×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Денег много не бывает: почему на строительство и ремонт дорог в Казахстане запросили дополнительные миллиарды

Денег много не бывает: почему на строительство и ремонт дорог в Казахстане запросили дополнительные миллиарды

На портале «Открытые НПА» опубликовали проект изменений в документ «О республиканском бюджете на 2024–2026 годы». Они касаются строительства и реконструкции дорог, сообщает Ulysmedia.kz.

Работы за счёт внешних займов и софинансирование из республиканского бюджета

Алматы – Бишкек

Траты на реконструкцию участка автомобильной трассы «Узынгаш – Отар» уже в этом году должны вырасти почти на пять млрд тенге. Динамика следующая:

  • за счёт внешних займов привлекут не 5,1 млрд тенге, как планировали, а 9,4 млрд тенге;
  • за счёт софинансирования внешних займов из республиканского бюджета строительство подорожает с 900 млн до 1,6 млрд тенге.

Эту дорогу пытаются привести в порядок уже несколько лет. В 2021 году заключили контракт с турецкой компанией EH ESER TAAHHUT VE SANAYI A.S на строительно-монтажные работы, но турки обязательства не выполнили – договор расторгли.

Конкурс собираются провести снова.

Астана – Алматы

Следующее увеличение коснётся участка «Курты – Бурылбайтал». На реконструкцию и проектно-изыскательные работы коридора Центр-Юг закладывали 2,9 млрд тенге, новая цифра – 9,5 млрд тенге. Источник финансирования – внешние займы. Также выросла часть до 1,7 млрд тенге, которую хотят обеспечить с помощью софинансирования из республиканского бюджета.

Ранее сообщалось, что строительные работы на этом участке ведут Sinohydro Corporation Limited, СП TODINI & SMS и KLV InSaat AS. К слову, с последней договор подписали в конце 2022 года.  Открыть движение по одной полосе грозились к исходу 2023-го, а полностью завершить этот участок – в конце 2025 года.

Актобе – Астрахань         

На реконструкцию участка «Кандыгаш – Макат» требуется уже не 910 млн тенге, а 2,4 млрд тенге, также увеличилась часть трат за счёт софинансирирования – дополнительные 105 млн тенге. Но справедливости ради следует отметить, что в 2024 году планировали изъять более трёх млрд тенге из Нацфонда на эти цели. Эту идею пересмотрели, траты сократят на 802 млн тенге.

2021 году МИИР (ныне это Минтранспорта и Минпром) распространило пресс-релиз, в котором заявлялось, что дорожные работы на этой трассе закончат до конца этого же года. Также объяснялось, что дорогу построили в далёких 60-х годах, а за 50 лет эксплуатации проводили только текущий ремонт, потому и пришлось заниматься реконструкцией.

Восточный обход Туркестана пока в планах

Несколько лет говорят о строительстве восточного обхода Туркестана. Более того, реализация этой идеи должна была начаться в этом году: на это в республиканском бюджете закладывалось 12,4 млрд тенге. Но в предлагаемых поправках траты на восточный обход убрали.

На расширенном заседании коллегии Минтранспорта вице-министр Сатжан Аблалиев сообщал о начале строительно-монтажных на этом участке на втором этапе в 2024-2026 году. Отсутствие финансирования, вероятно, говорит о том, что регион без этого отрезка пока может обойтись. 

Работы за счёт трансферта из Нацфонда

Дороги строить хотят и на деньги Нацфонда, несмотря на довольно частую критику в отношении такой практики. Однако в 2024 году на реконструкцию участка «Ушарал – Достык» из Нацфонда потратят на 640 млн тенге больше запланированных. Дорога «Карабутак – Костанай» из 10 млн заложенных изначально потребует 524 млн тенге.

Транзитный коридор «Боровое-Кокшетау-Петропавловск-граница РФ» подорожал с 5,2 до 6,4 млрд тенге. Реконструкция и проектно-изыскательские работы коридора Центр-Запад и разработка проектно-сметной документации на некоторых участках тоже подорожала. Если раньше рассчитывали потратить 9,6 млн тенге, то теперь сумма подскочила до 38,5 млн.

Также в документ попал новый проект – мост через Бухтарминское водохранилище. На его строительство заложили 25 млрд тенге.

Вместе с тем есть и хорошие новости: на некоторые проекты из Нацфонда планируют потратить меньше запланированного. Например, дорога «Жезказган – Караганда» по планам обошлась бы в этом году в 20 млрд тенге, но сумму сократили до 582 млн тенге, также почти на млрд тенге сократят трансферт из Нацфонда на реконструкцию дороги «Астана – Алматы».

На мост через Иртыш по дороге закладывали почти 22 млрд тенге на этот год. Теперь сумму пересмотрели – 15 млрд тенге.

Таким образом, несмотря на вероятную попытку уравновесить дополнительные траты и экономию, в документе траты увеличились на 43,6 млрд тенге, а сэкономили – 40,2 млрд тенге.

Вместе с тем, чем обосновано удорожание проектов, непонятно. Если проанализировать изменения курса доллара, то на момент принятия постановления 12 декабря он был 458,5 тенге за доллар. Более того, в течение года показатели были и выше. Если посмотреть курс на сегодняшний день, он составит 446,6 тенге за доллар.

Коррумпированная отрасль

Недавно появилась информация о том, что Антикор задержал должностных лиц подразделения АО "НК "КазАвтоЖол" в Жамбылской области. Их подозревают в хищении бюджетных средств в особо крупном размере при строительстве пункта пропуска "Кордай". Предварительная сумма ущерба –  более 194 млн тенге. При этом чуть позже стало известно, что задержан замдиректора филиала QazAvtoJol по Жамбылской области.

В начале марта стало известно, что в талдыкорганском суде приговорили экс-руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Жетысу к 3,5 годам ограничения свободы за некачественный ремонт дороги.

В конце февраля в Акмолинской области суд приговорил чиновника к двум годам лишения свободы по делу о хищении более 1,2 миллиарда тенге, которые выделяли на строительство дорог.

За последние 10 лет на строительство дорог Казахстан потратил 4 трлн тенге, но по показателям качества дорог в международном рейтинге оказался на 93 месте. Ежегодно на дорожном строительстве контролирующие органы выявляют около 5-6 тысяч нарушений. Антикор открыл более 120 уголовных дел по фактам хищений и злоупотреблений в сфере транспортной инфраструктуры за последние три года. 40 человек из отрасли суд приговорил к различным срокам.