×
516.93
542.52
4.98
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
516.93
542.52
4.98

Возвращение трамвая и BRT: как акимат пересадит алматинцев на общественный транспорт

22.01.2024, 13:31
Возвращение трамвая и BRT: как акимат пересадит алматинцев на общественный транспорт
Коллаж Ulysmedia

Пробки, аварии, скандалы в переполненных автобусах — транспортная тема в Алматы уже давно под номером один. Выяснилось, что волнует она не только горожан. Управление городской мобильности придумало, как не только решить проблему, но и убедить народ отказаться от поездок на своих авто. Смогут ли в борьбе за скорость и комфорт победить муниципальный транспорт и чиновники, разбирался Ulysmedia.kz.

Управление городской мобильности и «Алматыгенплан» представили мастер-план транспортного каркаса южной столицы до 2030 года. Программа, по словам её разработчиков, это продолжение принятого в апреле прошлого года генерального плана Алматы. Задачу, которую они ставят, амбициозна — 64% жителей мегаполиса должны пересесть на общественный транспорт.

Почему алматинцы выбирают автомобили

Ответ очевиден... Но руководитель проектного офиса по развитию транспортной системы акимата Алматы Артур Шахбазян не сомневается – проект учитывает все эти проблемы и не только решит их, но и даст общественному транспорту «зелёный свет».

Официальный опрос показал, что жители недовольны:

  • перегруженностью автобусов — 42%,
  • длительным ожиданием — 41%,
  • отсутствием автобусов после 22 часов — 30%,
  • поведением или профессионализмом водителей — 19%.

По мнению респондентов, 13% остановок отдалены от пешеходных переходов более чем на 30 метров.

Идеальная картинка

В мастер-план заложили идею — охватить остановками всю территорию города и быть в 15-минутной доступности для любого пассажира. Погрешность в выполнении расписания не должна превышать 10%. 

Что предлагают сделать

На презентации представили и модель транспортного каркаса. Его создали с учётом мест концентрации жителей и наличии 10 внешних направлений, по которым ежедневно в Алматы заезжают жители из пригорода. Сейчас так называемые «внешние потоки» формируют 30-40% всего пассажиропотока.

Каркас будет состоять из 42 транспортных коридоров и иметь 20 пересадочных узлов. По коридорам будут курсировать:

  •  81% — BRT, так называемый скоростной транспорт. На деле это выделенные линии, по которым автобусы будут ходить быстрее из-за приоритета в движении;
  • 8% — LRT или легкорельсовый транспорт в Алматы будет представлен старыми добрыми трамваями, но в модернизированном виде;
  • 11% — HRT, это метро.

Линии LRT будут проходить по Толе би, позже их проложат и по Момышулы. Первую линию планируют построить до 2026 года, её протяжённость 26 километров. По Толе би в своём время трамваи и ходили.

Подвергнут изменению 33 автобусных маршрута и создадут семь новых.

План расписан до 2030 года:

  • 2024 год: создание трёх коридоров (пилотный — по проспекту Райымбека протяжённостью 17 километров), внедрение нового тарифного меню (включает в себя бесплатные пересадки), оптимизация 3 маршрутов;
  • 2025 — 2026 годы: пробивки и расширения 19 километров дорог, создание 14 коридоров, оптимизация 15 маршрутов;
  • 2026 — 2030 годы: пробивки и расширения 63 километров дорог, созданы будут все 42 коридора и оптимизированы 42 маршрута.

Сколько это будет стоить

Общие оценочные инвестиции до 2030 года — 2,8 трлн тенге, это без учёта возможных изменений и инфляции.

— Инвестиции запрашиваются на основе разработанных ПСД. Мы должны получить госэкспертизы, и в последующем запросить необходимые средства из местного и республиканского бюджета, — пояснил руководитель управления городской мобильности Сагындык Телибаев.

Уже в этом году обещают начать обустройство BRT по Райымбека. Трасса будет комбинированной: на каком-то участке выделенные линии пройдут по крайней левой, на каком-то — по крайней правой.

Журналисты отметили, что Райымбека и так сильно загружена. Что будет, если забрать у автомобилей две полосы?

— Если даже вечером едем, и частный, и общественный транспорт стоят. Нет никого приоритета. Поэтому на сегодня 68% людей, которые пользуются частным транспортом, им удобно добираться так. Но если мы будем давать на основании плана приоритет общественному транспорту, и человек будет убеждён, что на работу на автобусе ему будет доехать быстрее, чем на частном транспорте, то тогда он будет отдавать приоритет общественному транспорту, — ответил Телибаев.

Он убеждён, что алматинцы, которым придётся подумать об экологии, в результате проголосуют за общественный транспорт.

А нам придётся подождать, когда идея начнёт воплощаться в жизнь, и надеяться, что очередная перестройка в сфере автотранспорта пройдёт так же легко, как и презентация идеи очередной алматинской реформы.