×
530.24
543.97
5.16
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
530.24
543.97
5.16

Убийство солдата в Мангистау: что было в день трагедии

Сегодня, 15:05
Убийство солдата в Мангистау: что было в день трагедии
Коллаж Ulysmedia.kz

В Военном суде Астаны продолжаются слушания по резонансному делу об убийстве 19-летнего солдата-срочника Марата Баркулова. Сегодня показания дали родители погибшего – Асия Баркулова и Ербол Кунтинов и начальник штаба, специально прибывший из Актау. Он рассказал о событиях, произошедших в ночь трагедии, передает Ulysmedia.kz.

Воспоминания матери

Марат Баркулов был целеустремленным и активным парнем. Как рассказала его мать Асия Баркулова, он всегда стремился к новым высотам, мечтал о службе в армии и хотел продолжить семейную традицию.

 – Он хотел пойти по стопам братьев и дяди, служить именно в этой части. Однажды, когда мы разговаривали, он сказал: “Я хочу надеть берет. Он мне очень пойдет”, – вспоминает мать.

По словам Асии, у Марата первые впечатления отслужбы были положительными.

 – Он мне говорил: “Мам, мне здесь нравится”. На службу он не жаловался, был доволен условиями и общением с командиром. Нам даже создали специальный чат, где родители могли задавать вопросы и получать фотографии ребят, – отметила она.

Начал просить деньги

Однако с назначением нового командира, Досова, ситуация начала меняться.

   – 18 мая у него была присяга. Он так радовался, что я приехала. Он у меня шустрый, шубутной. А тут, когда я его увидела, он так возмужал, подтянулся. У него были друзья, он выглядел счастливым. Тогда я успокоилась, – говорит Асия.

Мать также отметила, что в августе его поведение изменилось, он стал просить деньги.

   – Он звонил и говорил: “Мам, дай тысячу или две тысячи тенге”. Когда я спрашивала, зачем, он отвечал: “Для себя”. Потом выяснилось, что по воскресеньям, когда он мне звонил и просил деньги, он также просил их у отца и сестры, – поделилась женщина.

Асия Баркулова рассказала, что в один из последних звонков, 1 сентября, она говорила с сыном на протяжении часа. Раньше Марат созванивался с матерью на 10-15 минут, так как в течение часа, отведенного на звонки, он хотел также переговорить и с отцом, и с сестрами, и с друзьями.

   – Он мне говорил: “мам, я тебя люблю. Я скучаю”. Рассказывал мне все, – вспоминала мать погибшего. 

О том, что рядовой Марат Баркулов просил деньги подтвердил в показаниях и отец парня - Ербол Кунтинов. 

Последний тревожный звонок

Последний раз Марат позвонил матери 2 сентября.

 – Он позвонил и сказал: “Мам, дай срочно номер папы”. Голос у него был встревоженный. Я спросила у него тогда, что случилось, но он ничего не ответил и сбросил звонок, – больше дозвониться до сына она не смогла.

7 сентября семья получила трагическое известие – Марат Баркулов погиб от выстрела в лицо. 

Что было в ночь трагедии

Начальника штаба Багдат Майлиев свои показания начал с того, что предупреждал подсудимого Дамира Досова не играться с пистолетом и провел для него инструктаж.

 – Я предупреждал Досова, чтобы он не вытаскивал ПМ, не игрался, не направлял ни на кого, с предохранителя не спускал. После этого я вышел и сам пошел контролировать личный состав. Половина была в бане, половину стояла, свои вещи сушила. После этого прибежал рядовой Жоламанов с криками, ну, не с криками... и рассказал, что лейтенант Досов нажал на курок и попал рядовому Баркулову в лицо, – рассказал Майлиев.

О подозреваемом

О Досове начальник штаба высказался нейтрально. 

    – Во время инструктажа мы спрашиваем обязанности, как принимается наряд и внешний вид. Я по своей инициативе провел инструктаж и я его предупредил, чтобы лишний раз пистолет не вытаскивал и спросил, в каких случаях пистолет используется. Изменения в настроении я не увидел. До этого, жалоб со стороны солдат не было. Я перед сборами видел его 2-3 раза. Он бегал с актами. Он спокойный, – сказал он.

После этого, адвокат подсудимого заявила, что по приказу МО РК, помимо инструктажа, каждый раз перед суточном дежурством должно проводиться психологическое тестирование. Однако психолога в штабе не оказалось. 

 – Как человек, который ответил на 270 вопросов психологического тестирования, не мог заступить на наряд? Психологическое тестирование перед нарядом мы не проводили, так как у нас в штабе нет психолога, – ответил начальник штаба.

Перепалка в суде

После этого лейтенант Досов обратился к Багдату Майлиеву:

Досов: Вы сказали, что проинструктировали меня, когда выдавали оружие, но вы этого не делали.

Майлиев: Есть свидетели, которые могут подтвердить мои слова. Когда я пришел, я первым делом подошел к Досову и сказал, ты сегодня заступаешь на боевое дежурство, с оружием. “Ты обязанности знаешь?”, спросил. Он сказал: “да, знаю”. И я пошел дальше проводить инструктаж.

Досов: Мне понятно, откуда у вас есть свидетели.

Майлиев: Мне тоже все понятно.

Перепалку военнослужащих прервала судья Тамара Королевская.  

Контекст

Напомним, Напомним, 7 сентября на полигоне "Оймаша" во время сборов подразделений Регионального командования "Запад" произошла трагедия – 19-летний солдат Марат Ерболулы Баркулов, проходивший срочную службу, погиб в результате несанкционированного выстрела.

10 сентября в селе Самар Восточно-Казахстанской области прошли похороны погибшего.

14 декабря адвокат сообщил о многочисленных нарушениях со стороны следствия по этому делу.

14 января 2024 года в военном суде Астаны началось первое судебное заседание по делу об убийстве 19-летнего солдата-срочника Марата Баркулова. Что о деле думают родители погибшего и кто их пришел поддержать, читайте здесь.

Стоит отметить, что суд начался со скандала – отец погибшего Ербол Кунтинов грозил суицидом и отправился в АП. 

15 января 2024 года разбирательство по делу об убийстве 19-летнего солдата-срочника Марата Баркулова продолжилось. Представители Минобороны и Актауского гарнизона, где произошла трагедия, на заседании не присутствуют. Что сказал по делу отец погибшего Ербол Кунтинов и с чем не согласен адвокат пострадавшей стороны, читайте здесь.

Поддержать родных Марата Баркулова приехали родители других солдат, погибших и пострадавших на службе в мирное время. Они говорят, что их объединило стремление добиться справедливости и честного расследования обстоятельств трагедий, которые унесли жизни их детей или сделали их инвалидами. 

Суициды, травмы, не совместимые с жизнью, психический надлом – это то, что прочно вошло в патриотический пакет под названием “долг Родине”. О том, почему армейская служба не совместима с жизнью, читайте здесь

Точка кипения

9 сентября появилась петиция «За отмену воинской службы». Авторы утверждают, что в армии до сих пор есть дедовщина, низкая квалификация срочников, неготовность к современным вызовам, психологическое давление, случаи самоубийств, отсутствие личной мотивации и смысла службы для призывников.

Петиция направлена в адрес министерства обороны. Вероятно, там ответят, что служат срочники не только в воинских частях. Однако служить в «армию» направляют как раз военкоматы - после медосмотров и грифа «Годен» их распределяют служить в разные подразделения.

В армии наступил кризис

Минобороны и министр Руслан Жаксылыков докладывают о том, что делается для улучшения атмосферы в армии: камеры, психологи, плюшки после армии, отсрочки по кредитам. Но как-то это слабо работает. Бывший кадровый военный Кайрат Копбаев утверждает, что армия переживает системный кризис, несмотря на достаточное количество инструментов и механизмов по профилактике правонарушений. По версии бывшего руководителя департамента кадровой службы Минобороны, нужно повышать ответственность командиров.

Он также отметил, что нежелание служить и попытки избежать призыва кроются не столько в страхе, сколько в нежелании молодых людей тратить время на на армию.