×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Крупнейший проект в сфере образования «Комфортная школа»: кто и за что отвечает?

Крупнейший проект в сфере образования «Комфортная школа»: кто и за что отвечает?

По поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева и по заказу министерства просвещения в период с 2023–2025 годы по всему Казахстану будут построены современные школы нового формата. За реализацией национального проекта зорко следят как представители государственных структур и бизнеса, так и местные сообщества, поскольку комфортные школы должны действительно отвечать требованиям и ожиданиям населения.

Успешная реализация проекта имеет стратегическое значение для подрастающего поколения, поэтому редакция Ulysmedia.kz решила разобраться, какие именно ведомства отвечают за различные аспекты строительства и какова их роль в реализации пилотного национального проекта «Комфортная школа».

Роль АО «Samruk-Kazyna Construction»

Согласно постановлению правительства РК №963 «Об утверждении пилотного национального проекта в области образования «Комфортная школа» единой дирекцией, отвечающей за качественное проектирование, строительство и оснащение будущих школ, является АО «Samruk-Kazyna Construction». На него возложена задача подготовки проектно-сметной документации (ПСД), разработки квалификационных требований и объявление конкурсов для определения подрядчиков, контроль за качеством и сроками строительства. В ПСД комфортных школ закладываются материалы, товары и оборудование из перечня архитектурного, градостроительного и строительного каталога (АГСК) для соблюдения всех норм оснащения.

Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» активно следит за деятельностью единого оператора пилотнго нацпроекта «Комфортная школа». Это стратегически важная инициатива, направленная на улучшение условий обучения и создание комфортной образовательной среды для школьников в Казахстане. Поддержка и контроль со стороны фонда «Самрук-Қазына» помогает обеспечить соблюдение высоких стандартов и эффективное использование средств.

Стоит заметить, что выбор подрядных организаций и иных поставщиков осуществляется при непосредственном участии Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» в качестве независимого наблюдателя по соблюдению принципов:

  • предоставления равных возможностей для участия в процедуре выбора подрядных организаций;
  • добросовестной конкуренции;
  • открытости и прозрачности процедуры выбора подрядных организаций;
  • недопущения коррупционных проявлений;
  • использование материалов, услуг и товаров отечественного производства.

Помимо этого, ключевую роль играет РГП «Госэкспертиза». Ее основная задача заключается в том, чтобы проверять качество ПСД, в частности проектных решений и их соответствие нормативам, стандартам и требованиям безопасности. Также важно учитывать, что ПСД комфортных школ должны выходить в установленные сроки рассмотрения документации, чтобы проект не затягивался.

АО «Samruk-Kazyna Construction» придерживается принципа прозрачности. Для этого в нацпроект интегрированы передовые практики строительной отрасли, такие как: ЕРС-контракты и обязательное использование подрядчиками информационной системы Е-Qurylys, интегрированной с кросс-платформой Bitrix, которая позволила перевести весь документооборот в электронный формат.

Кроме того, компания отвечает за соответствие строящегося объекта условиям задания на проектирование и требованиям национального проекта. Такие задачи требуют большого опыта и глубокого понимания специфики строительных проектов.

Однако вопрос строительства комфортных школ — это многогранный и комплексный процесс, в котором задействовано множество участников. У каждого из них своя зона ответственности.

Роль министерства просвещения РК

Национальный проект реализуется по заказу министерства просвещения, в чьи задачи входят: введение новых образовательных программ и методик обучения в комфортных школах, подготовка учителей, выбор языка обучения в образовательных учреждениях, а также предмет определения академической школьной программы.

Также ведомство принимает все решения по количеству школ и ведет расчеты по стоимости одного ученического места. Сметная калькуляция в разрезе на одно ученическое место была составлена еще в 2022 году, на основе расходов строительства обычных школ, потому что готовых проектных документации комфортных школ тогда не было. Стоит отметить, что согласно разделу 4 постановления правительства РК No 963 «Об утверждении пилотного национального проекта в области образования «Комфортная школа» объёмы бюджета на строительство и технологическое оснащение школ в рамках национального проекта определены на основании предварительной стоимости строительства школ. То есть точная стоимость одного ученического места определяется после получения ПСД положительного заключения государственной экспертизы. Это практика применяется при строительстве любых объектов, окончательная стоимость строительства всегда определяется по итогам государственной экспертизы.

Кроме того, в задачи министерства входят вопросы определения оснащения и мебели. Оснащение комфортных школ ведется в рамках приказа министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года №70 «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования». Перечень технических характеристик мебели и оборудования был разработан совместно с НПП «Атамекен» и министерством просвещения, опираясь на экспертное мнение профильных отраслевых специалистов. Этот перечень в обязательном порядке направляется специалистам АО «Samruk-Kazyna Construction».

Роль Акиматов и местных исполнительных органов

Одной из важнейших задач МИО - выделение земельных участков. Акиматы играют ключевую роль в этом процессе, так как именно они занимаются выбором местоположения новых учебных заведений.

Выделение участка должно производиться в строгом соответствии с законодательством РК. Перечень и местоположение объектов комфортных школ утверждено ППРК от 30.11.2022 №963, на основании данных министерства просвещения и местных исполнительных органов. Кроме того, местные исполнительные органы несут ответственность за принятие решений о сносе старых зданий для выделения участка, если это необходимо.

Акиматы в рамках нацпроекта также отвечают за подводку необходимой инфраструктуры: обеспечение доступа к электросетям, водоснабжению, канализации и транспортной сети.

Для полноты видения приведем перечень всех государственных органов и ответственных за реализацию национального проекта:

  • Министерство просвещения Республики Казахстан;
  • Министерство национальной экономики Республики Казахстан;
  • Министерство финансов Республики Казахстан;
  • Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан;
  • Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан;
  • Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
  • Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
  • Министерство культуры и информации Республики Казахстан;
  • местные исполнительные органы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента;
  • АО Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»;
  • АО «Samruk-Kazyna Construction»;
  • Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

После завершения всех строительных работ – будет осуществляться итоговая проверка освоенных бюджетных средств всеми надзорными органами с привлечением Высшей аудиторской палаты РК.

Так как реализация национального проекта «Комфортная школа» сконцентрирована не в одних руках, успешное выполнение поручения президента способствует укреплению внутреннего взаимодействия. Масштабное строительство школ по всему Казахстану требует координации и совместных усилий, что способствует созданию более слаженной и эффективной системы управления такими крупными проектами. Этот процесс помогает улучшить коммуникацию и сотрудничество между различными уровнями правительственных и общественных структур для реализации других масштабных инициатив в будущем.