Материалы, которые мы публикуем, порой вызывают самый немыслимый резонанс. Так, к примеру, вышедшая 22 декабря прошлого года статья «Кто раньше встал, того и тапки, или Как ветеринары Минсельхоза за бюджетные миллионы спецобувь покупают» привлекла в нашу редакцию… загадочную анонимку с требованием опровержения.
С чем оказались не согласны неизвестные авторы письма и кто они, - пытался понять корреспондент Ulysmedia.kz.
Странный тендер
Признаемся честно, меньше всего мы ожидали получить требование об опровержении фактов, взятых с сайта государственных закупок РК. Ведь там, словно на глобусе, – все как на ладони. Есть название лота, есть техническая спецификация, есть сумма и победитель. Казалось бы, какие тут могут быть разночтения?
В своей статье автор подробно рассказал о перипетиях закупа республиканской ветеринарной лабораторией министерства сельского хозяйства 1578 пар тапочек за почти 10 млн тенге в 2022 году и такого же количества обуви в 2023 году за 6,6 млн. Журналист удивился: что за «многоножки» завелись в ветлаборатории, и какой необходимостью продиктована такая странная закупка?
Тем паче что требования к обуви для сотрудников лаборатории в тендерной документации были указаны жесткие: «Верх – натуральная кожа с перфорацией для улучшения воздухообмена, низ - ПУ или ПВХ износоустойчивый. Срок эксплуатации от 2 лет и выше. Впитывающая гигиеническая стелька и подкладка. Развитый рисунок подошвы, препятствующий скольжению».
Также в техспецификации заказчик затребовал для проведения входного контроля предоставить ему образец товара в количестве одной пары.
Четырежды объявлявшийся конкурс в 2022 году и дважды в 2023-м, навевал мысли о том, что стать поставщиком тапочек для ветлаборатории было делом непростым. Автор статьи обратил внимание на то, что в 2022 году, после четырех провалившихся попыток купить тапочки для «лаборантов», заказчик за три дня отыскал и пригласил для участия в закупке из одного источника ТОО «Мухамад Фердауси», которое чуть раньше продало лаборатории «нарукавники» на сумму 2 млн тенге.
Анонимное требование
Публикация статьи вызвала большой читательский резонанс – люди в соцсетях активно оставляли комментарии, в которых также удивлялись странной закупке и даже предлагали уполномоченным органам провести проверку всех закупок республиканской ветлаборатории.
Как видно, статья не прошла незамеченной и для непосредственных участников закупки. На днях на почту редакции “прилетел” вордовский документ без каких-либо опознавательных знаков – фирменной «шапки», печатей, подписей и т.п. Из первой же строки письма следовало, что авторство принадлежит некой группе людей, которые не согласны с содержанием нашей статьи.
- Мы, представляющие РГП на ПХВ "Республиканская ветеринарная лаборатория" КВКиН МСХ РК (далее - Предприятие), хотим подчеркнуть, что статья содержит недостоверные и искаженные факты относительно закупки спецобуви. Вся предоставленная вами информация о закупках тапочек является не проверенной и ложной, - категорично заявляли анонимы.
А далее посвящали нас в тонкости и трудности работы в ветлаборатории:
- РГП на ПХВ «Республиканская ветеринарная лаборатория» осуществляет лабораторные исследования по диагностике особо опасных и энзоотических болезней животных, а также по определению показателей безопасности продукции животного происхождения. В своей структуре предприятие имеет 17 областных/региональных лабораторий и 149 районных/зональных лабораторий, а также 23 пункта приёма проб биологического и патологического материала. Штатное расписание производственных специалистов предприятия составляет 1 578 работников, из них 1 189 женщин и 389 мужчин. К производственным работникам относятся: заведующие лабораториями, ветеринарные врачи, лаборанты и санитары, которые непосредственно проводят работы с особо опасными инфекциями.
Избирательная забота
Так была раскрыта тайна «многоножек». Как следовало из письма, количество закупаемых пар тапочек равнялось количеству всех работников республиканской ветлаборатории, включая все филиалы в регионах и районах.
Анонимы также сообщали, что централизованную закупку спецобуви, являющуюся «неотъемлемой частью средств индивидуальной защиты, необходимой для выполнения работ с особо опасными инфекциями» руководство лаборатории проводит централизованно, руководствуясь исключительно заботой о своих сотрудниках.
- Подчеркиваем, что предприятие заботится о своих производственных работниках и обеспечивает их специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями Трудового Кодекса Республики Казахстан (согласно подпункта 4 пункта 2 статьи 182 ТК РК). Наши обязанности по обеспечению работников спецодеждой также определены в коллективном договоре (пункт 7.10. КД) и иных нормативных документах (приказ министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 8 декабря 2015 года № 943, приказ Генерального директора предприятия № 613-Н от 27 декабря 2019 года), - сообщалось в письме.
Более того, по словам неизвестных авторов письма, «работодатель, в лице предприятия, обязан ежегодно обеспечивать производственных работников специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты в количестве не менее 1 500 единиц (в зависимости от количества производственных работников, согласно штатному расписанию)».
- Такая забота о своих подчиненных делает честь руководству республиканской ветеринарной лаборатории, - подумали мы, и снова обратились к сайту госзакупок, чтобы найти лоты по закупу других частей экипировки борцов с особо опасными инфекциями – противочумных костюмов, например, или респираторов, или специальных прорезиненных шапочек. Но вот незадача: ни в 2022, ни в 2023 году таких закупок не оказалось.
Нет, вполне возможно, что остальную часть экипировки филиалы ветлаборатории закупают самостоятельно. Но тогда возникает вполне резонный вопрос: почему? Из каких таких благородных побуждений и соображений производственной безопасности руководство РГП на ПХВ «Республиканская ветеринарная лаборатория» централизованно закупает только тапочки? А как же остальные детали экипировки сотрудников?
Что осталось «за кадром»?
Но таинственные авторы письма с требованием опровержения уверяли: «Государственные закупки на предприятии проводятся в соответствии с установленными законодательством процедурами». И далее слово в слово повторили ту информацию, которая содержалась в нашей статье, и которую они при этом требовали опровергнуть.
- Так, в 2022 году гос.закуп по статье «Специальная обувь (сабо)» в количестве 1 578 пар (цена за единицу 5 500 тг.) на портале государственных закупок не состоялся четыре раза (27 октября, 04 ноября, 18 ноября, 25 ноября). И только 3 декабря 2022 года был заключен договор из одного источника по несостоявшимся закупкам №030140001998/220631/00 между предприятием и ТОО «Мухамад Фердауси» (далее – Поставщик), на поставку «Тапочек медицинских мужских и женских» (далее - Товар), на общую сумму 9 862 500 (девять миллионов восемьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) тенге.
Однако далее анонимы сообщили, что поставщик не смог поставить в лабораторию тапочки в срок, то есть, до 31 декабря 2022 года, а в январе 2023 года заказчик отказался принять товар. Попытка ТОО «Мухамад Фердауси» заставить заказчика принять товар через суд также провалилась. И потому лот на закуп тапочек был вновь объявлен в 2023 году.
Как и мы сообщали своим читателям, по словам авторов анонимного письма, конкурс в прошлом году объявлялся дважды - 28 сентября и 19 октября. И лишь со второй попытки закуп состоялся.
- По итогам повторного закупа, был определён победитель ИП «Касымбекова Жанна Серикбаевна». После чего между предприятием и ИП «Касымбекова Жанна Серикбаевна» был заключен договор № 030140001998/230508/00 на общую сумму 6 545 544 тенге. 26 декабря 2023 года поставщиком был доставлен товар на центральный склад предприятия, - сообщили о благополучной развязке истории с тапочками авторы письма.
Ну, что можно сказать по этому поводу? Мы очень рады, что тапочки для казахстанских ветеринаров были закуплены, однако эта история оставляет массу вопросов. Так, например, почему на сайте госзакупок никак не отражен факт нарушения обязательств со стороны поставщика – ТОО «Мухамад Фердауси»?
Почему в категорию «заботы о сотрудниках» со стороны руководства РГП на ПХВ «Республиканская ветеринарная лаборатория» попадает только спецобувь? И, наконец, кто они – те самые «представляющие РГП на ПХВ "Республиканская ветеринарная лаборатория"», требующие опровергнуть сведения, которые сами в своем письме и подтверждают? Почему испугались поставить свои имена под требованием об опровержении?
Возможно, им есть что скрывать, и правы наши читатели, высказавшиеся в пользу всесторонней проверки всех тендеров вышеуказанной организации?