×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Наш долг растет и будет расти - замглавы КТЖ

12.06.2024, 13:00
Наш долг растет и будет расти - замглавы КТЖ
КТЖ

По данным АО “НК “Казахстан темир жолы”, частные перевозчики отобрали часть объемов грузов у нацкомпании, передает Ulysmedia.kz.

Что произошло

Зампредседателя правления АО НК "КТЖ" Канат Альмагамбетов прокомментировал критику в отношении компании. 

Детали

“Два частных перевозчика взяли 6 процентов грузооборота, при этом забрали 28% прибыли КТЖ. Потому что они взяли прибыльно доходные грузы. Нефтепродукты. Второе - я считаю, что в данном случае неправильно преподносится слово “конкуренция”. Конкуренция определяет, что должно быть снижение. А вы видели снижение цены для получателя или отправителя грузов? Никто не получил снижения тарифов. Компаниям было четко сказано, что один из частных перевозчиков поставил тарифы выше КТЖ. Сейчас оба перевозчика отобрали часть грузов КТЖ, но общество и экономика не получили снижение тарифов”, - сказал он.

Что еще

“У КТЖ тарифы установлены, мы ими не играем. А частники имеют возможность договориться с грузоотправителями. Поэтому мы считаем, что частные грузовые перевозчики, которые сейчас развиваются в стране, не улучшают экономику страны и ухудшают пропускную способность”, - сказал Альмагамбетов.

Монополия?

Журналисты указали на то, что Альмагамбетов буквально предлагает отдать монополию в руки “КТЖ”.

“Перевозчики за инфраструктуру не отвечают. Частные перевозчики только везут свои грузы. В КТЖ есть понятие перекрестного субсидирования. Мы несем расходы по инфраструктуре. Сейчас частные перевозчики очень привилегированны. На Западе при открытии частных перевозчиков, им говорили, что есть объем, который везет нацперевозчик…Можете немного взять, но должны привозить новые грузы. У нас не так. Только мы покупаем локомотивы, тепловозы, электровозы. Нас упрекают, что долг растет. Он будет расти! Потому что мы покупаем локомотивы, пассажирские вагоны, мы берем кредиты и строим дороги. Это все КТЖ. При этом часть наших доходов, которые должны быть нашими, отдали в конкурентную сеть. Это нецелесообразно и неэффективно для государства”, - сказал он.

История

Ранее глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов предоставил неутешительный прогноз для "Казахстан темир жолы". 

“Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления, находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге”, – констатировал он. 

Неэффективной назвали в счетной палате проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть. Он действует с 2018 года. Проект убыточный. 

Частники предпочитают прибыльные перевозки: нефть, нефтепрожукты, сформированные полные составы поездов, электрифицированные участки. Кроме того, их тарифы завышены, иногда и на 32%. Из-за этого потребители вынуждены платить за товары больше. По мнению Высшей аудиторской палаты, Минтранспорта очень слабо регулирует тарифы. 

Высшая аудиторская палата рекомендуют правительству и “Самрук-казыне” решить вопрос долговой нагрузки КТЖ, обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети, предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию Национальной железнодорожной компании, скорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками.