Казахстан в ближайшие годы может столкнуться с серьёзным дефицитом бензина, дизельного топлива и авиационного керосина. К 2030 году нехватка дизельного топлива может составить от 2 до 4 миллионов тонн в год, а авиационного керосина — более полумиллиона тонн, передает Ulysmedia.kz.
По словам журналиста и аналитика Кирилла Павлова, основная причина в том, что страна продолжает эксплуатировать устаревшие нефтеперерабатывающие заводы, построенные ещё в советское время. Модернизации проводились минимально, а строительство новых мощностей откладывалось.
Он считает, что ситуация усугубляется ростом населения Казахстана, которое к 2050 году может достигнуть 27 миллионов человек. Кроме того, соседние страны Центральной Азии с населением около 430 миллионов также увеличивают спрос на топливо.
Мощности казахстанских НПЗ, которые сейчас составляют 18 миллионов тонн в год, уже на пределе, а расширение и строительство новых заводов запланировано только на ближайшие годы.
Власти разработали план развития нефтепереработки до 2040 года, который включает:
Однако даже при успешной реализации всех планов полное покрытие внутренних потребностей ожидается не раньше 2040 года.
Дефицит неизбежно ведёт к росту цен. Даже если правительство предпримет меры для субсидирования топлива, рыночная экономика всё равно возьмёт своё. Учитывая высокий спрос на ГСМ в соседних странах, Казахстан может столкнуться с несанкционированным вывозом топлива, что дополнительно обострит ситуацию. Тем более, такое уже проходили, - заявил Павлов.
Он считает, что Казахстану необходимо не только срочно модернизировать и расширять существующие мощности, но и строить новые заводы, чтобы справляться с растущими потребностями. Если не начать действовать сейчас, страна рискует столкнуться с серьёзным дефицитом, который затруднит развитие экономики и ухудшит жизнь граждан.
Министерство энергетики Казахстана запретило вывоз бензина и дизельного топлива за пределы ЕАЭС на шесть месяцев, начиная с 1 января 2025 года.
Такие меры могут быть связаны с необходимостью стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, предотвращения дефицита и резкого роста цен на топливо внутри страны. Ограничения помогут контролировать экспортные объемы и при этом обеспечить достаточные запасы внутри Казахстана.
Как сильно вырастет цена на бензин, если в Казахстане откажутся от регулирования.