Глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов предоставил неутешительный прогноз для "Казахстан темир жолы", передаёт Ulysmedia.kz.
КТЖ на грани выживания
“Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления, находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге”, – констатировал он.
Проблемы с тарифами
Неэффективной назвали в счетной палате проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть. Он действует с 2018 года. Проект убыточный.
Частники предпочитают прибыльные перевозки: нефть, нефтепрожукты, сформированные полные составы поездов, электрифицированные участки. Кроме того, их тарифы завышены, иногда и на 32%. Из-за этого потребители вынуждены платить за товары больше. По мнению Высшей аудиторской палаты, Минтранспорта очень слабо регулирует тарифы.
“Подходы в тарификации должны быть справедливыми. Поэтому необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков”, – отметил Алихан Смаилов.
КТЖ на пути к банкротству
Грузооборот по линии КТЖ стоит на 73% ниже себестоимости. Убытки составили 907 млрд тенге.
“При этом уровень отдельных регулируемых тарифов на экспорт ниже тарифов на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики. Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству”, – сказал он.
КТЖ не способна оплачивать свои обязательства, находится в “красной” зоне кредитного риска, долг компании на начало этого года – 2,9 трлн тенге, и рост его продолжаетсяю
“Необходимо провести оптимизацию затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния. При этом существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО “Самрук-Қазына” не способны предотвратить кризис Национальной железнодорожной компании страны. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ.”, – считают в ВАП.
Информационные системы устарели
Информационные системы управления железнодорожными перевозками устарели: внедряли их в 1980-2010 годы.
“Срок эксплуатации важной автоматизированной системы оперативного управления перевозками заканчивается в ноябре 2027 года. А новых решений до сих пор нет. Правообладателями основных систем являются их разработчики – иностранные компании. Права самостоятельной доработки, модернизации систем у КТЖ нет. Непрозрачны оказываемые меры государственной поддержки социально значимых пассажирских железнодорожных перевозок. Проведение конкурсов по субсидированию расходов перевозчиков осуществляется на бумажных носителях”, – констатировали аудиторы.
Нет подхода к возмещению расходов: некоторые перевозчики получают весь объем субсидий, а другие – частично, сумма непокрытых расходов с 2020 года составляет 65 млрд тенге.
“Не предусмотрено требование по направлению части прибыли и амортизационных отчислений на обновление активов пассажирских перевозчиков. Отсюда старые вагоны с несоблюдением элементарных санитарных норм”, – отметил Алихан Смаилов.
Высшая аудиторская палата рекомендуют правительству и “Самрук-казыне” решить вопрос долговой нагрузки КТЖ, обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети, предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию Национальной железнодорожной компании, скорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками.