Эксперты ответили, каким образом можно дальше развивать систему социального страхования не через увеличение налогов и взносов в ГФСС, передает Ulysmedia.kz.
Что произошло
Эксперты аналитического центра Halyk Research рассказали о том, как усилить социальную защиту для женщин в Казахстан.
Детали
“Развитые системы социальной защиты отражают модели с доминированием социального страхования: работники и работодатели самостоятельно формируют достойный уровень социальных выплат благодаря своим взносам. В то время как в Казахстане система социального страхования,реализованная через ГФСС, функционирует уже двадцать лет, социальные расходы по большей части ложатся на государственный бюджет. Однако в некоторых секторах социальной защиты страхование превалирует, например, по поддержке женщин, связанной с рождением детей и уходом за ними – выплаты из ГФСС работающим женщинам многократно превышают бюджетные выплаты государства”, - говорится в публикации.
О чем это говорит?
Такая положительная динамика, с одной стороны, свидетельствует о том, что в этом направлении идет эффективная работа, а с другой, что работающие женщины защищены гораздо больше, а значит, необходимо повышать уровень женской формальной занятости.
Иными словами, пока солидарность системы социальной защиты отражает классическую модель, в Казахстане наблюдается явный перекос в сторону расходов государства – они более чем в 5 раз превышали выплаты по социальному страхованию в 2023 году.
“В мире же социальные фонды страхования очень сильно развиты и обеспечивают львиную долю социальной защиты населения. Однако избыточность государственного финансирования присутствует не во всех направлениях социальной защиты. Так, выплаты работающим женщинам, осуществляющим взносы в ГФСС, по рождению и уходу за ребенком многократно выше, чем аналогичные выплаты со стороны государства, осуществляемые вне зависимости от трудового статуса женщины”, - говорится в публикации.
Поддержка
Существующая поддержка женщин по рождению и уходу за ребенком со стороны государства включает единовременные выплаты на рождение ребенка, а также пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. В рамках ГФСС работающие женщины получают два вида выплат при рождении ребенка – на случай потери дохода в связи с беременностью и родами; на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до достижения им 1,5 лет. То есть, назначение выплат из бюджета и ГФСС является одинаковым, отличается только источник, покрытие и суммы.
С чем сравнить?
“Так, единовременные выплаты на рождение ребенка, которые можно сравнить с выплатами из ГФСС на случай потери дохода в связи с беременностью и родами составили 62 млрд в 2023 году, в то время как работающие женщины получили 348 млрд. То есть средняя выплата на одну женщину из ГФСС составила 1,2 млн, тогда как неработающие или неформально занятые женщины получили всего 157 тыс., то есть в среднем почти в 8 раз меньше”, - пишут эксперты.
Отдельно отмечается сильную непоследовательность в отношении выплат со стороны государства. Если посмотреть динамику последних пяти лет по этим выплатам, наблюдается волатильность как по количеству получателей, так и по объемам выплат.
“Динамика социального страхования, наоборот, показывает очень сильное развитие в последние несколько лет – в номинальном выражении выплаты выросли более чем в три раза с 2020 по 2023 год”, - говорится в публикации.
Какие выводы
Доминирующую роль в поддержке женщин по рождению и уходу за ребенком играет именно страховая система – выплаты государства более чем в 6 раз ниже, чем выплаты из ГФСС в 2023 году. Это говорит о хорошем развитии социального страхования в этом направлении.
“Также это соответствует международной практике, согласно которой такие расходы почти всегда осуществляются за счет средств страховых фондов. Выплаты для работающих женщин являются в целом довольно адекватными и выплачиваются на протяжении длительного времени по международным меркам”, - говорится в публикации.
Проблемы
“В то же время эти цифры обращают внимание на некоторые проблемы. Во-первых, они высвечивают контраст в выплатах между формально трудоустроенными женщинами и неработающими или самозанятыми женщинами, которые не являются участницами системы социального страхования. Очевидно, что, получая выплаты по рождению и уходу за ребенком во много раз ниже официально работающих женщин, они находятся в гораздо более уязвимом положении. Во-вторых, возникают вопросы касательно сильного перекоса по таким выплатам из ГФСС относительно других категорий социального страхования, например, по случаю потери работы или кормильца. В 2023 году они составили почти 85% всех выплат ГФСС. Насколько адекватно они формируются и не выплачиваются ли в ущерб другим категориям социального страхования? Каким образом можно дальше развивать систему социального страхования не через увеличение налогов и взносов в ГФСС и не через средства бюджета?” - пишут эксперты.
Что делать?
Для того чтобы выработать эффективные меры политики, необходимо тщательно исследовать эти проблемные вопросы. Тем не менее, очевидно, что необходимо увеличивать вовлеченность в систему социального страхования различных групп женщин, не только формально занятых.
“В ЕС, например, и неработающие, и самозанятые, и женщины с низким доходом являются участницами различных таких программ, обеспечивающих им определенный уровень выплат при рождении ребенка и уходе за ним”, - уточнили эксперты.