Шесть лет назад экс-депутат мажилиса Мухтар Тиникеев подверг критике тот факт, что топ-менеджеры и руководители дочерних компаний «Самрук-Казына» зарабатывают не менее $200 тыс. в год. Что изменилось с тех пор? Насколько иностранные топ-менеджеры оправдывают деньги, которые в итоге оплачивают казахстанцы? Корреспондент Ulysmedia.kz попытался изучить этот вопрос.
Т6,2 МЛРД ПРЕМИЙ В ПРОШЛОМ ГОДУ
Еще в 2016г. экс-депутат Мухтар Тиникеев спросил у тогдашнего вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, почему доходы холдинга идут на премии руководителей, а не в госбюджет. В ответ Сагинтаев утверждал, что «умный человек никогда не будет работать за меньшие деньги». Действительно, на топ-менеджмент холдинг денег не жалеет. В 201г. общая сумма вознаграждения, выплаченного руководству Фонда и его дочерних обществ, составила Т7,1 млрд. Forbes.kz сообщал, что в том же году трем иностранным членам совета директоров (барону Оливье Декампу, Ричарду Эвансу и Александру Мирчеву) выплатили Т630 млн в год.
В 2019 году общее вознаграждение, выплаченное руководству фонда и его дочерних обществ, увеличилось до Т8,8 млрд.
Теперь обратим внимание на следующие цифры в финансовой отчетности «Самрук-Казына» за 2020г.
«Общая сумма вознаграждения, выплачиваемого ключевому управленческому персоналу, составила Т6 247 млн (т.е. Т6,2 млрд) в год», - говорится в сообщении.
По данным финотчетности, заработная плата всего управленческого персонала холдинга снизилась на Т2,6 млрд. по сравнению с прошлым годом. Вознаграждение, выплачиваемое ключевому управленческому персоналу, обычно состоит из контрактной ежемесячной зарплаты и других выплат, основанных на достижении операционных результатов. В отчете за прошлый год не указывается точная сумма денег, выплаченная членам совета директоров основного холдинга в стране.
Однако очевидно, что большая часть вознаграждения, выплачиваемого топ-менеджерам «Самрук-Казына», идет иностранным менеджерам. Это связано с тем, что в соответствии с Законом о государственной службе члены правительства, входящие в совет директоров, не могут получать вознаграждение и компенсацию, кроме заработной платы.
НЕЗАВИСИМЫЕ ДИРЕКТОРЫ
Совет директоров «Самрук-Казына Холдинг» состоит из 8 человек. Это Канат Бозумбаев, Данияр Акишев, Асет Ергалиев, Алмасадам Саткалиев, Вячеслав Ким, Дудас Джон, Онг Бун Хви и Лука Сутера.
Первые пять из них – довольно известные люди в стране. Один высокопоставленный чиновник, другой возглавлял и управлял Национальным банком, третий руководит министерством. Остальные трое - топ-менеджеры из-за рубежа.
Один из основных иностранных топ-менеджеров - Дудас Джон, он же председатель Совета директоров, независимый директор АО «Самрук-Қазына». Однако в СМИ не часто можно найти информацию о том, чем они занимаются.
Итак, Дудас Джон, 61-летний председатель совета директоров, гражданин Великобритании. Окончил Университет Витватерсранда в Южной Африке со степенью бакалавра в области горного дела, а затем со степенью магистра в области горной металлургии, имеет степень магистра делового администрирования Университета Хериот-Ватт. Дудас начал свою карьеру в 1984г. в компании Gencor Ltd. и занимал руководящие должности в алюминиевом подразделении крупных компаний, таких как BHP Billiton. С 2012г. Дудас является корпоративным консультантом международных горнодобывающих и профессиональных сервисных компаний, а с 2015 по 2019гг. он был членом Совета директоров Казатомпрома.
Еще один иностранный член совета директоров - Онг Бун Хви из Сингапура. Окончил Колледж командования и генерального штаба в Соединенных Штатах, со степенью бакалавра социальных наук в своей стране, магистр военных наук.
Онг Бун Хви начал свою карьеру в качестве старшего командующего и сотрудника Министерства обороны и вооруженных сил Сингапура. Однако в 2002г. занялся бизнесом. С тех пор, занимал должности управляющего директора Temasek Holdings, гендиректора Temasek Management Services и гендиректора по операциям в Singapore Power. С 2014 по 2020гг. он был координатором Азиатского центра идеологического лидерства, который продвигает лидерство во всей Азии и позволяет бизнес-лидерам и организациям реализовать эту концепцию.
Другой независимый иностранный директор – Сутера Лука. 50-летний гражданин Италии. Он окончил итальянский Университет Боккони по специальности деловое администрирование и бухгалтерский учет. Выпускник Лондонской школы экономики и политических наук.
Сутера Лука - бизнес-менеджер с опытом работы более 22 лет. В течение 15 лет он занимал должность финансового директора глобальных энергетических компаний и независимых благотворительных фондов в Европе, России и на Ближнем Востоке. До прихода в Energy Asset Group с 2015-2020гг. Сутера занимал должность финансового директора Nebras Power Group, государственной глобальной энергетической компании. С 2011-2015 гг. был старшим вице-президентом и финансовым директором TAQA (Национальная энергетическая компания Абу-Даби) по глобальному энергетическому и водному бизнесу.
С 2012-2018гг. являлся независимым неисполнительным директором и председателем Комитета по аудиту АО «KEGOC». С 2012-2020гг. год занимал должность старшего независимого директора, председателя комитета по аудиту Национального энергетического холдинга «Самрук-Энерго».
ЭКСПАТЫ ТОЖЕ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Насколько эффективно держать иностранных менеджеров в совете директоров Национальной компании «Самрук-Казына»? Почему власти страны заинтересованы в их работе и опыте? Мы задали эти вопросы специалистам.
Ерлан Бейсембинов, исполнительный директор Ассоциации независимых директоров Казахстана, пояснил, что на официальном сайте холдинга в первую очередь следует обратить внимание, что иностранные менеджеры в совете директоров указаны как независимые директора. Кто такие независимые директора и зачем они нужны? Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» дает полное определение термина «независимый директор».
«Если Вы обратите внимание на официальный веб-сайт национального холдинга, то увидите, что все зарубежные менеджеры, находящиеся в составе совета директоров, являются независимыми директорами. Кто такие независимые директора и зачем они нужны? Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» дает толкование термину «независимый директор». То есть, это специалист, который не является аффилированным лицом данной компании и не являлся им в течение трех лет, предшествовавших его избранию в совет директоров, а также не является аффилированным лицом по отношению к аффилированным лицам данной компании и не связан подчиненностью с должностными лицами компании (и не был связан подчиненностью в течение последних трех лет. Еще, что не маловажно, независимым директором не может быть госслужащий», - сказал он.
Ерлан Бейсембинов отметил, что по закону 30% членов совета директоров любого акционерного общества должны быть независимыми директорами. Кроме того, международная практика корпоративного управления (например, принципы ОЭСР и т. Д.) Предполагает, что публичные компании должны иметь независимых директоров в своих советах. Таким образом, учитываются интересы мажоритарных и миноритарных групп акционеров.
«Что касается привлечения именно иностранных специалистов в совет директоров, то такая практика существует и она оправдана. Казахстан не единственная страна, которая привлекает в качестве членов совета директоров (в том числе, независимых директоров) крупных публичных компаний иностранных специалистов. Это в первую очередь связано с необходимостью использования передового опыта и лучшей международной практики. Если вы посмотрите в открытых источниках биографию иностранных независимых директоров национального холдинга, то увидите, что у каждого из них за плечами колоссальный опыт в качестве собственников бизнеса или топ-менеджеров передовых компаний с мировым именем», - подчеркнул Бейсембинов.
По мнению эксперта, если акции и ценные бумаги той или иной компании котируются на международных финансовых площадках, независимые иностранные директора необходимы. Это повышает уверенность в открытом корпоративном управлении, точности и надежности финансовой отчетности, а также увеличивает прозрачность компании.
«Говоря о независимых директорах (в том числе, иностранных), следует отметить, что они, как и все члены совета директоров и правления, несут ответственность перед самой компанией и акционерами за вред, причиненный их действиями или бездействием, и за убытки, понесенные компанией в результате принятия решений», - резюмировал Ерлан Бейсембинов.
У НАС ЛЮБЯТ ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД В ИНОСТРАНЦАМИ
По мнению депутата Ирины Смирновой, отечественные специалисты не менее квалифицированы, чем иностранные. В первые годы независимости Казахстана приезд и деятельность экспатов могли быть оправданы, теперь же от этой практики нужно отказаться раз и навсегда.
«Нельзя сказать, что все они одинаково квалифицированы или успешны на своей родине. Напротив, те, кто больше не нужен на родине, приезжают зарабатывать деньги к нам. Я знаю очень много успешных компаний, в штате которых нет иностранцев. Возьмите Научно-исследовательский институт биобезопасности. Это институт, который производит вакцины. Я не удивллюсь, что со временем отечественная вакцина станет лучшей в мире. Наши ученые разработали замечательную вакцину, потратив немного времени и денег. И к ее созданию не привлекались иностранные специалисты. Все они наши граждане», - подчеркнула депутат.
Ирина Смирнова ранее посетила Обуховский ГОК. К ее удивлению, там работают только казахстанские инженеры. Они получают образование только в Казахстане, и производство там процветает. Таким образом, было построено предприятие, которым не могли управлять иностранцы. Компания теперь производит свою продукцию в виде полуфабрикатов, а не сырья.
«На мой взгляд, Самрук-Казына не получает дополнительных дивидендов от присутствия этих менеджеров. Мы привыкли кланяться всем так называемым «иностранцам». Такую практику надо оставить. На самом деле наши казахстанцы работают в правительствах Чехии, Франции и США, не так ли?! К сожалению, их ценят только там. И наши лидеры обращаются к экспатам», - заметила Смирнова.
«САМРУК-КАЗЫНА» НАДО РАСПУТИТЬ
На недавнем заседании Мажилиса активист Мухтар Тайжан резко раскритиковал тот факт, что холдинг «Самрук-Казына» перечисляет в бюджет только Т110 млрд из Т900 млрд. Мы также спросили его мнение. Однако, по словам Мухтара Тайжана, наш вопрос о совете директоров все еще остается проблемой.
«По сути, холдинга «Самрук-Казына» быть не должно. Рассмотрим естественные монополии. Например, «Казахстанские железные дороги» должны подчиняться непосредственно Министерству по инвестициям и развитию инфраструктуры. Прямой! Точно так же КазМунайГаз или КазТрансГаз, КазТрансОйл - должны подчиняться непосредственно Министерству энергетики. Удержание не требуется. Так мы жили в девяностые годы. А сейчас есть холдинг, объединяющий национальные компании, и государство ничего им прямо сказать не может. Необходимо решать проблему через холдинг», - сказал Мухтар Тайжан.
Автор Аян Орибай. Нур-Султан