В рамках национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны», разработанного министерством национальной экономики, за пять лет на развитие регионов Казахстана направят триллионы тенге.
За эти деньги министр национальной экономики Асет Иргалиев обещает к 2025 году провести качественную питьевую воду до каждого казахстанца – пока же более миллиона граждан не имеют этого. Глава МНЭ не скупится на обещания качественной воды и автодорог, потому что помнит, что его предшественники уходили гораздо раньше с поста, чем необходимо было персонально ответить за некачественную реализацию программы или проекта.
При хорошем раскладе на направляемые в рамках нацпроекта 7,6 трлн тенге можно будет добиться опережающего развития отстающих регионов, однако есть и большая вероятность того, что разница между областями станет более существенной, чем сейчас, а многие люди так и не получат нормальную воду.
Не секрет, что промышленно развитые регионы, а также крупнейшие города исторически притягивают лучших представителей областей. Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше жить. Пожалуй, первым стимулом для переезда являются наличие рабочих мест с хорошими зарплатами. Помимо этого, людей интересуют климатические, экологические, жилищные условия, а также возможности для образования детей, занятия спортом и прочие условия.
Стоит отметить, что внутренняя миграция населения из трудоизбыточных южных областей в северные идет далеко не идеально. Основную массу мигрантов на севере фактически принимает Нур-Султан. Это неудивительно – по данным Бюро национальной статистики среднемесячная номинальная зарплата в третьем квартале там составила 338,4 тыс. тенге против 181,4 тыс. тенге в самой густонаселенной Туркестанской области и 184,4 тыс. тенге в Жамбылской области. Если бы не подъемные на переезд в ту же Северо-Казахстанскую область, то вряд ли бы этот северный регион мог бы привлечь новую рабсилу при средней зарплате в 189,4 тыс. тенге с учетом гораздо больших расходов на теплую одежду, обувь и на отопление, чем на теплом юге. Еще более привлекательные по зарплатам регионы находятся на западе – 419,1 тыс. тенге в Атырауской области и 346,5 тыс. тенге в Мангистауской области также позволяют стимулировать внутренних мигрантов к переезду туда.
По данным Бюро нацстатистики, доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, то есть официально признанных беднотой, в Туркестанской области составляла 12,2%. На другом краю страны – в Северо-Казахстанской области этот показатель лучше – 6,7% (по доле бедных регион на втором месте), но явно не настолько, чтобы быть привлекательным для внутренних мигрантов. В промышленно-развитых Карагандинской и Атырауской области этот показатель составляет 3% при среднереспубликанских 5,3%.
Есть вероятность, что национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны» поможет нивелировать такие большие контрасты между регионами, создав хорошие условия для жизни по месту жительства. Проект предусматривает реализацию нескольких основных мер. В частности, планируется активно строить жилье – в этот сектор ожидается привлечь 13,5 трлн тенге до 2025 года. В результате за пять лет – 2021-2025 годы должно быть введено в эксплуатацию 103 млн квадратных метров жилья.
Для сравнения, в 2021 году ожидается сдать в эксплуатацию 17 млн квадратных метров жилья. Помимо городов такая работа будет проводиться и в селах - до конца 2025 года будет модернизировано 3 561 опорное и спутниковое село с потенциалом развития. Улучшение условий жизни, как ожидают в министерстве национальной экономике, которое отвечает за данный нацпроект, поможет привлечь в сельские населенные пункты более 21 тыс. специалистов в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, а также государственных служащих аппаратов акимов сел, поселков и сельских округов. Вместе с тем, валовый региональный продукт столицы и городов республиканского значения (Алматы и Шымкент) также будут ежегодно расти на 3,9%.
Параллельно с этим планируется построить 16 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения. По итогам реализации проекта абсолютно все жители казахстанских городов и сел должны получить доступ к услугам водоснабжения и водоотведения. Пока же более миллиона горожан и сельчан – 5% населения страны не имеют доступа к качественной питьевой воде.
Этот момент, если не подведет Асет Иргалиев, может стать исполнением подписанной первым президентом Нурсултаном Назарбаевым еще в 2001 году госпрограммы «Питьевые воды». Третьим этапом (2016-2030 годы) той программы предполагалось продолжение работ по внедрению новых достижений передовых технологий в строительство систем водоснабжения и подготовку вод питьевого качества. Также ожидалось построить и реконструировать системы и сооружения для «полного обеспечения населения Казахстана качественной питьевой водой».
В новом проекте данная часть поможет обеспечить казахстанцам, живущим в разных регионах и населенных пунктах, равный доступ к базовым услугам. А другим важным моментом станет обеспечение транспортной связанности между отдельными регионами.
В рамках проекта планируется реализовать ряд логистических проектов. В их числе строительство вторых путей и электрификация железнодорожного участка Достык-Мойынты. Это позволит увеличить пропускную способность сообщения Китай-Европа-Китай в пять раз. Данная мера должна помочь значительно увеличить доходы республики от транзита грузов. Такую задачу неоднократно ставил Нурсултан Назарбаев.
«Сопряжение программы «Нурлы жол» с инициативой «Один пояс - один путь» позволил укрепить транзитный потенциал Казахстана как доходный сектор экономики. Мы страна, живущая на суше, у нас нет выхода к морю. Теперь доставки грузов в Европу из Китая через Казахстан и обратно занимают в четыре раза меньше времени, чем через морской путь. Доходы от транзита только в прошлом году составили 1,5 млрд долларов. Когда все будет построено только за транзит Казахстан будет ежегодно получать 5 млрд долларов. Разве 30 лет назад мы могли предположить, что у нас будет прямой выход на рынки Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, конечно нет. Во сне даже не снилось, а сегодня мы имеем прямой выход на европейские страны и Атлантический регион с одной стороны, с другой сухой порт «Хоргос» на границе Казахстана и Китая напрямую связан с казахстанским терминалом в Тихом океане», - говорил он в июне 2019 года.
Для активизации взаимных поездок и торговли с открывающимся миру под руководством нового президента Шавката Мирзиеева Узбекистаном к концу 2024 года ожидается построить высокоскоростную железную дорогу Туркестан-Шымкент-Ташкент. Поезд будет двигаться по полностью электрифицированному пути с максимальной скоростью 250 км/ч и помимо этих городов останавливаться в пути в казахстанском приграничном Сарыагаше. К строительству дороги приступят уже в начале 2022 года.
Помимо железных дорог будут строиться и автомобильные. Это должно привести к росту транзита грузов, перевозимых автомашинами, с 23,5 млн тонн в 2021 году до 30 млн тонн в 2025 году.
«Все дороги республиканского значения будут доведены до хорошего состояния, а доля автодорог местного значения в хорошем состоянии составит 95%. Повышение качества автомобильных дорог позволит увеличить объем транзитных грузопотоков до 30 млн тонн к 2025 году», - сказал министр национальной экономики Асет Иргалиев, представляя нацпроект на заседании правительства 12 октября.
На финансирование нацпроекта потребуются солидные суммы – 7568 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета – 4022 млрд тенге, местного – 786 млрд тенге, частных инвестиций – 2760 млрд тенге. Такие вливания, как ожидается МНЭ, должны улучшить позиции Казахстана в Глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума с 62 до 49 по показателю «Инфраструктура», а также в рейтинге Всемирного Банка с 71 до 50 по показателю «Эффективность логистики».
«Министерством национальной экономики совместно с центральными и местными исполнительными органами будет обеспечено своевременное и качественное исполнение мероприятий в рамках национальных проектов. Будет проведена информационно-разъяснительная работа, а также обеспечен регулярный мониторинг реализации национальных проектов», - пообещал членам правительства Асет Иргалиев.
Глава МНЭ готов раздавать такие обещания, поскольку знает, что никто из его предшественников за всю историю независимого Казахстана не работал пять лет подряд на этой должности. Дольше всех на этой должности были двое, но и они не дотянули до пятилетки. Кайрат Келимбетов был министром экономики и бюджетного планирования с 28 августа 2002 года до 18 апреля 2006 года, а Ерболат Досаев был с 25 сентября 2012 года по 5 мая 2016 года министром экономического развития и торговли, министром экономики и бюджетного планирования, министром национальной экономики.
Потому-то и Асет Иргалиев, скорее всего, не ожидает, что с него персонально спросят за реализацию данного нацпроекта, который может облегчить жизни людей в регионах, поэтому, как и его предшественники, готов «лить воду», обещая на 100% обеспечить качественной питьевой водой и автомобильными дорогами всех казахстанцев.