С 2014 по 2024 годы Министерство здравоохранения Казахстана проводило целенаправленную политику по борьбе с курением, но стратегия не показала своей эффективности. Почему все эти усилия не дали ожидаемых результатов?
Данные Министерства здравоохранения РК свидетельствуют, что количество курильщиков среди взрослого населения за всё время антитабачных программ не изменилось значительно. Мало того: независимые исследования Euromonitor за тот же период указывают на значительное расхождение с официальной статистикой – по данным Euromonitor, фактическое число курильщиков в РК может быть почти вдвое выше, чем указывает Минздрав. Словом, казахстанцы в последние два года курят больше, чем в предыдущие периоды.
Исследование GATS за 2019 год, проведённое под надзором Минздрава, показало, что в 2014 году в Казахстане было 2,8 млн курильщиков, и к 2019 году это число никак не изменилось. То есть за пять лет количество курильщиков не сократилось в абсолютном значении. Такое исследование проводится министерством здравоохранения по рекомендации ВОЗ раз в пять лет. То есть в этом году должен выйти свежий отчет о статистике курения в нашей стране.
А пока новый отчёт ещё не готов, мы обратились к данным независимого европейского агентства Euromonitor, которое ежегодно проводит исследования в Казахстане, и сравнили их с теми, что предоставляет GATS под эгидой Минздрава. По данным Euromonitor, в 2019 году число курильщиков в Казахстане составляло целых 3,8 млн, а не 2,8 млн, как указывал GATS. Далее, начиная с 2019 года, с появлением бездымных альтернатив, по данным Euromonitor, число курильщиков начало снижаться и составило 3,3 миллиона к 2024 году. Очевидно, что снижение могло быть связано с переходом многих курящих на менее вредные бездымные продукты.
Но даже эти 3,3 млн человек – это на 500 тысяч больше, чем было в 2019-м по данным GATS. То есть получается, что Казахстан стал ещё более «курящим», чем раньше. А ведь в выводах исследования по заказу Минздрава указывается:
«Результаты GATS 2019, могут быть использованы лицами, определяющими политику, и экспертами по контролю за табаком в Республике Казахстан для оценки эффективности принятых мер по борьбе против табака, выявлению существующих недостатков, содействию разработки стратегических планов по дальнейшему усилению контрольных мер и сокращению смертности и заболеваемости, связанных с употреблением табака в стране».
Вот и непонятно, как происходит оценка, когда ситуация не улучшается, а ухудшается по данным независимых экспертов Euromonitor.
На фоне успехов развитых стран, таких как Великобритания (12% курильщиков), Швеция (5,6 % курильщиков), которые добились значительного снижения числа курильщиков в рамках Концепции снижения вреда, НПО в Казахстане, декларирующие что ведут борьбу с курением, увы, не добились результатов в своей политике борьбы за бездымное будущее. Если в развитых государствах правительства как раз в эти годы стремились мотивировать курильщиков заменять сигареты менее вредными бездымными продуктами (например, системами нагревания табака), то в Казахстане антитабачные НПО, получившие возможность влиять на эту политику, шли ровно в противоположном направлении. Например, в ОФ «Темекісіз» год за годом настойчиво добивались запрета бездымных продуктов, что в корне противоречит Концепции снижения вреда, хотя имеется множество исследований, что сигареты - самая вредная форма потребления табака.
Борьба с курением под влиянием организаций, управляемых Джамилёй Садыковой, включая подконтрольный ей фонд «Темекісіз», фактически привела к провалу государственной стратегии в борьбе за здоровый образ жизни. Получается, что все без исключения законодательные инициативы, исходившие от антитабачной коалиции, оказались бесполезными в деле снижения числа курильщиков. Так, например, структуры, управляемые Садыковой, за десять лет добились значительного повышения акцизов на сигареты, что привело к росту их стоимости в 4-5 раз. В итоге курящее население начало покупать подделку и контрафакт – теневой табачный рынок стал расти. Запрет кальянов оказался только на бумаге и не только не дал результатов, фактически увеличил серый рынок и коррупцию.
Получается, что при поддержке бывшего руководства Минздрава, Садыкова, которая не является компетентным лицом, полностью взяла под свой контроль государственную стратегию борьбы с курением. А может быть, это не случайность?
Недавнее исследование GSGR под названием «Разоблачение табачного дыма: оценка эффективности кампании Bloomberg против табака» подробно описывает, как американский миллиардер Майкл Блумберг создаёт в разных странах глобальную лоббистскую сеть. Авторы отмечают, что в Казахстане ключевую роль в реализации его целей играет именно Садыкова. В исследовании указано, в частности, что она также получала финансирование от других иностранных фондов для поддержки своих инициатив, которые «укладываются в глобальное лобби Блумберга по повышению цен и акцизов на сигареты, которое привело отнюдь не к сокращению курения, а к резкому росту рынка поддельного и контрабандного табака».
Так, по данным международных организаций, в Казахстане с 2020 по 2023 год нелегальный рынок сигарет вырос с 1,4% до 9,5%, то есть в пять раз.
Показательно, что Джамиля Садыкова старается не афишировать свою деятельность в рамках «Инициативы Блумберга».
«Стремление Садыковой стать депутатом проявляется в её усилиях по созданию сети лоббистов на уровне госструктур. Таким способом она явно стремится расширить влияние Bloomberg в Казахстане и продвинуть свои политические амбиции. Это свидетельствует о том, что её главная цель – не только борьба с табаком, но и реализация личных амбиций», – заключают авторы исследования GSGR.
Казахстанским медицинским властям явно стоит обратить внимание на выводы GSGR, где говорится, что иностранные лоббистские структуры создают глобальные сети влияния в разных странах мира. Это стоило бы обсудить в парламенте, правительстве, а также (возможно) и в специальных структурах. Ведь если все эти годы лоббисты на иностранные гранты диктуют нам государственную политику в сфере борьбы с курением, то завтра такие иностранные структуры могут заинтересоваться и иными направлениями законотворчества в Казахстане.