В антикоррупционной службе сообщили, что состояние дорог в Казахстане постоянно вызывает жалобы граждан. Только за 2023-2024 годы в ведомство поступило более 20 тысяч обращений, передает Ulysmedia.kz.
По данным Антикора, с начала года зарегистрировано 24 уголовных дела в дорожной отрасли. За последние пять лет на дорожное строительство и ремонт потрачено более 6 трлн тенге.
«Внешний анализ показал наличие системных коррупционных рисков на всех этапах строительства и ремонта дорог — от планирования до контроля и содержания», — сообщили в пресс-службе.
На первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, либо ремонтируются дороги, на которых недавно проводились работы. При проектировании сметы искусственно завышаются за счет избыточных объемов работ и материалов. Контракты часто заключаются с подрядчиками без опыта и необходимых ресурсов, в условиях картельного сговора или с одного источника. Привлечение субподрядных организаций практически не контролируется.
«Усугубляет проблему недостаточная цифровизация. За последние 10 лет на развитие информационных систем потрачено 16 млрд бюджетных средств. Однако до сих пор не разработана цифровая карта дорог», — отметили в ведомстве.
Ранее в Костанае ремонт дороги затянулся на пять лет. По словам костанайцев, работы по ремонту ведутся без надлежащей подготовки: холодный асфальт укладывают прямо на поверхность, которая часто оказывается затопленной дождями и осушается без должной дренажной системы.
На ремонт улицы Косдаулетова в селе Басколь Павлодарской области планируется выделить более 32 млн тенге. По данным 2009 года, в Басколе проживает около 1100 человек. Акимат объясняет необходимость ремонта тем, что улица является важной для поселка, несмотря на то, что на ней расположено всего 11 домов, и ежедневно по ней проезжает до 50 автомобилей.
В городе Сарыагаш Туркестанской области новый асфальт на одной из дорог дал трещины уже на следующий день после укладки.