×
439.43
473.31
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
439.43
473.31
4.82

Ушедшие «в тень»: министры и депутаты закрылись от журналистов под прикрытием карантина

25.09.2021, 09:23
Фото: Ulysmedia.kz

На текущей неделе казахстанские чиновники от Минздрава отчитались на очередном заседании межведомственной комиссии по нераспространению COVID-19 (МВК) об улучшении эпидемиологической ситуации в стране и разрешили проводить тои. Что изменилось в работе казахстанских СМИ, попытался разобраться корреспондент Ulysmedia.kz.

Межведомственная  комиссия разрешила проводить тои. Правда есть ряд некоторых условий. В числе основных – иметь «зеленый» статус, то есть быть вакцинированным или со свежим отрицательным тестом на COVID-19. Открыв доступ к проведению тоев, массовых мероприятий, чиновники, между тем, не торопятся открывать свои двери.

Более 1,5 лет назад, когда пандемия пришла в нашу страну, двери администрации президента, правительства, парламента, министерств и госведомств были наглухо закрыты для журналистов, являющихся проводниками между народом и властью. Депутаты и министры ушли в онлайн, свели к нулю свое общение с представителями СМИ, которые докучали им вопросами, уточнениями и бегали за ними по лестницам и коридорам правительственных зданий. С того момента доступ к информации был ограничен. По сей день почерпнуть ее можно лишь из официальных выступлений министров, депутатов на заседаниях, транслируемых онлайн. Это как правило выверенная информация, сведенная к минимуму, показывающая в выгодном свете «работу» государственных мужей. От пресс-служб в лучшем случае можно получить такую же отписку, где много букв и мало смысла. И если раньше можно было добиться хоть какой-то информации, правды под прицелом фото и видеокамер, то теперь это стало невозможным.

Единственной площадкой в стране, где можно «встретиться» лицом к лицу (через экран) с министрами стала служба центральных коммуникаций (СЦК). После продолжительных споров с журналистами, их настойчивых просьб и писем, там организовали возможность общения чиновников со СМИ посредством Zoom. И тогда вся страна в прямом эфире смогла воочию убедиться в далеко невысоком уровне чиновников. Ярким примером являются брифинги представителей министерства здравоохранения. В течение почти двух часов можно было наблюдать как корреспонденты разных изданий пытаются практически «выжать» информацию то из министра Алексея Цоя, то из его заместителя, государственного санитарного врача Ерлана Киясова.

Зачастую брифинги перерастали в дискуссию, выходившие из себя из-за обтекаемых, «пустых» ответов, а иногда и откровенной лжи журналисты переходили на тирады в адрес чиновников. По всей видимости, поняв, как неприглядно они выглядят со стороны, Минздрав начал отправлять на амбразуру экспертов медицины, медиков, профессоров. Но те могут комментировать лишь узкоспециализированные вопросы, не уполномочены отвечать за всю республику. Вот уже несколько недель в СЦК идут брифинги с главами управлений здравоохранения регионов и городов. В Минздраве и СЦК не желают понимать, что республиканские и международные СМИ интересует эпидемиологическая обстановка не в отдельном регионе, а по республике в целом.

Еще один лайфхак как избежать общения с надоедливыми и обозлившимися журналистами (считай народом) придумали на сей раз в правительстве. Там задумали серию брифингов, посвященных реализации послания президента. На площадку пресс-центра правительства выводят вице-премьера и подотчетных ему министров. Журналистов оффлайн на этой пресс-конференции нет, но их нет и онлайн.

По заверениям пресс-службы кабмина, там нет технической возможности провести брифинг с выходом в Zoom. Вопросы они собирают заранее. Наверное, чтобы у министров было время вызубрить нужный ответ. В сенате в это время в обход карантинных мер, которыми они отмахиваются от журналистов, проводят «экспертные обсуждения», в ходе которых спикер вживую общается с приглашенными. На вопрос, когда правительство, сенат, мажилис, министерства откроют доступ для журналистов, ответ всегда один: «Когда будет соответствующее постановление санврача».

Почему же тои разрешены, а доступ журналистов нет? Почему разрешено проводить в Алматы межправительственные заседания с приглашением иностранных гостей, почему можно в разгар пандемии, когда бушует в стране «Дельта» штамм, проводить в Нур-Султане сирийские переговоры, где было не менее сотни участников? Журналисты в числе первых получили прививки от COVID-19 в стране, но даже с паспортом вакцинации, ПЦР-тестом вход для них запрещен. И судя по тому, как это удобно нашему истеблишменту, так будет еще очень долго.

 

Новости партнеров