якобы для личного пользования, а на деле для дальнейшей их перепродажи. Происходило это, в том числе, и через восемь казахстанских автосалонов.
«Только по Алматы транспортными прокурорами установлены признаки 34 таких перепродаж, где возможные потери государства превышают 100 млн тенге. В подобной ситуации, кроме ущерба госбюджету, создается нездоровая конкуренция, что зачастую подводит добросовестный бизнес к состоянию банкротства», – сообщили в Главной транспортной прокуратуре РК.
Но это не единственная проблема, связанная с таможенным оформлением электромобилей. Дело в том, что органы госдоходов не обеспечивают единообразное применение законодательства при их таможенной очистке.
“Например, ситуация с автомашиной марки LiAuto (Li 7 и 9). Согласно позиции уполномоченного органа, данный транспорт является электромобилем. При этом из 141 идентичной автомашины таможенными представителями и декларантами в 7 случаях применен код гибридного автомобиля, что повлекло необоснованную уплату в бюджет порядка 80 млн тенге и нарушение прав участников внешнеэкономической деятельности», – прокомментировали в прокуратуре.
В связи с этим, в прокуратуре сейчас принимают меры по искоренению такой практики и возврату денежных сумм собственникам автомашин, оформленным как гибридные.
«Также рассматривается вопрос по привлечению виновных сотрудников к дисциплинарной, а таможенных брокеров – к административной ответственности. Отдельные материалы с признаками преступления направлены в органы уголовного преследования», – отметили в надзорном органе.
Ранее Ulysmedia.kz писал о том, что, по информации Минфина, с начала 2023 года в Казахстан было ввезено 6523 электромобиля. При этом, до конца этого года сохраняется возможность ввоза по квоте еще более восьми тысяч электромобилей с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Стоит отметить, что вне рамок квоты любой электромобиль можно ввезти по декларации на товары по ставкам ВТО с освобождением от уплаты пошлин, но с уплатой 12% НДС от стоимости товара таможенного сбора в 20 тысяч тенге. В случае подачи декларации на товары по ставкам единого таможенного тарифа (ЕТТ), необходимо уплачивать 15% пошлины, 12% НДС и 20 тысяч тенге таможенного сбора.